Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Подарки — под елочку!

Итак, после достаточно затянувшейся паузы правительство Азарова почти создано.

Почти, потому что вакантными остались два поста, в том числе и пост министра культуры. Что символизирует то ли особую важность последней должности, то ли, напротив, ее второстепенность. Учитывая, что в ВР “регионалы” не боролись за идеологические комитеты, налицо скорей всего последнее.

О подарках оппозиции

Уступчивость “регионалов” в гуманитарных вопросах ради решения более глобальных задач традиционно проявилась и в распределении парламентских комитетов. Так, комитет по культуре и духовности отдали под руководство Вячеслава Кириленко. В комитет не вошел ни один коммунист, всего два “регионала” (Таисия Повалий и Инна Богословская), зато подавляющее большинство — представители оппозиции. В том числе такие колоритные парламентарии, как Мария Матиос, Владимир Яворивский, Олесь Доний и т. п.

Аналогично “Батькивщина” получила контроль над комитетом по вопросам науки и образования — его возглавила Лилия Гриневич, а ее первым заместителем стал “свободовец” Александр Сыч. Комитет по правам человека, национальных меньшинств отдан под руководство депутата Валерия Пацкана из “УДАРа”, его первый заместитель — тимошенковец Андрей Шевченко, еще один зам — Анна Герман (ИА Новый регион). Показательно, кто именно из “регионалов” пошел в эти комитеты.

Весьма примечательно, что предсказывавшееся назначение Дмитрия Табачника гуманитарным вице-премьером не состоялось, он остался министром образования. Видимо, “наверху” решили не дразнить националистический электорат и политбомонд и сохранить действовавшую ранее схему — “пророссийский”, знаковый министр образования Дмитрий Табачник, умеренно “национально-ориентированный” министр культуры (думаем, именно такая кандидатура будет назначена и сейчас), а над ними “нейтральный” вице-премьер.

Так что можно констатировать — оппозиция получила достойные подарки к Новому году. Ведь и Майдан-2004 начинался также с того, что власть уступила оппозиции идеологическую сферу, забыв гениальное пророчество Маркса: “Идея, овладевшая массами, становится материальной силой”.

О подарках Кабмину

В целом заметно, что власть вполне успешно находит компромисс с оппозицией, о чем свидетельствуют позитивный отклик последней на некоторые ключевые назначения нового состава Кабмина.

Но трудно отделаться от впечатления — задержка с формированием кабинета была связана с ожиданиями от визита президента в Москву. Т. е. что состав правительства планировалось подбирать по результатам этой поездки. Она не состоялась, и это — тоже определенный результат, ибо итогом визита могло бы стать изменение политического вектора. Но очевидно эта задержка вызвана тем, что президент раздумывал не только над кадровыми назначениями, но и над изменением структуры правительства.

Эти изменения действительно заметны. Так, ликвидировано совместительство постов вице-премьеров и министров. Это позволит замам главы правительства сосредоточиться на стратегии развития порученных им направлений и избавит от мелочной текучки. Необходимостью четко контролировать бюджетные поступления в кризисный для экономики момент обусловлено создание нового Министерства по доходам и сборам, которое стало результатом объединения таможни и налоговой службы, и возглавил его главный налоговик страны Александр Клименко.

А восстановление поста министра Кабинета Министров (он существовал ранее почти во всех правительствах) показывает, что власть почувствовала необходимость четче координировать работу внутри КМ. Министр Кабинета Министров — это по сути глава правительственного секретариата, отдельное министерство для него не предусмотрено. На эту должность назначена известный политик Елена Лукаш, которая в последние годы работала в Администрации Президента.

Гуманитарный вице-премьер будет заниматься и вопросами евроинтеграции. Причем, судя по тому, что на эту должность назначен глава МИД Константин Грищенко, именно на внешней политике он и сосредоточится. Восстановлено Министерство промышленной политики, что, видимо, показывает рост внимания власти к реальному сектору. Правда, глава этого ведомства пока не назначен.

В целом появилось три новых министерских поста, а один сокращен — ликвидировано МинЧС. Вместо него создана Госслужба по чрезвычайным ситуациям, которая будет находиться в ведении Минобороны.

Мотивируя это новшество, Виктор Янукович сказал, что во многих странах подобные службы находятся в составе вооруженных сил, и так же во многих странах к ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются войска. Еще более распространенной практикой, причем именно развитых стран, надо считать назначение на пост министра обороны гражданского лица. Впрочем, нового министра Павла Лебедева можно считать и кадровым военным. Он закончил военно-финансовое училище и 8 лет служил на офицерских должностях еще в Советской армии, хотя на гражданке он уже 20 лет.

Имя и фамилия нового министра, безусловно, военные. В историю уже вошел Павел Павлович Лебедев, генерал-квартирмейстер русской армии на ряде фронтов Первой мировой войны и начальник полевого штаба РККА в гражданскую войну. В последние годы он служил на Украине, где и скончался. А вот о нынешнем министре Лебедеве известно немного. Шесть с половиной последних лет он был депутатом, но в этом качестве выглядел малозаметным и законопроектов по военным вопросам не регистрировал.

Так что подарком Кабмину к Новому году стала определенная реорганизация его структуры. Будет ли рад этому Азаров — покажет время.

 

О подарках президенту

Теперь о ключевых назначениях. Первым вице-премьером стал глава Нацбанка Сергей Арбузов. Таким образом, “2000” по сути не ошиблись, когда предсказывали резкий подъем карьеры этого чиновника.

Важно, что даже в лагере оппозиции отмечают его высокий профессионализм. Так, министр экономики в последнем правительстве Тимошенко, а ныне эмигрант в Чехии Богдан Данилишин написал в Фейсбуке: “Могу только приветствовать решение Президента Украины о назначении С.Арбузова первым вице-премьер-министром Украины. В нынешних условиях на этом посту нужен человек с широкими международными связями, авторитетом в финансовых и банковских кругах мира, равноудаленный от всех олигархических структур. Считаю, что С. Арбузов зарекомендовал себя положительно как председатель Национального банка Украины. В 2008 — 2009 годах о таком тесном сотрудничестве правительства и Нацбанка можно было только мечтать”.

И Данилишин, и ряд политологов (Владимир Фесенко, Вадим Карасев) рассматривают назначение Арбузова как своеобразную стажировку на пути к премьерскому креслу. Ведь и перед назначением главой Нацбанка он проработал первым замом. “2000” в целом разделяют эту точку зрения.

Однако мы не согласны с популярным мнением, что повышение Арбузова (теперь, когда ему предоставили возможность всесторонне подготовиться к вступлению в будущем в должность премьера) произойдет так же быстро, как в НБУ, т. е. уже через несколько месяцев.

Арбузову нужно время, чтобы освоить специфику работы Кабмина. Все же он заметно лучше знает движение финансовых потоков, нежели потоков материальных. Тогда как с Николаем Азаровым — все наоборот. В этом плане премьер и первый вице-премьер как раз хорошо дополняют друг друга. Но вопрос — сработаются ли они?

Инициированная полтора года назад тогдашним главой Нацбанка публичная полемика с премьером по поводу отношений с МВФ, к сожалению, оставляет немного шансов для оптимизма. Но все познается в сравнении. Исходя из оценок Данилишина, та полемика — даже не проблема на фоне, к примеру, постоянных конфликтов периода премьерства Юлии Тимошенко с тогдашним главным банкиром Владимиром Стельмахом.

Препятствием для рокировки Азаров—Арбузов могут стать также сложности с утверждением кандидатуры последнего в парламенте. Банкир, либерал, в прошлом член “Нашей Украины” — вряд ли коммунисты согласятся поддержать такую кандидатуру. Вполне вероятно, что именно невозможность собрать в нынешнем парламенте голоса под любую кандидатуру премьера без КПУ стала причиной того, что Сергей Арбузов так и не был выдвинут в премьеры. Т.е. назначение станет весьма возможным, если к сотрудничеству с властью удастся склонить нынешних парламентских оппозиционеров (“тушками” или фракциями — другой, не столь принципиальный вопрос).

И еще один немаловажный момент. В силу послужного списка и, скажем так, психофизических моментов (лично мне он в “имиджевом” плане очень напоминает Егора Тимуровича Гайдара), скорее всего, Сергей Геннадьевич станет, мягко говоря, не очень популярной фигурой, тем более что и действия любого правительства в обозримой перспективе не будут особо популярными. И это в свете приближающихся президентских выборов может стать дополнительной проблемой для власти. При этом Арбузов не та фигура, которую можно рассматривать как кандидата в “сакральную жертву” поближе к президентским выборам.

К сказанному надо добавить, что было бы весьма не солидно отправлять в отставку через несколько месяцев только что утвержденного премьера, а с ним и весь КМ. В этом —- принципиальная разница с НБУ, куда Арбузов пришел много позже утверждения Стельмаха.

Поэтому, скорее всего, в обозримой перспективе Сергей Арбузов останется первым вице-премьером, причем с очень большими полномочиями, соизмеримыми с влиянием самого главы кабинета, но при этом с меньшей публичностью. Ведь весь финансовый блок нового правительства — сохранивший свой пост министр финансов Юрий Колобов, Александр Клименко, назначеный главой Министерства доходов и сборов, — это люди из команды Арбузова, которые, несомненно, будут на него ориентироваться в работе.

Назначение Сергея Арбузова “первым вице-” обозначило еще одну неожиданность в новом составе правительства — отсутствие в нем Андрея Клюева, которому подавляющее большинство источников дружно прочило этот пост. Здесь есть над чем подумать очень серьезно.

Роль и влияние Арбузова также определит реальный вес, который будут иметь вице-премьеры в правительстве. А это предугадать сложно. Здесь практически каждый Кабмин формирует свою традицию. Так, во времена Кучмы вице-премьеры были однозначно влиятельней простых министров. В дальнейшем ситуация изменилась почти до противоположного. Серьезное влияние оставалось только у первых вице-премьеров. Впрочем, в случае с Хорошковским и об этом сказать нельзя. Однако несомненно, что влияние Арбузова будет гораздо большим, чем его предшественника на этом посту.

Насколько правительство будет самостоятельно в своих решениях? Насколько сохранится характерная для прошлого Кабинета ситуация с неформальным вторым правительством в лице Комитета по экономическим реформам при президенте, который стремился направлять и контролировать правительство, ни за что при этом не отвечая? Однозначно говорить здесь также рано. Однако состав КМ дает основания считать, что новое правительство со старым премьером будет иметь большую свободу действий.

Еще один член Кабмина, заслуживший одобрение оппозиции, — министр иностранных дел Леонид Кожара. Зам главы фракции “Батькивщины” Владимир Яворивский так отозвался о новом шефе украинской дипломатии: “Он способен на определенные компромиссы, и вся его стилистика и поведение являются более дипломатичными, чем это было у его предшественника. Решение Януковича сменить главу МИД видимо свидетельствует о некой переориентации самого президента... в европейскую сторону”.

Назначение Леонида Кожары министром иностранных дел, естественно, вызвало множество прогнозов относительно возможного изменения внешнеполитического курса, но, на наш взгляд, принципиальных корректировок в формуле “евроинтеграция при хороших отношениях с Россией” (или наоборот, “от перемены слагаемых...”) не произойдет. Просто несправившегося чиновника поменяли на другого, в надежде, что у нового дела пойдут лучше. Впрочем, в дипломатии часто меняют персоналии именно для того, чтобы “оживить” зашедший в тупик переговорный процесс.

Есть и еще один нюанс. Грищенко как грамотный дипломат, скорее всего, понимал, к каким осложнениям с Европой приведет плохо мотивированное (на тот момент) осуждение Тимошенко. Но он вполне мог не ввести в курс дела Януковича, говоря, что серьезных последствий не будет, исходя из интересов своих “старших партнеров”.

В то же время, на наш взгляд, разница между Кожарой и Грищенко не принципиальна — это проевропейские дипломаты, но без русофобии, свойственной Тарасюку и Огрызко, а различия заключаются лишь в тактике достижения целей. Другое дело, что нынешний министр, будучи ведущим спикером ПР по международным делам, порой выступал фактическим конкурентом тогдашнего главы МИДа, и это предопределяет непростые отношения между двумя дипломатами в одном Кабмине.

Министром транспорта и связи стал весьма опытный и также авторитетный как в глазах власти, так и у оппозиции глава “Укрзалізниці” Владимир Козак. “Укрзалізниця” — крупнейшая государственная компания и по финансовым потокам, и по количеству работающих в ней людей. За полтора с небольшим года руководства ею Козаком было электрифицировано 300 километров путей — работ такого масштаба не проводилось за всю историю Украины, в том числе в период, когда она была советской республикой. Также при нем была успешно внедрена продажа электронных билетов.

Еще один пример, когда кандидатура нового министра устроила и власть, и оппозицию (но уже со знаком “минус”), это Наталья Королевская. При обострении социальных проблем “регионалы” получают возможность списать вину на чуждого партии министра. Парламентской оппозиции это назначение тоже выгодно. Она сможет подчеркнуть свою точку зрения, дескать, мы утверждали, что Королевская — псевдооппозиция, и так и произошло.

Новая должность Королевской — это серьезный шанс для полных похорон ее политической карьеры (хотя если она здесь добьется ощутимых успехов, то обретет небывалый доселе для себя рейтинг).

Можно считать, что сильные компромиссные фигуры в составе Кабмина (за исключением Королевской, конечно) — это подарок, который Виктор Янукович сделал себе сам.
О подарках региональным элитам и нашим читателям

Кстати, новый состав правительства дает веские основания более не говорить о власти как об исключительно “донецкой”.

Например, вице-премьером, который курирует инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, стал губернатор Днепропетровщины Александр Вилкул. Это, бесспорно, один из самых популярных глав администраций. Так, согласно соцопросу, который в этом месяце провела группа “Рейтинг”, 40% жителей области оценивают деятельность Вилкула позитивно и 9% — негативно, 48% считают, что после его назначения (т. е. весны 2010) ситуация в области улучшилась, и лишь 5% — что ухудшилась. А если бы глава области избирался прямым голосованием, 47% проголосовали бы за действующего губернатора и лишь 6% за другого кандидата. Вилкул стал самым популярным местным руководителем со времен Павла Лазаренко.

Рядовые граждане оценивают деятельность губернатора прежде всего по состоянию жилищно-коммунального хозяйства, дорог, транспорта. Поэтому надо считать, что высокий рейтинг Вилкула — это рейтинг его заместителя, Геннадия Темника, который как раз и отвечал за этот участок в обладминистрации.

Поэтому логично, что Темник также перебрался в Кабинет Министров, возглавив Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Сергей БУРЛАЧЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.