Вчера премьер-министр Украины Арсений Яценюк сообщил о том, что Кабинет министров принял решение о докапитализации двух крупнейших государственных банков на общую сумму в 15 млрд грн. В частности, Укрэксимбанк будет докапитализирован на 10 млрд грн, а еще 5 млрд грн получит Ощадбанк. Учитывая, что в прошлом году по оценкам МЭРТ эти два учреждения нуждались в дополнительном капитале объемом 46 млрд грн, господдержка, очевидно, на этом не закончится.
Решение Кабмина о докапитализации банков было ожидаемым. По итогам стресс-тестов 20 крупнейших банков, их суммарная потребность в средствах была определена на уровне 156 млрд грн. Очевидно, что государственные банки расположились в первых рядах нуждающихся. Для этого есть как объективные факторы — потеря активов в Крыму, общие проблемы банковского сектора, связанные с ухудшением качества активов, так и субъективные — госбанки всегда находились и находятся в эпицентре политических потрясений.
Согласно проспекту эмиссии евробондов Ощадбанка, его ожидаемые потери по состоянию на 31 декабря 2014 года увеличились до 25,5% от валового размера кредитного портфеля — против 18,8% годом ранее. А к 30 июня 2015 года этот показатель и вовсе ухудшился до 35,3%.
Аналогичные проблемы — и у “Укрэксима”. “Риски ухудшения качества активов остаются высокими с учетом большой концентрации заемщиков, значительной доли валютного кредитования (74% нетто-кредитов) и существенных реструктурированных/пролонгированных кредитов (44% от всех кредитов), по которым имеется лишь небольшое резервирование”, — сказано в августовском отчете рейтингового агентства Fitch.
Соответственно, у правительства фактически не оставалось выбора, кроме как влить дополнительные средства в эти финучреждения. По словам Арсения Яценюка, нынешняя докапитализация “поддержит стабильность двух основных государственных банков, обеспечит объемы кредитования и будет способствовать развитию украинской экономики”. И если с тезисом премьера касательно стабильности еще можно согласиться, то говорить о развитии экономики страны в данном контексте вряд ли уместно.
Прежде всего, потому, что нынешнее вливание будет происходить за счет очередной ничем не обеспеченной эмиссии. “Деньги на эту докапитализацию есть в бюджете. Но нужно понимать, что государство не первый год увеличивает капитал этих банков. А они через некоторое время его “проедают” невозвращаемыми кредитами. Потом государство опять вкладывает деньги. И будет вкладывать снова”, — прогнозирует глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук.
В то же время, очевидно, что если бы не поддержка государства путем эмиссии, то эти банки, вероятно, кризис и вовсе бы не пережили. При этом они по-прежнему продолжают обслуживать политические кредиты. Примером может послужить тот факт, что летом 2015 года ООО “ЕСУ” (владелец “Укртелекома”, принадлежит Ринату Ахметову) успешно пролонгировало свои облигации на 4 млрд грн под 16% годовых. С чем связаны такие привилегии в то время, когда процентная ставка НБУ достигала 30% годовых, ни в банках, ни в Минфине прокомментировать не смогли. Но если бы компания свою задолженность погасила, то потребности в докапитализации были бы существенно меньшими.
Также открытым остается вопрос относительно стратегии государства в этом сегменте, поскольку госбанки не всегда выполняют именно те функции, ради которых создавались. “В принципе, предполагалось, что Ощадбанк будет обслуживать физлиц для выплат пенсий и прочих соцвыплат, а “Укрэксим” должен был работать как банк, обслуживающий экспортеров. Но они использовались всеми правительствами для того, чтобы осуществлять схемные операции. И не обязательно в негативном понимании “схем”, а в качестве “перекладывания из одного кармана в другой” для стабилизации определенных направлений экономики”, — констатирует директор Аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин.
Однако, с точки зрения тех функций, которые изначально возлагались на госбанки, их нельзя назвать незаменимыми — со многими задачами легко могли бы справиться и обычные коммерческие банки. “У государства достаточно инструментария — как налогового, так и денежно-кредитного — для того, чтобы направлять деятельность любых банков туда, куда ему нужно. Если, конечно, государство понимает, что ему нужно”, — говорит Кушнирук.
Соответственно, выход государства из этого сегмента был бы вполне логичным, о чем в последнее время все чаще ведутся разговоры. В то же время, учитывая низкую инвестиционную привлекательность банковского сектора Украины и финансовое положение этих финучреждений, выйти из инвестиций в перспективе нескольких ближайших лет у государства вряд ли получится.
Пока что основной вопрос заключается в том, сколько еще средств потребуется государственным банкам для того, чтобы оставаться на плаву, и как быстро они смогут обрести финансовую независимость в будущем. А это, в свою очередь, предопределяется не столько уровнем квалификации менеджмента, сколько вектором развития украинской экономики, перспективы которой пока что весьма туманны.
Ольга ЛЕВКОВИЧ, Александр МОИСЕЕНКО
Что скажете, Аноним?
[23:22 15 ноября]
[21:56 15 ноября]
[18:13 15 ноября]
17:50 15 ноября
17:40 15 ноября
17:30 15 ноября
17:10 15 ноября
16:50 15 ноября
16:40 15 ноября
16:30 15 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.