Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Продержаться до лучших времен

[10:52 27 марта 2014 года ] [ Вестник Таможенного союза, №1, 2014 ]

Новые инвестпроекты в транспорте и машиностроении Казахстана позволят сталеварам страны пережить нынешний спад на мировых металлорынках.

Однако для уверенного роста национальному чермету нужно будет дождаться завершения создания новых международных транспортных коридоров, проходящих по территории Республики Казахстан.

В начале декабря 2013 года глава и крупнейший акционер ведущей мировой металлургической корпорации Arcelor Mittal Лакшми Миттал посетил Казахстан, где побывал на единственном в этой стране интегрированном металлургическом комбинате полного цикла Arcelor Mittal Temirtau. Сталеплавильный гигант является одним из крупнейших градообразующих предприятий Караганды, Темиртау и их городов-спутников, однако в последние годы материнская компания целенаправленно проводит политику снижения занятости. Arcelor Mittal развернул многоэтапные программы стимулирования добровольных увольнений на всех своих предприятиях Центральной и Восточной Европы, в Украине и Казахстане, и практически повсеместно такие действия администрации натыкаются на противодействие профсоюзов. Однако компания заверяет общественность и персонал, что у неё нет другого выхода, поскольку металлургический гигант вынужден конкурировать с предприятиями чёрной металлургии, имеющими меньшую численность персонала и более удобное для работодателей правовое поле. Так было и в ходе визита человека № 1 в Arcelor Mittal на свой казахский меткомбинат. Лакшми Миттал потребовал от руководства и коллектива компании Arcelor Mittal Temirtau экономии по всем направлениям с тем, чтобы обеспечивать прибыль, достаточную для технического перевооружения. Только в таком случае головное предприятие в Казахстане может рассчитывать на более значительные инвестиции от материнской компании. “Мы здесь для того, чтобы помочь вам, мы здесь для того, чтобы найти какие-то решения, мы здесь для того, чтобы делать инвестиции в эту компанию. Но при условии, что компания будет делать деньги”, — заявил Миттал. Руководитель материнской компании в связи с этим раскритиковал финансовый план Arcelor Mittal Temirtau на 2014 год как недостаточно экономный и призвал персонал комбината создавать рабочие группы, которые могли бы отыскивать новые ресурсы для снижения себестоимости продукции без рисков для стабильной работы предприятия.

Разумеется, сказанное топ-менеджером мирового сталеплавильного гиганта не понравилось профсоюзам и рядовым работникам Arcelor Mittal Temirtau, об этом писала и деловая пресса Казахстана. Господину Митталу припомнили не только расходы на церемонию бракосочетания его племянницы Шристи Миттал, оказавшуюся одной из самых дорогих в мире, но и совместную покупку с японской корпорацией Nippon Steel & Sumitomo Metal неудавшегося начинания германской ThyssenKrupp на североамериканском рынке — сталепрокатного завода ThyssenKrupp Steel в штате Алабама (США). Хотя рынок признал покупку весьма удачной (за 1,5 млрд. долларов было приобретено предприятие, на строительство и ввод в строй которого было потрачено не менее 5 млрд. долларов), профком казахского меткомбината посчитал траты не слишком уместными.

Впрочем, даже если бы североамериканская сделка была бы отменена, формирование инвестиционного портфеля материнской компании и распределение его в пользу меткомбината в Казахстане связано с существенными трудностями. С начала всемирного финансового кризиса в 2008 году мировой сталелитейный гигант никак не может выбраться из убытков, а кредитные ресурсы для него существенно подорожали. С другой стороны, Лакшми Миттал заверил коллектив Arcelor Mittal Temirtau в значимости их актива для материнской компании. “Я могу вам сказать, что Arcelor Mittal так и будет оставаться владельцем компании. Я даю вам слово, что изменения в этом вопросе не будет, так что мы здесь надолго и будем работать вместе” — сказал сталелитейный магнат.

В том, что Arcelor Mittal останется владельцем предприятий в Казахстане, особых сомнений нет. Однако снизить себестоимость и начать получать прибыль, достаточную для инвестирования в обновление предприятия, будет нелегко. Из-за удалённости от морских портов Arcelor Mittal Temirtau как экспортёр на мировые рынки значительно проигрывает в логистике и транспортных расходах, а географическое положение между двумя крупнейшими сталелитейными державами — Китаем и Россией — обуславливает весьма жёсткую конкуренцию и на рынках региональных. Казахстанскому чермету, впрочем, до сих пор удавалось находить ниши на региональных рынках, во всяком случае, за рубеж отправляется более двух третей объёма производства на Arcelor Mittal Temirtau. Но для дальнейшего расширения сбыта не обойтись без расширения доли поставок внутри страны, кроме того, этого требует и правительство Казахстана в лице премьер-министра Серика Ахметова. В частности, именно увеличение доли внутреннего рынка было названо одним из направлений программы господдержки предприятия, разрабатываемой министерством индустрии и новых технологий по инициативе премьер-министра.

Для этого меткомбинату требуется расширение и диверсификация продуктовой линейки. Основой сегмент металлорынка в Казахстане — это трубы различного сортамента, их потребление достигает 1,2 млн. тонн, но лишь около 200 тыс. тонн из них выпускаются в Казахстане (производственные мощности по их выпуску в стране пока загружены в среднем на 40%). Бесшовные трубы диаметром от 60,8 до 346,1 мм производит из переработанного металлолома предприятие KSP Steel в Павлодаре, а дочернее подразделение Arcelor Mittal Aktau выпускает трубы большого диаметра (ТБД) со спиральным швом с внутренними и внешними полимерными покрытиями. Также в трубном сегменте работают Казахстанский трубный завод (предызолированные трубы для систем теплоснабжения, водоснабжения и нефтепроводов) и Павлодарский трубный завод (прямошовные трубы), а также ТМК-Казтрубпром (насосно-компрессорные и обсадные трубы для ТЭКа).

Ёмкость внутреннего рынка арматуры Казахстана оценивается в 1 млн. тонн в год, в то же время Arcelor Mittal Temirtau продаёт внутри страны только около 360 тыс. тонн. Впрочем, ситуация на арматурном рынке страны должна измениться после запуска нового мелкосортопрокатного завода “ЕвразКаспианСталь” в Костанае мощностью 450 тыс. тонн, состоявшегося 20 декабря 2013 года. Инвестпроект стоимость 131 млн. долларов осуществлён в партнерстве российским металлургическим гигантом Evraz (65%) и казахстанским АО Caspian Group (35%). После выхода нового предприятия на проектную мощность, запланированного на 1 марта 2014 года, основу предложения арматуры на внутреннем рынке составит продукция национального производителя.

В то же время мощности Arcelor Mittal Temirtau по выпуску плоского проката являются профицитными. За рубеж уходит около 80-90% всей произведённой плоской продукции (объём производства — около 2 млн. тонн в год); экспортная конъюнктура для казахских сталеваров значительно ухудшилась после закрытия доступа на рынок Ирана ёмкостью около 1 млн. тонн в год.

Ныне Казахстан осуществляет крупное железнодорожное строительство, в частности, сооружаются магистрали Жезказган — Бейнеу (517 км) и Аркалык — Шубарколь (214 км). Поэтому правительство страны очень заинтересовано в том, чтобы наладить свое производство рельс и постепенно отказаться от импорта. В августе 2012 года казахстанский железнодорожный оператор “Казахстан темир жолы” и Arcelor Mittal Temirtau начали строительство нового рельсобалочного завода в Актобе мощностью 300 тыс. тонн продукции в год и стоимостью 43,6 млрд. тенге (около 284 млн. долларов). Оборудование для нового предприятия поставит ведущий мировой производитель — компания Siemens-VAI (Италия), на нём будет внедрена новейшая её разработка — система закаливания железнодорожных рельс idRHa+. После его ввода в строй в июле 2014 года и выхода на проектную мощность Казахстан не только обеспечит собственные потребности, составляющие 100 тыс. тонн рельс и около 20 тыс. тонн сортового проката в год, но и сможет экспортировать эти виды продукции.

Благодаря новым инвестиционным проектам Казахстан к 2015 году увеличит потребление стали с 2 до 2,5 млн. тонн. Это даёт гарантию выживания национального чермета, однако для устойчивого его развития необходим рост поставок продукции за рубеж. Пока мировые металлорынки чувствуют себя не слишком уверенно, ситуация, скорее всего, кардинально не улучшится, однако в среднесрочной перспективе это может произойти благодаря новым международным транспортным коридорам, которые уже ныне создаёт Республика Казахстан.

Евгений ПОВЕТКИН
 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.