Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Рекомендации Обаме

[09:53 03 марта 2009 года ] [ День, №36, 3 марта 2009 ]

Или как предотвратить кризис в Украине.

Ситуация в Украине, когда, в частности, возможны катастрофические последствия мирового экономического и финансового кризиса, ударившего и по нашей стране, вызывает обеспокоенность в Европе и США. Председатель сенатского комитета по иностранным делам Джон Керри в статье, напечатанной 27 февраля в Wall Street Journal Europe, считает, что сложная ситуация в Украине может вызвать эффект домино и не только дестабилизировать банки Западной Европы, которые вышли на рынки Восточной Европы, но и действительно изменить геополитическую карту. По мнению сенатора, США не могут допустить того, чтобы пустили на ветер инвестиции, которые были вложены в два десятилетия процветания, демократии и строительства институтов в Восточной Европе.

Сейчас новая администрация США занята борьбой с кризисом и разрешением собственных проблем, которые накопились за последние годы правления Джорджа Буша. И, похоже, ей не до того, чтобы отвлекаться на проблемы, которые возникли в других регионах и отдельных странах. Тем более что теперь администрация Барака Обамы фактически находится в состоянии пересмотра подходов к Европе, России, Украине.

Однако американские эксперты, которые занимаются Украиной, не тратили напрасно времени. Они предлагают свои рекомендации относительно того, какую политику должен проводить Вашингтон в отношении Киева. В частности, старший советник Центра стратегических и международных исследований, экс-посол США в Украине Стивен Пайфер подготовил доклад “Предотвращение кризиса в Украине” по заказу Центра превентивных действий американского Совета по международным отношениям.

Экс-посол считает, что США должны формировать свою политику в отношении Украины, учитывая политические реалии в украинском государстве. В то же время, отметил Пайфер, администрация Обамы должна пытаться улучшить отношения с Россией, но это не означает, что она должна прекратить оказывать сильную поддержку Украине в интеграции в НАТО. “Вашингтон не имеет права и не должен отпустить Украину в геополитическую орбиту Москвы”, — отмечает эксперт.

Он также рекомендует новой американской администрации как можно быстрее ввести в действие новую стратегию, которая в этом году должна заключаться в поддержке реформ в Украине и прогресса на пути евроатлантической интеграции. По его мнению, главный месседж Киеву должен заключаться в том, что Украина должна навести порядок в своем доме и осторожно вести себя по отношению к Москве, пытаясь избегать конфронтации. В то же время американский эксперт подчеркивает, что Вашингтон должен быть готовым предостеречь Москву не недооценивать потерь, которые могут возникнуть из-за попытки слишком давить на Украину. В целом стратегия США, считает Пайфер должна включать пять элементов. Ниже даем в сокращенном виде рекомендации американского эксперта.

1. Возобновление регулярного диалога на высоком уровне.

Новая администрация должна институализировать канал высокого уровня с Киевом. Идеально этот канал должен включать вице-президента Джо Байдена, украинского президента и премьер-министра в рамках постоянного механизма, подобного межгосударственной комиссии. У такой комиссии должно быть две цели:

— мониторинг двусторонних отношений и гарантирования, своевременная постановка и решение проблем американской и украинской бюрократией;

— развитие таких отношений с украинским президентом, премьер-министром, а также ведущим оппозиционным лидером, благодаря чему можно будет доверительно передавать полезные, а иногда и жесткие мессиджи, зная, что они получат отклик.

2. Минимизация напряжения внутри страны.

Администрация должна выработать такой подход к Украине, чтобы помочь минимизировать внутреннюю напряженность, которая может разжечь или опять открыть раскол между Востоком и Западом Украины. Вашингтон должен призвать к большему единству между президентом и премьер-министром. Высшие американские должностные лица должны быть более откровенными в отношении этого с украинскими партнерами и регулярно встречаться с лидером оппозиции, чтобы подчеркивать необходимость единства в отношении украинского суверенитета и избежания углубления внутреннего противостояния.

Учитывая опыт Грузии, Вашингтон должен четко донести Киеву, на какую поддержку он может надеяться, в случае, если между Украиной и Россией возникнет большая конфронтация.

Для пропаганды более открытой, прозрачной и дееспособной демократической системы в Украине, американские программы помощи развития демократии должны:

— содействовать разработке конституционных поправок, чтобы снять существующую двусмысленность относительно распределения полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти, между Президентом и премьер-министром;

— содействовать серьезным антикоррупционным действиям, включая большую прозрачность в политике таким образом, чтобы ослабить влияние или, по крайней мере, обнаружить коррупцию и влияние России;

— помогать развитию партийного строительства партий, чтобы они стали массовыми организациями и базировались на общих интересах, а не вокруг нескольких важных личностей и бизнес интересах.

Специальная техническая помощь США должна быть сосредоточена на создании экономических возможностей в Севастополе, чтобы местная экономика не была разрушена, если будет выведен Черноморский флот.

3. Ослабление уязвимости от российского давления.

Вашингтон должен активно работать с Киевом, чтобы ослабить уязвимость Украины от российского давления и рычагов влияния. Этого можно достичь увеличением технической помощи, направленной на укрепление энергетической безопасности.

Украина должна безотлагательно укрепить свою энергетическую безопасность и ввести прозрачные процедуры для закупки и транзита газа, увеличить внутренние источники производства энергии, включая газ, нефть и восстанавливаемые источники энергии. Украине необходимо позволить внутри страны повысить цены на энергоресурсы до уровня рыночных.

Вашингтон должен проводить мониторинг российской деятельности в Украине и инструментов, которые включают публичную дипломатию, местные негосударственные организации, финансирование масс-медиа, выдачу паспортов украинских граждан, инвестиции, тайные операции, а также использование связей организованной преступности. При этом Вашингтон должен консультироваться с украинским правительством, чтобы обе стороны как можно лучше понимали российскую деятельность в Украине и могли заблаговременно предупредить вспышки напряженности в стране. В центре особого внимания должна стать деятельность России в Крыму.

4. Отношения между НАТО и Украиной

В начале 2009 года у Вашингтона есть три варианта развития отношения между Альянсом и Украиной.

Во-первых, США могут оказывать давление на НАТО, чтобы предоставить Украине ПДЧ, возможно, на апрельском саммите, надеясь, что союзники пойдут на уступки администрации Обамы.

Во-вторых, США может призвать к тому, чтобы отношения между НАТО и Украиной развивались на базе ежегодной национальной программы по расширению практического сотрудничества, но с отсрочкой предоставления ПДЧ.

В-третьих, США может воздержаться от какого-либо давления по углублению отношений между НАТО и Украиной.

Первый вариант будет требовать от нового президента Украины большой энергичности в отношениях с натовскими партнерами в начале своего срока, в лучшем случае со слабой перспективой успеха. Третий вариант может стать значительным поворотом политики и послать тревожный сигнал Киеву и поощрить россиян продолжать грубую политическую тактику прошлого года с убеждением, что они могут навязать свою волю и оградить от Запада Украину и другие бывшие советские республики.

Вашингтон должен работать с Киевом, чтобы наполнить правильным содержанием отношения Украины с НАТО. А это означает помощь Украине в разработке планов сотрудничества, которые должны приниматься в ежегодной национальной программе углубления отношений между НАТО и Украиной.

Реализация ежегодной национальной программы в 2009 году является лучшим путем для Украины развивать дальнейшие отношения с НАТО, разряжая вопрос по ПДЧ внутри страны и в отношениях с Россией.

Возможно, после президентских выборов украинское правительство может решить изменить темпы развития отношений с Альянсом. В этом случае Вашингтон должен воспринять и поддержать украинский подход.

5. Координация действий с Европой

Администрация Обамы должна работать с союзниками НАТО, чтобы увеличивать поддержку наполненной содержанием ежегодной национальной программы Украины. Американское правительство также должно побуждать союзников НАТО усиливать двусторонние связи с Киевом. Администрация Обамы должна обеспечить сильную поддержку со стороны Германии практических действий, чтобы наполнить содержанием декабрьское решение министров иностранных дел и таким образом продемонстрировать интерес Альянса к Украине даже при отсутствии ПДЧ.

Вашингтон должен продолжать тесные консультации с Европейским Союзом в отношении Украины, в частности, усиление европейской интеграции. Кроме того, Вашингтон и Брюссель должны координировать программы помощи США и ЕС, чтобы смягчить напряженность в Украине.

Мыкола СИРУК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.