В начале ноября 2010 г. премьер-министр Украины Николай Азаров и глава рабочей группы “Национальные проекты” комитета экономических реформ при Президенте Украины Владислав Каськив заявили о подготовке к строительству в Украине терминала приема и регазификации сжиженного природного газа (LNG) мощностью 5-10 млрд куб м (3.7 — 7.4 млн т) в год. Таким образом, направленный на диверсификацию импорта газа проект, о котором впервые заговорили еще в 2005 г., снова оказался на повестке дня. По словам инициаторов строительства терминала, в настоящее время на мировом рынке LNG сложились благоприятные условия, облегчающие решение задачи по налаживанию поставок сжиженного газа в Украину. Это и в самом деле так, однако перед принятием решения о строительстве LNG-терминала все же следует дать ответ на ряд вопросов.
Основные источники
Когда в 2005 г. в украинском Министерстве топлива и энергетики впервые озвучили проект строительства на Черном море LNG-терминала с целью снижения зависимости от поставок российского газа, его перспективы выглядели довольно туманно. Прежде всего, из-за высокой конкуренции на тогдашнем рынке LNG, отсутствия свободных ресурсов газа и высоких цен, значительно превышавших стоимость импортного трубопроводного газа.
Однако с тех пор ситуация кардинальным образом изменилась. США, один из крупнейших покупателей LNG в 2005-2007 гг., резко сократили импорт вследствие расширения добычи собственного сланцевого газа. В прошлом году американские LNG-терминалы совокупной мощностью порядка 100 млн т в год были загружены едва на 10%. В то же время в последние годы объем производства LNG существенно увеличился за счет ввода новых заводов по сжижению газа в Катаре, Египте, Индонезии, России, ряде других стран. На рынке возник избыток предложения, приведший к падению спотовых цен.
Как сообщил в начале ноября министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, поставщиками LNG в Украину могут стать такие страны, как Ливия, Алжир, Азербайджан, Катар и Индонезия. По словам В. Каськива, уже начаты переговоры с некоторыми возможными продавцами, и в ближайшее время могут быть подписаны документы. Правда, озвученный Ю.Бойко список следует несколько сократить.
Так, вряд ли в обозримом будущем поставщиком природного газа в Украину может стать Индонезия. Эта страна в 2007 г. действительно входила в тройку крупнейших мировых экспортеров LNG, поставив за рубеж около 20 млн т. Но получателями ее газа выступали исключительно восточноазиатские страны — Япония, Корея и Китай. А в марте 2010 г. правительство страны, озабоченное дефицитом природного газа на внутреннем рынке, заявило, что не намерено продлевать действующие контракты на экспорт LNG.
Такие же проблемы возникли у Омана и Египта. В этих странах были построены заводы по сжижению природного газа и заключены экспортные контракты в расчете на разработку новых газовых месторождений, производительность которых оказалась значительно меньше ожидаемой. Сейчас обе страны пытаются уменьшить экспорт LNG, чтобы покрыть нехватку газа на внутренних рынках.
Только после длительных переговоров с японской компанией Mitsubishi правительство Индонезии одобрило проект расширения производительности завода Donggi-Senoro на 2 млн т (3.7 млрд куб м) в год к 2014 г. (при условии, что 25-30% дополнительно полученного LNG будет направлено на удовлетворение нужд индонезийских потребителей).
Зато у Катара, крупнейшего в мире экспортера LNG, вполне могут найтись резервные объемы газа для Украины. Более того, в настоящее время катарские производители сжиженного газа озабочены поиском покупателей. В декабре текущего года власти страны планируют ввести в строй две последних линии по сжижению и отгрузке газа, после чего совокупные национальные мощности по экспорту LNG достигнут запланированного показателя — 77 млн т (около 104 млрд куб м) в год. Рост по сравнению с прошлым годом составит 43% или 24 млн т.
Газовые проекты Катара, в которых, наряду с национальной компанией Qatargas, принимали участие чуть ли не все ведущие американские и европейские транснациональные нефтегазовые корпорации, а также японские торговые дома Mitsubishi и Mitsui, начинались в 2005-2006 гг. в расчете, прежде всего, на стремительно растущий в то время американский рынок. Но резкое падение импорта LNG в США заставило катарцев спешно искать альтернативные рынки сбыта в Европе, Азии и даже Южной Америке.
В течение последнего года Qatargas подписала долгосрочные контракты на поставки сжиженного газа в Польшу, Аргентину, Чили, Китай, идут переговоры о дополнительной продаже 4-5 млн т в год в Индию. Но найти покупателей на весь свой LNG катарцам пока не удалось. В середине этого года власти Катара заявляли о прекращении роста добычи природного газа в стране, по меньшей мере, до 2014 г. При этом рассматриваются варианты расширения его внутреннего потребления.
По мнению министра нефти и промышленности Катара Абдуллы бин Хамада аль Аттийя, избыток предложения LNG в мире сохранится на протяжении ближайших трех лет, но затем рост потребления в Китае, Индии, Европе, странах Юго-Восточной Азии позволит выровнять рынок. Впрочем, эксперты International Energy Agency (IEA) настроены менее оптимистично, предсказывая на 2015 г. превышение предложения природного газа над спросом на 60 млрд куб м в глобальном масштабе.
Так или иначе, Катар сейчас заинтересован в заключении новых долгосрочных контрактов на поставку LNG. В частности, в марте этого года премьер-министр Катара осуществил визит в Болгарию, где вел переговоры о поставках газа на только еще планируемый в стране LNG-терминал.
Основной недостаток Катара, как поставщика LNG для Украины, заключается лишь в том, что катарский газ весьма дорогой. Именно цена является главным препятствием на переговорах с индийскими покупателями. По данным ряда источников, катарская сторона хочет получать не менее $9 за 1 млн британских тепловых единиц (БТЕ), что соответствует $270 за 1 тыс куб м газа. Впрочем, и спотовые цены на азиатском рынке в октябре и начале ноября составляли около $9 — 9.5 за 1 млн БТЕ с учетом затрат на доставку.
Имея в поле зрения Катар, Украина может найти и другие источники LNG. Например, на Средиземном море, где наряду с Египтом, который в обозримом будущем не собирается увеличивать экспорт сжиженного газа, есть еще два крупных поставщика — Алжир и Ливия.
Алжирская LNG-отрасль в настоящее время находится в кризисе. В октябре экспортные мощности, достигающие 27.5 млрд куб м в год, использовались всего на 50%. Это падение произошло вследствие ряда аварий, износа основных фондов из-за недостаточного объема инвестиций в реконструкцию и модернизацию оборудования, падения качества управления (было снято с должностей практически все руководство отрасли по обвинению в коррупции).
Но одной из основных причин сокращения поставок является неудачная рыночная стратегия. В 2008 г., как раз накануне кризиса, тогдашний министр нефтегазовой промышленности Алжира Хакиб Хелиль предложил отказаться от долгосрочных контрактов на поставку LNG в Европу в пользу продаж на спотовом рынке, где цены в то время достигли своего пика. Это и было сделано, а в 2009 г. цены резко упали и спотовые поставки стали невыгодными. В итоге алжирская сторона предпочла увеличить экспорт газа по подводным трубопроводам, соединяющим африканское побережье с Европой.
В конце этого года должен войти в строй новый газопровод Medgaz мощностью 8 млрд куб м в год, по которому алжирский газ пойдет в Испанию. Так что возможности Алжира по экспорту LNG снова уменьшатся. Однако правительство страны планирует на ближайшие годы расширение объемов добычи природного газа, что позволит не только полностью загрузить имеющиеся газопроводы и заводы по сжижению газа, но и потребует создания новых мощностей по производству LNG в объеме до 10 млрд куб м в год. Соответствующие проекты уже реализуются, хотя сроки их завершения передвинуты на 2-4 года. К середине следующего десятилетия, когда должен войти в строй украинский терминал, у Алжира как раз появятся свободные ресурсы LNG.
Ливия не является в настоящее время серьезным игроком на мировом рынке LNG. В прошлом году единственный в стране завод по сжижению газа Marsa al-Brega, построенный еще в конце 60-х годов, работал на 20-25% своей мощности. Объем экспорта LNG составил менее 0.7 млрд куб м.
Корпорация Shell периодически предлагает ливийскому правительству реализовать проект по реконструкции и расширению мощностей Marsa al-Brega с нынешних 3.6 млрд куб м до более 4.3 млрд куб м в год. Но власти страны пока относятся к этому предложению осторожно, равно как и к конкурирующему проекту BP по строительству нового завода по сжижению газа. Основная причина заключается в том, что сейчас в Ливии нет излишков газа, а львиная доля экспорта приходится на трубопроводные поставки. В обозримом будущем Ливия вряд ли сможет стать источником LNG для Украины.
Виктор ТАРНАВСКИЙ
Я выполнял расчеты по терминалу сжиженного газ в Керчинском рыбпорту еще в 2004году для окружения Кучмы. Могу с уверенностью с уверенностью сказать, что для Украины целесообразнее вести бурение и добычу на шельфе самим привлекая норвежских специалистов, а если Катару, Алжиру, Египту необходимо сбыть свой газ, пусть за свои деньги строят терминалы в украинских портах.
Что скажете, Аноним?
[11:45 24 ноября]
[08:15 24 ноября]
[16:52 23 ноября]
12:30 24 ноября
12:00 24 ноября
11:30 24 ноября
10:00 24 ноября
08:30 24 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.