Одесский припортовый завод, легендарный гигант отечественной химической промышленности, по иронии судьбы, сегодня напоминает чемодан без ручки из старого одесского же анекдота: и нести тяжело, и выбросить жалко. Все никак не решающийся вопрос о его дальнейшей судьбе “кочует” от правительства к правительству, принося каждому новому поколению украинских чиновников новые политические “антибонусы”. И это не говоря о потерях для отечественной экономики. Ведь, находясь в государственной собственности, предприятие ежегодно обходится налогоплательщикам в сотни миллионов гривен убытков. Его продажа в частные руки, безусловно, могла бы решить целый ряд проблем, но и тут не все так просто. Несколько месяцев назад, когда производство в очередной раз было остановлено, первый замдиректора ОПЗ Николай Щуриков так и заявил в интервью журналистам, мол, продажа нереальна. “Можно только констатировать факт — про приватизацию можно забыть, и в ближайшие годы ОПЗ вряд ли встанет с коленей”, — сказал он. Чиновники, которым избавление от предприятия снится в радужных снах, были не столь категоричны. “Если “Одесский припортовый завод” не выставить на продажу этой осенью, то он просто станет банкротом “, — написал в сентябре на своей странице в Facebook глава Фонда государственного имущества Игорь Билоус. И если эту фразу считать оптимистическим прогнозом, то что же говорить о реальной ситуации. Очередной конкурс по приватизации ОПЗ назначен на середину декабря. С какими же результатами подходит легендарный завод к этому знаменательному событию, попытались разобраться наши журналисты.
Превращение легенды в миф
Легендарным Одесским припортовый завод называют неспроста. Будучи в свое время одним из отраслевых локомотивов, это одно из самых молодых химических производств Украины. Он был создан в середине 70-х годов прошлого века. На тот момент завод был действительно прогрессивным и современным предприятием, являвшимся конечным пунктом аммиакопровода “Тольятти — Горловка — Одесса”. Его мощности дают возможность выпускать в сутки порядка 3400 тонн аммиака и 2500 тонн карбамида. Технические возможности комплекса по перегрузке позволяют отгружать до 4,3 млн тонн аммиака и 5 млн тонн карбамида в год (как собственного, так и стороннего производства).
Все это в течение многих лет обеспечивало заводу ведущие позиции в рейтингах украинских производителей минеральных удобрений. Однако отраслевая специфика сыграла с ним злую шутку. Дело в том, что стоимость продукции предприятия чуть ли на 90% зависит от стоимости основного сырья — природного газа. Соответственно, с ростом цены на энергоресурсы у ОПЗ начались серьезные проблемы. Завод начал сокращать объемы производства, работу отдельных агрегатов пришлось остановить. Показательной является статистика финансовых результатов его деятельности. Если в 2010 году ОПЗ (а значит, и украинский бюджет) понес убытки в размере 87 млн грн, то в 2012 году этот показатель составил 116 млн грн., а в 2014 году — все 270 млн грн. В 2015 году ситуацию удалось несколько стабилизировать, завод смог получить прибыль в размере 220 млн грн. Однако уже в текущем году предприятие вернулось к отрицательной динамике — за январь-июнь завод уже “наработал” чистый убыток в 244 млн грн.
Попытки предприятия и его менеджмента различными способами “оптимизировать” цену газа для предприятия на самом деле ни к чему хорошему не привели. Уже упоминавшийся Николай Щуриков год назад был обвинен тогда еще губернатором области Михеилом Саакашвили в причастности к коррупционным схемам в контрактах на закупку газа Одесским припортовым заводом на сумму в $90 млн. Разгоревшийся публичный скандал разбирали правоохранительные органы и всего несколько недель назад — 26 октября — Национальное антикоррупционное бюро завершило досудебное расследование в отношении Николая Щурикова. Теперь дело готовят к суду.
Отраслевая солидарность
Впрочем, Одесский припортовый завод не одинок в своей беде. Высокая стоимость газа негативно отразилась на всей отрасли, представленной шестью крупными отечественными предприятиями. Не меньшую роль в процессе стагнации всего рынка сыграло и рекордное падение мировых цен на минеральные удобрения (то есть продукцию указанных химзаводов).
Так, летом текущего года цена на украинский карбамид на внешнем рынке достигла абсолютного минимума за 10 лет ($172 за тонну, FOB). Соответственно, и поставщики снизили свои аппетиты до самых низких значений, сопоставимых с ценами февраля 2005 года. Похожие тренды характеризовали и рынок аммиака, который летом торговался в порту Южный по $170-175 за тонну (FOB). Безусловно, многочисленные зарубежные эксперты предлагают множество выходов из сложившейся ситуации, включая снижение мощностей или даже остановку заводов в Китае, России и в Северной Африке. Но отечественному химпрому от таких заявлений легче не становится. Ведь практически повлиять на “мировой расклад” они не в состоянии.
Более того, и тут надо отдать должное протекционистской политике украинского государству, в стране предпринимается немало шагов для закрепления хотя бы внутреннего рынка минеральных удобрений за отечественными производителями. Так, в 2015 году была выедена дополнительная пятипроцентная импортная пошлина на ввоз удобрений. Но и эта мера не возымела практического результата. Ведь в прошлом году около 30% украинского рынка минеральных удобрений обеспечивалось импортными поставками. Причем значительную их часть обеспечивали производители из Российской Федерации (664 тыс. тонн), которые всего за год нарастили объемы импорта удобрений в Украину на 22%. То есть можно говорить о том, что отечественная продукция слишком дорогая и неконкурентоспособная даже на местном рынке.
Высокая себестоимость продукции на фоне необходимости борьбы за покупателя с демпингующими иностранными конкурентами не оставляет украинским производителям поля для маневров. Нет денег ни на закупку нового оборудования, ни на модернизацию. Техническое состояние большинства предприятий оставляет желать лучшего. Единственным исключением можно назвать разве что Черкасский “Азот”, в свое время получивший импульс к развитию благодаря инвестициям бывшего собственника — Александра Ярославского (кстати, владелец группы DCH в текущем году в числе других претендентов намерен принять участие и в конкурсе по приватизации ОПЗ).
Не удивительно, что отраслевые проблемы негативным образом сказываются и на финансовых результатах деятельности предприятий. Если брать тот же 2014 год, то ни одно предприятие кроме ПАО “Днепразот” не показало прибыли (да и итоги работы последнего можно назвать более чем скромными — всего 17 млн грн.). Горловский “Стирол” продемонстрировал убыток в 12,7 млрд грн., северодонецкий “Азот” — 10 млрд грн., “Ривнеазот” — 5,2 млрд грн. и так далее. По результатам прошлого года ситуация еще больше усугубилась. Так предприятия в Горловке и Северодонецке остановлены полностью (собственник не намерен их запускать до окончания АТО), а ривненский завод нарастил убыток вдвое — до 10,8 млрд грн.
Маленькое “НО”
Перечисленные проблемы химической промышленности делают инвестиции в производство украинских минеральных удобрений весьма сомнительным капиталовложением, что существенно уменьшает шансы государства на удачную продажу Одесского припортового завода. А тут, помимо отраслевых неурядиц, имеется еще одна “проблемка”. Дело в том, что вне зависимости от результатов конкурса по приватизации ОПЗ новому собственнику придется дополнительно к “выторгованной” сумме прибавить $250 млн. Именно столько с учетом штрафов и пени предприятие задолжало компании Ostchem Holding Limited Дмитрия Фирташа, что подтверждено в Стокгольмском арбитраже ($200 млн.), а также прочим кредиторам, включая “Нафтогаз Украины” (еще $50 млн.).
Кстати, именно необходимость иметь дело с задолженностью перед Фирташем, по мнению отдельных экспертов, практически полностью исключило участие в конкурсе крупных западных компаний. Их сдерживает законодательство стран, являющихся для холдингов “материнскими”. Так, Министерства юстиции США накладывает ограничения на работу с юрлицами, активы которых находятся под санкциями.
Существуют определенные ограничения, наложенные непосредственно организаторами конкурса. Напомним, что ОПЗ будет продан с аукциона на основе принципа открытости предложения цен потенциальными покупателями. Период подачи документов на конкурс компаниями, желающими приобрести актив, продлится до 6 декабря, проведение аукциона назначено на 14 декабря 2016 года. В процессе конкурса будет реализован принадлежащий Фонду государственного имущества пакет в 99,57% акций (еще 0,43% находится в собственности работников предприятия). К участию в конкурсе не допускаются юрлица с государственным участием более 25%, оффшорные предприятия, а также компании, собственником любой части акций или участия являются резиденты страны-агрессора или лица, находящиеся под действием соответствующих санкций.
При этом потенциальные покупатели должны подать государственному органу приватизации документ о распределении уставного капитала среди участников, данные аудиторов о финансово-имущественном состоянии компании-покупателя, а также информацию о лицах, в интересах которых приобретаются государственные объекты вплоть до конечных бенефициаров.
Впрочем, это во многом объясняет практически исключительно украинский пул претендентов,уже зарегистрировавшихся на конкурс. Помимо уже упомянутой группы DCH, о своих намерениях в этом вопросе заявила ЧАО “Укрнафтобуріння”, которую аналитики относят к империи днепропетровского бизнесмена Игоря Коломойского. Его называют одним из самых вероятных покупателей. Особенно с учетом того, что в 2009 году он был готов отдать за завод в разы большую сумму, нежели предлагается на торгах сегодня. “ В 2009 году речь действительно шла о почти 600 миллионах долларов по тому курсу. Господин Игорь Коломойский был готов купить за пять миллиардов гривен. Сейчас господин Щуриков [первый замдиректора ОПЗ. — прим. ред.] тоже говорил о возможности покупки завода за пять миллиардов гривен, что уже 200 миллионов долларов “, — рассказал в одном из интервью директор аналитического департамента “Конкорд Кэпитал” Александр Паращий.
Есть предположения о том, что помимо перечисленных компаний участие в конкурсе могут принять и иностранцы. На днях в СМИ появилась информация о том, что свою заявку подал конгломерат Suhail Bahwan Group (Holding) LLC, принадлежащий оманскому султану Кабус Бин Саиду. Впрочем, эксперты пока не особо высоко оценивают реальную заинтересованность иностранных инвесторов в приватизации Одесского припортового завода.
В сухом остатке
Неблагоприятная ценовая конъюнктура как на сырьевом рынке, так и на рынке продажи готовой продукции, громадные долги перед компаниями сомнительной структуры собственности, необходимость в существенных инвестициях на модернизацию — все это делает перспективу продажи ОПЗ весьма туманной. Особенно, если учесть, что в нынешних условиях завод окончательно утратил статус перевалочной базы. Во-первых, украинские производители ничего не “переваливают”, все поглощает внутренний рынок. Во-вторых, тот самый аммиакопровод “Тольятти-Горловка-Одесса” в свете возникшего болезненного “российского вопроса” больше неактуален. На Таманском полуострове в РФ строят новый морской порт для транзита судов с аммиаком и карбамидом: проект родом из 90-х, реанимирован по понятным причинам в 2014 г. Первую очередь мощностью, равной ОПЗ (2 млн. т) планируют ввести в 2017 г., вторую еще через три года. То есть в результате возникнет не только конкурирующая “перевалка” карбамида, но и необходимое ОПЗ аммиачное сырье будет “утекать” в обход Украины.
Аналитики открыто говорят, что для государства будет большой удачей продать завод в текущем году. Тем более, что многочисленные чиновники неоднократно подчеркивали: затягивание процесса грозит финальной остановкой предприятия, что, в свою очередь, приведет к полной потере привлекательности для инвесторов (ведь на повторный запуск понадобятся феноменально большие ресурсы). “Я бы очень хотел, чтобы приватизация состоялась, уже не говоря о цене, потому что я хорошо знаю этот завод: ему нужен инвестор. У завода 90% стоимости продукции это цена газа. Если цена газа на рынке, которую потребляет завод, поднимается выше определенной черты, порядка 260-280 долларов за тысячу кубов, то завод автоматически становится убыточным. И в такой ситуации держать его в государственной собственности было бы экономической ошибкой. Завод должен уйти в бизнес и бизнес должен заниматься обеспечением завода газом по той цене, которая обеспечит рентабельную работу ОПЗ”, — сказал минувшим летом экс-председатель Фонда госимущества Украины Александр Рябченко.
Это означает, что отдельные эксперты верят в перспективу возрождения завода после приватизации. В этом вопросе многое будет зависеть от того, кто и с какой целью его приобретет. История отечественной экономики знала немало примеров, когда “белые слоны”, на потенциале возрождения которых ставили крест, демонстрировали ошеломляющие результаты. Хочется верить в то, что Одесский припортовый завод повторит именно такой сценарий.
Ростислав КОЗЫРЕНКО
Удивительно, что после всех попыток Саакашвили и НАБУ создать заводу имидж коррумпированного кто-то из иностранных инвесторов всё-таки подает заявки на ОПЗ. НЕ удивлюсь, если НАБ опять начнет на днях опять активно "расследовать" ОПЗ. что бы и этот конкурс не состоялся и претенденты отказались от участия в приватизации предприятия.
Что скажете, Аноним?
[07:10 08 ноября]
[22:36 07 ноября]
11:30 08 ноября
10:00 08 ноября
09:30 08 ноября
09:20 08 ноября
09:10 08 ноября
09:00 08 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.