Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Путь к солидарности

[16:09 19 октября 2010 года ] [ День, № 189, 19 октября 2010 ]

В помещении Киевской городской галереи “Лавра” открылась выставка “Пути к свободе: через “Солидарность” к Европе”.

Выставка организована в связи с 30-летием Независимого профсоюза “Солидарность”, как известно, родившейся благодаря событиям на Гданьской судоверфи им. Ленина в августе 1980 года; однако, представленные материалы в целом охватывают историю послевоенной Польши до конца 1980-х годов, плюс постскриптум об изменениях, происшедших в Восточной Европе в следующее десятилетие.

Структура традиционна для такого рода экспозиций: стенды с увеличенными фотографиями и сопроводительными текстами, несколько экранов с показом кинохроники в режиме нон-стоп, предметные инсталляции, наглядно отражающие быт польских граждан в описываемых обстоятельствах. Видно, что путь наших западных соседей к свободе был очень нелегким. Судьбу страны решили в рамках послевоенных договоренностей, согласно которым поляки очутилась в сфере влияния СССР. Уже первые стенды показывают картины, до боли знакомые кому-либо, кто застал “развитой социализм”: длиннейшие очереди за любыми, более-менее нужными товарами, анекдотический дефицит туалетной бумаги, общая серость и отсутствие развлечений, цензура и бессмысленные официальные парады.

Вещи, которые за восточной границей ПНР уныло воспринимались как объективная данность, вызывали у польского народа совершенно иную реакцию. Вместо того, чтобы, проглотив очередное повышение цен и “вертеться”, в советском понимании слова: где-то красть, где-то дать взятку, где-то что-то выменивать “по блату” — поляки восставали. Захватывающая история этого сопротивления, до сих пор малоизвестная у нас, представлена на “Путях к свободе” достаточно подробно.

Первое такое восстание состоялось 28 июня 1956 года в Познани. Забастовали крупнейшие предприятия города, народ вышел на улицу и потребовал диалога с властью — не дождался. Массовые манифестации привели к разгрому местного отдела компартии (Польской объединенной рабочей партии, ПОРП) и милиции, также люди разрушили “глушилку”, которая мешала слушать западные радиостанции.

Ближе к вечеру власть бросила против познанцев танки, погибло, по разным данным, от 57 до 78 человек. Несмотря на поражение забастовщиков, режим не только отменил повышение цен, но и пошел на смену руководства и значительную либерализацию — известную теперь в Республике Польша как “Октябрь-56”. В частности, были прекращены попытки загонять польских крестьян в колхозы, католическая церковь получила значительную автономию от власти, снизилось и давление цензуры на искусство — что привело к настоящему расцвету, в частности, польского кино и театра.

И именно поэтому так остро было воспринято запрещение спектакля по “Дзядам” Адама Мицкевича в Театре Народовом в Варшаве зимой 1968 года. Партийное руководство заклеймило спектакль как “антисоветский”. Дальше случилась вещь, опять-таки невероятная для раздавленного советского сознания: вместо того, чтобы все это проглотить, как, к сожалению, было у нас, польская интеллигенция (в том числе официальный Союз писателей) и студенты стали выражать публичные протесты сначала на бумаге, в виде петиций, а затем и на улицах. Власть прибегла к привычным средствам — массовому избиению и арестам манифестантов, а затем, чтобы как-то погасить недовольство, организовала антисемитскую кампанию, под шумок выслав в принудительную эмиграцию наиболее активных оппонентов.

Однако последующие беспорядки вспыхнули вскоре — слишком уж бездарной была экономическая политика коммунистов. Объявленное повышение цен спровоцировало забастовки в Гдыне, Гданьске и Щецине в середине декабря 1970 года; силовое подавление привело к тому, что забастовки начали распространяться по всей стране. Опять были выстрелы и жертвы — до 40 погибших, до 1000 раненых, но, в конечном итоге, пришлось подавать в отставку всему руководству страны, а новому правительству — фиксировать цены в специальных законах.

Впрочем, слабость любой тоталитарной и, в частности, коммунистической, власти в том, что она не способна учиться ни на собственных, ни на чужих ошибках. Новую попытку поднять цены осуществили летом 1976-го; ПОРП готовилась заранее, введя войска и милицию в самые большие города — однако взорвалось там, где не ждали. 25 июня в относительно небольшом городе Радоме (100 километров от Варшавы) рабочие, не дождавшись переговоров с властью, ворвались в местный комитет ПОРП и нашли в спецбуфете запасы деликатесной колбасы, в то время как в магазинах для обычных людей приходилось стоять часами в очереди за низкокачественным мясом, которое, к тому же, отпускалось нормировано. Разъяренные демонстранты просто сожгли обком, а затем заняли центр города; правительство подавило восстание с большим трудом, перебросив усиленные отряды милиции. Опять-таки, не обошлось без убитых (трое рабочих) и раненых (около 200 человек). Протесты в других городах центра страны продолжались еще неделю.

События 1976 года знаменательны тем, что они породили союз рабочего класса и интеллигенции: именно после бойни в Радоме и несправедливых судов над участниками беспорядков, варшавские интеллектуалы создали в 1976 и 1977 годах соответственно Комитет защиты рабочих и Комитет самообороны (КЗР и КОС; интересно, что инициатором в обоих случаях был последовательно левый, внепартийный, уроженец Львова — Яцек Куронь). Эти организации занялись юридической защитой арестованных, сбором средств для их семей и распространением правдивой информации. Ситуация в корне изменилась: если беспорядки 1956, 1968 и 1970 годов были во многом стихийны (наподобие советского Новочеркасска в 1962-м и с такими же печальными последствиями), то отныне недовольство стало оформляться в рамках постоянно действующей оппозиции, сила которой выходила далеко за рамки как привычного диссидентства, так и спонтанных всплесков недовольства. На побережье начали действовать полуподпольные профсоюзы. Собственно, именно увольнение с работы одного из руководителей такого союза, Анны Валентинович (о трагической судьбе Анны Валентинович “День” написал первым в № 90 от 28 мая 2010 года, кстати, украинки — в Ровно до сих пор живет ее сестра Ольга) и привела к забастовке на Гданьской судоверфи 14 августа 1980 года.

Здесь и проявилось взаимопонимание интеллектуалов и рабочих, которое власть не смогла пресечь. Забастовка была хорошо организованной, с четко сформулированными требованиями, проходила без каких-либо эксцессов. Добившись восстановления на работе уволенных товарищей, гарантий относительно неприменения репрессий и повышения зарплаты, забастовщики не остановились. Последующая история известна. Забастовки охватили всю Польшу, а на воротах верфи появились доски с написанными от руки 21 требованием к коммунистической власти — от сугубо экономических шагов, необходимых, чтобы улучшить положение рабочих, до требований свободы слова, освобождения политических заключенных и признания независимых профсоюзов. Кстати, сами доски, впоследствии признанные ЮНЕСКО мировым культурным наследием, выставлены в настоящий момент в “Лавре”. Власть была вынуждена пойти на переговоры и подписание соглашения с бастующими. “Солидарность”, образовавшаяся вскоре, объединила 10 миллионов человек — половину работающего населения страны. На 16 месяцев Польша стала самой свободной страной за Железным занавесом. От этого удара коммунистическая система так и не оправилась.

После посещения выставки понимаешь, что солидарность — больше чем название первого независимого профсоюза в коммунистических странах, это — способ мышления поляков. Ведь лидерами движения были люди диаметрально противоположных убеждений — от правоверных католиков-консерваторов до анархо-синдикалистов. Однако они забывали обо всех расхождениях, берясь за общее дело. Сплоченность стала самым мощным оружием против милиции, войск и танков. Более того: именно благодаря опыту солидарности поляки пережили и другое нелегкое испытание — свободу, ведь после падения коммунизма к власти пришли профессиональные управленцы, политики, экономисты, не запятнанные участием в злодействах диктатуры.

После “Путей к свободе” остается немало вопросов, и касаются они, конечно, не Польши, а Украины. Почему у нас крупнейшие профсоюзы контролируются властью и действуют лишь в ее интересах, почему мы готовы терпеть самых бездарных правителей до последнего, и главное — почему солидарность до сих пор остается для нас недосягаемой? Одни и те же вопросы, не сказать уже, в который раз.

Первый, безусловно удачный шаг к солидарности мы предприняли в 2004 году (на выставке упомянута наша оранжевая революция). Что же, будем учиться идти дальше.

Конечно, были у нас свои исторические причины: всех, кто мог активно сопротивляться, истребили физически в 1918—1921 году в центральной и восточной Украине, а в 1945—1951-м — и на западе государства. У нас была беспомощная и расколотая церковь, выморенное и порабощенное крестьянство, слабо организованные и не сознающие свои права рабочие; да и, в конечном счете, центр “империи зла” с его огромным арсеналом кнутов и пряников находился слишком близко. Но империя — в прошлом, а нам с вами, как давно и верно сказано, — “своє робити”.

Научимся обязательно.

Комментарии

Богдан ЛИС, соратник Леха Валенсы, участник круглого стола:

— Эта выставка ездит по всему миру. Мы хотим, чтобы она рассказала об обычных людях, об их решительности. И что можно выиграть, идя против этих танков, которые изображены на фото, не обязательно с гранатами, а просто имея знания, убеждения, придерживаясь моральных принципов. Конечно, это не гарантирует полную безопасность всем, ведь на нашем пути были и жертвы. Деятельностью “Солидарности” я доволен, потому что Польша сегодня свободная и демократическая. А когда я нахожусь здесь, на выставке, то в моей голове открываются какие-то кадры из моей жизни.

Ярослав ГОДУН, директор Польского института:

— Выставка “Пути к свободе” рассказывает об истории Европы, а также о профсоюзном движении “Солидарность”. Если бы его не было, то не было бы и Европы. Это движение изменило историю 80-х. Первые свободные выборы в Польше состоялись 4 июня 1989 г., а после этого демократические преобразования произошли и в других странах: Румынии, Болгарии, Чехии, Словакии, а Германия объединилась. Я очень рад, что эта выставка также приехала в Киев. Думаю, что она очень интересна не только для тех людей, которые жили в Советском Союзе и могут увидеть героев 80-х годов, но и для молодежи, которая может прийти и увидеть, как жили люди при господстве Советского Союза, как выглядели магазины, как эти люди, которые сегодня являются героями, делали, издавали эти газеты. Я считаю, что на этой выставке можно увидеть интерактивную историю.

Харальд ГЕРРМАНН, руководитель отдела культуры, образования и меньшинств Посольства Федеративной Республики Германия в Украине:

— Я хочу поздравить Польский институт с тем, что они привезли эту выставку сюда — это очень интересная выставка, показывающая один из ключевых моментов в истории Европы после Второй мировой войны, это один из главных шагов на пути к освобождению восточной Европы. Без “Солидарности” мы не можем представить ни падения Берлинской стены, ни Независимости Украины. Поэтому мы не можем не оценить того, что сделали люди в Польше для Европы, для немцев, украинцев в начале 80-х гг.

Евген СВЕРСТЮК, общественный деятель, правозащитник:

— Поляки, по сути, уже имели готовую иерархию. За ними стоял народ, а за ним — католическая церковь, Папа Римский — это колоссальное влияние, которое нельзя недооценивать. Наши восстания носили несколько иной характер, но были очень похожими на “Солидарность”. Восстание в Норильске в 1953 году было солидарностью около 3 тыс. политзаключенных, выступивших с требованиями, в том числе и политическими, против администрации. Причем у них нашелся свой Лех Валенса.

Игорь САМОКИШ, Дмитрий ДЕСЯТЕРИК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.