Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Оставить в живых: Кабмин докапитализирует госбанки на 15 млрд грн

[09:30 28 января 2016 года ] [ Forbes-Украина, 27 января 2016 ]

В очередной раз повезло “Укрэксиму” и “Ощаду”.

Вчера премьер-министр Украины Арсений Яценюк сообщил о том, что Кабинет министров принял решение о докапитализации двух крупнейших государственных банков на общую сумму в 15 млрд грн. В частности, Укрэксимбанк будет докапитализирован на 10 млрд грн, а еще 5 млрд грн получит Ощадбанк. Учитывая, что в прошлом году по оценкам МЭРТ  эти два учреждения нуждались в дополнительном капитале объемом 46 млрд грн, господдержка, очевидно, на этом не закончится. 

Решение Кабмина о докапитализации банков было ожидаемым. По итогам стресс-тестов 20 крупнейших банков, их суммарная потребность в средствах была определена на уровне 156 млрд грн. Очевидно, что государственные банки расположились в первых рядах нуждающихся. Для этого есть как объективные факторы — потеря активов в Крыму, общие проблемы банковского сектора, связанные с ухудшением качества активов, так и субъективные — госбанки всегда находились и находятся в эпицентре политических потрясений.

Согласно проспекту эмиссии евробондов Ощадбанка, его ожидаемые потери по состоянию на 31 декабря 2014 года увеличились до 25,5% от валового размера кредитного портфеля — против 18,8% годом ранее. А к 30 июня 2015 года этот показатель и вовсе ухудшился до 35,3%.

Аналогичные проблемы — и у “Укрэксима”. “Риски ухудшения качества активов остаются высокими с учетом большой концентрации заемщиков, значительной доли валютного кредитования (74% нетто-кредитов) и существенных реструктурированных/пролонгированных кредитов (44% от всех кредитов), по которым имеется лишь небольшое резервирование”, — сказано в августовском отчете рейтингового агентства Fitch.

Соответственно, у правительства фактически не оставалось выбора, кроме как влить дополнительные средства в эти финучреждения. По словам Арсения Яценюка, нынешняя докапитализация “поддержит стабильность двух основных государственных банков, обеспечит объемы кредитования и будет способствовать развитию украинской экономики”. И если с тезисом премьера касательно стабильности еще можно согласиться, то говорить о развитии экономики страны в данном контексте вряд ли уместно.

Прежде всего, потому, что нынешнее вливание будет происходить за счет очередной ничем не обеспеченной эмиссии. “Деньги на эту докапитализацию есть в бюджете. Но нужно понимать, что государство не первый год увеличивает капитал этих банков. А они через некоторое время его “проедают” невозвращаемыми кредитами. Потом государство опять вкладывает деньги. И будет вкладывать снова”, — прогнозирует глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук.

В то же время, очевидно, что если бы не поддержка государства путем эмиссии, то эти банки, вероятно, кризис и вовсе бы не пережили. При этом они по-прежнему продолжают обслуживать политические кредиты. Примером может послужить тот факт, что летом 2015 года ООО “ЕСУ” (владелец “Укртелекома”, принадлежит Ринату Ахметову)  успешно пролонгировало свои облигации на 4 млрд грн под 16% годовых. С чем связаны такие привилегии в то время, когда процентная ставка НБУ достигала 30% годовых, ни в банках, ни в Минфине прокомментировать не смогли. Но если бы компания свою задолженность погасила, то потребности в докапитализации были бы существенно меньшими.

Также открытым остается вопрос относительно стратегии государства в этом сегменте, поскольку госбанки не всегда выполняют именно те функции, ради которых создавались. “В принципе, предполагалось, что Ощадбанк будет обслуживать физлиц для выплат пенсий и прочих соцвыплат,  а “Укрэксим” должен был работать как банк, обслуживающий экспортеров. Но они использовались всеми правительствами для того, чтобы осуществлять схемные операции. И не обязательно в негативном понимании “схем”, а в качестве “перекладывания из одного кармана в другой” для стабилизации определенных направлений экономики”, — констатирует директор Аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин.

Однако, с точки зрения тех функций, которые изначально возлагались на госбанки, их нельзя назвать незаменимыми — со многими задачами легко могли бы справиться и обычные коммерческие банки. “У государства достаточно инструментария — как налогового, так и денежно-кредитного — для того, чтобы направлять деятельность любых банков туда, куда ему нужно. Если, конечно, государство понимает, что ему нужно”, — говорит Кушнирук.

Соответственно, выход государства из этого сегмента был бы вполне логичным, о чем в последнее время все чаще ведутся разговоры. В то же время, учитывая низкую инвестиционную привлекательность банковского сектора Украины и финансовое положение этих финучреждений, выйти из инвестиций в перспективе нескольких ближайших лет у государства вряд ли получится.

Пока что основной вопрос заключается в том, сколько еще средств потребуется государственным банкам для того, чтобы оставаться на плаву, и как быстро они смогут обрести финансовую независимость в будущем. А это, в свою очередь, предопределяется не столько уровнем квалификации менеджмента, сколько вектором развития украинской экономики, перспективы которой пока что весьма туманны.

Ольга ЛЕВКОВИЧ, Александр МОИСЕЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.