Даже если вы считаете себя продвинутым пользователем Facebook, то хоть раз, да жаловались на его алгоритмы. Ну, те, которые постоянно меняются. “Живая лента”, которую соцсеть запустила еще в 2006 г., заставила помучиться немало голов, пытающихся разгадать принципы ее работы. Впрочем, шутка “Если бы я знал алгоритмы Facebook, я бы работал в Facebook” — вовсе не шутка. Ведь за последний год алгоритмы снова изменились. По статистике самой соцсети, пользователю ежедневно выдают около 1500 постов, но он просматривает только 150 из них.
Как не пропустить смерть друга
При формировании ленты Facebook опирается на несколько базисных ценностей. Первая из них: посты близких друзей и членов семьи должны появляться в ленте чаще, чем посты других пользователей. Однако тут все тоже зависит от того, чьи страницы вы посещаете, комментируете и лайкаете чаще. Показательна история об американке, которая так и не узнала, что ее друг умирает и просит о помощи. Facebook мог учесть, что подобный контент, по мнению девушки, негативен, но также он мог учесть частоту их переписки, ее заинтересованность его страницей и еще тысячи факторов, которые заставляют пользователей интересоваться тем или иным контентом. Тем не менее Карин Вайнио теперь не может уснуть, пока в хронологическом порядке не просмотрит посты всех друзей. Избежать этой ситуации помогает выставление приоритетности постов от самых близких людей.
Сразу за публикациями близких теоретически идет развлекательный контент, который Facebook считает безопасным. При этом соцсеть предпочтет персонализированный пост перепосту или “сенсации” с заголовком вроде “Кликни и узнаешь”.
По заверению техподдержки Facebook, контроль над лентой остается в руках пользователя: вы можете в любой момент отписаться от любого френда, страницы, группы, выставить приоритеты по подписке и так далее. Но каждый, кто настраивал свою ленту, знает, насколько сложно убрать из нее все лишнее. Например, выставление приоритетов не всегда помогает: лента подбрасывает вам еще и тот контент, который интересен вашим близким. И отписаться от них всех — тоже не вариант. Мало того, в зависимости от устройства, с которого вы читаете новости, ленты разнятся, и тут понять логику алгоритмов не всегда удается.
В противовес неприятной истории с незамеченной болезнью друга Марк Цукерберг заявил, что сайт будет отслеживать с помощью искусственного интеллекта не только “язык ненависти”, но и потенциальных самоубийц. Кроме того, пользователям будут сообщать о том, что они появились на фото, даже если их там не отметили — алгоритм распознавания лиц улучшают с каждым днем.
Риск стать спамером
В процессе попыток сформировать индивидуальную ленту Facebook все активнее блокирует новости с некачественным контентом — в частности, оскорбительные, шокирующие и злонамеренные объявления понижают в рейтинге, если и вовсе не блокируют. При этом нельзя не признать, что в борьбе со спамерами Facebook-роботы явно перегнули палку: теперь они обнаруживают спамеров по количеству сообщений в день. “Санкции” вроде блокировки возможности постить в группах, скрытия всех постов во всех группах, включая лично созданные, применяются не всегда абсолютно логично. Например, Facebook может заблокировать вас за распространение новостей в тематической группе, даже если правила этой самой группы вы не нарушаете, посчитать вас спамером, если вы постите подряд посты со ссылками с одного и того же сайта или даже без этих ссылок. Это приводит к парадоксальным случаям: например, Facebook в прошлом месяце неоднократно блокировал закрытые тематические группы (например, ролевиков, косплееров, об обмене вещами), где контент видели только подписчики и жалоб на него не поступало. Кроме того, в декабре “злостными спамерами” стали десятки тысяч пользователей украинского Facebook, причем задним числом — все перепосты с сайта LIGA.net были заблокированы. Решение принял “стандартный алгоритм”, который проанализировал жалобы пользователей. Сами же жалобы в массовом порядке появились, по одной из версий, в результате бот-атаки хакеров.
Еще одна опасность — одинаковые тексты при перепосте новостей. Теперь за них тоже можно угодить в черный список. Наказывают низкой выдачей в ленте также посты со ссылками на медленно загружающиеся веб-страницы (40% пользователей покидают сайт после трех секунд пребывания на нем).
Кроме того, Facebook официально меняет правила публикации рекламы: политическую придется сопровождать информацией о спонсоре и сумме, которую он заплатил. Шансов, что это сработает в случае с интернет-СМИ, где такая реклама зачастую скрыта, немного, но с очевидными политическими постами все же придется быть осторожнее. Кроме того, Facebook запретил продвигать за деньги большинство репостов, публикации об изменении фото в профиле и посты в поддержку политических акций.
Новости поставят “в угол”
Еще один недавний эксперимент Facebook вверг в панику крупные интернет-издания. В ряде стран соцсеть вывела все новости интернет-страниц в отдельную вкладку Explore, оставив в ленте только посты от друзей и рекламу. Эксперимент проводился на Шри-Ланке, в Боливии, Словакии, Сербии, Гватемале и Камбодже. Медиаресурсы в этих странах пожаловались на самое крупное падение трафика за всю историю — ведь пользователи банально были не в курсе существования вкладки с новостями и игнорировали ее.
Если это правило запустят массово, медиа придется еще больше денег тратить на продвижение своих публикаций и искать другие площадки для увеличения трафика. Тут многие посматривают на Google, который также дает возможности платного продвижения статей, но пока не пытается заблокировать за лишнюю ссылку в день. Другой новинкой, которая позволит заработать и Facebook, и СМИ, может стать монетизация видеоконтента, которую соцсеть запустит в следующем году. Но к его содержанию правила будут не менее строгими.
В целом соцсеть заверяет, что улучшение алгоритмов и их постоянное совершенствование приведет к удобной и интересной пользователю ленте. Зачастую при этом соцсеть забывает отвечать на вопросы, почему ее техподдержка работает криво (например, блокируя пользователей в ответ на политические жалобы чисто количественно), почему часть переписки пользователей “глотается” и теряется, и почему сам по себе сервис работает часто с перебоями, глюками, не так уж быстро и непонятно для пользователя любого уровня интернет-грамотности. С другой стороны, победить Facebook, собравший огромное количество данных людей со всего мира и манипулирующий этими данными для их знакомства, общения и формирования их мнения о мире, любой новой социальной сети будет непросто. Так что, предположительно, и СМИ, и недовольным пользователям придется смириться и продолжать следовать новым правилам каждый раз, как только они появляются.