Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Проект “Одесса-Броды”: экономика или политика?

[09:02 08 мая 2009 года ] [ Главред, 7 мая 2009 ]

Отношения Кабинета Министров Украины и Секретариата Президента снова обострились.

В этот раз в вопросе транспортировки энергоносителей.

Ющенко настаивает на немедленном переводе “Одесса-Броды” в аверсное направление, а в правительстве говорят, что это пока невозможно. Чего в этом вопросе больше, экономики или все же политики?

Во вторник Президент выставил требование правительству немедленно запустить прокачку нефти по трубопроводу “Одесса-Броды” в европейском направлении. Он в который раз заявил, что именно это направление отвечает национальным интересам Украины. Ответ Кабмина не задержался и был прогнозируемым. Устами министра топлива и энергетики Юрия Продана правительство ответило, что в отсутствие поставщика и потребителей этот проект в ближайшем будущем невозможен. Однако в президентской канцелярии проявили настойчивость. Правоту своего шефа взялся доказывать уполномоченный Президента по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский. Он сослался на апрельскую встречу Виктора Ющенко и Ильхама Алиева, на которой последний заверил своего украинского коллегу в том, что у Азербайджана есть необходимые 5 млн. тонн нефти в год для наполнения аверсной прокачки по нефтепроводу “Одесса-Броды”. А с другого конца трубы, как отмечает Соколовский, есть подтвержденные потребители — НПЗ в Австрии и Чехии.

Пассивность Министерства топлива и энергетики сразу же навела президентский Секретариат на мысль о правительственных реверансах в сторону Москвы — главного лоббиста прокачки по “Одесса-Броды” в реверсивном режиме. Действительно, для поставок нефти с Кавказа в Европу, во-первых, Киеву придется расторгнуть контракт с Москвой на поставку технологической нефти для реверсивной прокачки. А во-вторых — и самое главное — появится трубопровод, поставляющий нефть в Европу в обход России.

Требование Президента прозвучало через несколько дней после визита Тимошенко в Москву, что сразу же насторожило наблюдателей, мол, столь откровенное торможение правительством процесса перевода работы трубопровода в аверсный режим — продолжение реверансов Юлии Владимировны в сторону Белокаменной, где накануне российский премьер Владимир Путин великодушно разрешил не налагать на “Нефтегаз” $2 млрд штрафа за недобор российского газа в первом квартале нынешнего года. Но реальность более сложная, чем кажется на первый взгляд.

Директор энергетических программ центра Разумкова Владимир Сапрыкин скептически относится к возможностям Баку в ближайшее время предоставить необходимый объем нефти для транспортировки через “Одесса-Броды”. “Конкурентный нашему нефтепроводу проект Баку-Джейхан пока не работает в полную мощность, а азербайджанские приоритеты направлены именно на этот проект, а не на украинский. Поэтому необходимо еще несколько лет, чтобы Азербайджан резко увеличил добычу нефти”, — рассказывает “Главреду” эксперт.

Президент Киевского международного энергетического клуба “Q-Club” Александр Тодийчук считает, что технически развернуть направление прокачки трубопровода “Одесса-Броды” можно за один день, но формально в соответствии с текущими контрактами необходимо предупредить российскую сторону за три месяца до начала изменения направления движения. Вместе с тем, считает эксперт, для реализации этого проекта необходимо, прежде всего, единство украинской власти. “Должен быть государственный план, подписанный Президентом и премьер-министром, с гарантиями его выполнения”, — говорит эксперт и добавляет: “Смогли же Президент и премьер договориться о подписании декларации в Брюсселе о модернизации украинской ГТС и о сотрудничестве с МВФ. Такое же общее желание должно быть и здесь”.

Владимир Сапрыкин отмечает, что для подобных международных проектов нужны не только обещания, даже если они звучат из уст первых лиц государства, а надлежащие контракты. “Международные проекты подтверждаются международными контрактами, межправительственными соглашениями и прочим. Если Президент Азербайджана пообещал предоставить нефть для “Одесса-Броды” — этого недостаточно. Это желание нужно еще юридически оформить. Об этом свидетельствует мировая практика. Не нужно повторять ошибок начала строительства этого нефтепровода”, — отмечает эксперт Центра Разумкова.

По словам Тодийчука, это уже пятый позитивный бизнес-план, заказчиком которого выступал целый консорциум потенциальных участников проекта, — кроме Украины еще Польша, Литва, Азербайджан и Грузия. “Они согласились, что данный проект экономически и технически целесообразный и конкурентоспособный по сравнению с другими. Нам известны примеры, когда и президенты, и премьеры боролись за реализацию проекта Баку-Тбилиси-Джейхан, который называли неконкурентоспособным, говорили что для него не хватит нефти и тому подобное. Сейчас этот нефтепровод успешно работает и приносит большие прибыли”, — отмечает эксперт.

Сапрыкин также считает целесообразной реализацию нефтепровода “Одесса-Броды” в аверсном направлении, но отмечает, что для этого необходимо еще многое сделать. “Нужно иметь всю цепочку: поставщика, транзитера (в данном случае “Укртранснефть”) и потребителей в Украине (НПЗ). Если есть желание присоединиться к нефтепроводу “Дружба”, нужно иметь контракты с соответствующими компаниями Словакии, Венгрии, Чехии. В конце этой цепочки тоже есть потребители — НПЗ в Центральной и Восточной Европе, с которыми также нужно подписать юридические документы, в том числе технические — каким образом осуществлять последовательную прокачку и российской, и азербайджанской нефти”, — объясняет эксперт.

По его мнению, есть несколько причин, которые не позволяют в ближайшее время обеспечить аверс “Одесса-Броды”. Кроме уже упомянутой приоритетности для Азербайджана трубы Баку-Тбилиси-Джейхан, в технико-экономическом обосновании украинского нефтепровода не указано его экономическое превосходство перед действующими. Кроме того, в ТЭО нет упоминания о поставщиках и потребителях нефти.

Оба эксперта сходятся во мнении, что последний спор между Кабмином и Секретариатом Президента об “Одесса-Броды” перешел из энергетической в чисто политическую плоскость. Сапрыкин прогнозирует, что и в дальнейшем будут звучать обвинения по этому поводу в адрес действующего и предыдущего премьеров.

Вердикт эксперта пессимистический: несмотря на экономическую выгодность проекта, его время еще не пришло. Пока же обеспечение аверсного направления “Одесса-Броды” является заложником позиций Президента и премьера. Учитывая приближение в Украине выборов разных уровней, проект останется скорее предметом внутриполитической борьбы, нежели частью стратегии энергетической безопасности.

Юрий ОНЫШКИВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.