На роль авангарда протестного движения претендуют не только партии, но и сами пролетарии. К такому выводу пришел Мирослав Якибчук, председатель Национального форума профсоюзов Украины. Ссылаясь на результаты профсоюзного мониторинга, он заявил, что примеру Херсонского машиностроительного завода (захваченного его же рабочими) могут последовать и другие представители рабочего класса.
Причина общеизвестна: как и ожидалось, наша власть (в первую очередь, исполнительная) не смогла выполнить главное требование херсонцев — выделить 4,5 млн./ гривен для погашения долгов по зарплатам. В ответ рабочие предприняли еще более дерзкие наступления: если в начале февраля они взломали турникеты и “взяли в плен” админздания херсонского завода, то уже в начале марта захватили первый этаж админздания Херсонской областной госадминистрации! Ну, прямо, “Альфа” местного разлива.
Как на это отреагирует правительство, вопрос риторический. Казна у нас одна, а вот очагов возгорания народного гнева — очень много. Недавно в новостях “засветился” Мариупольский металлургический комбинат: один из его рабочих, возмущенный урезанием зарплаты, едва не совершил акт самосожжения (комбинат загружен работой не более чем на 30 проц. и, разумеется, оплата труда соответствующая). А на Луцком картонно-рубероидном комбинате зарплаты не видят уже два месяца: местное руководство утверждает, что это связано с падением спроса на продукцию, однако в трудовом коллективе мнение противоположное — продукцию вывозят и продают в тех же объемах, что и раньше. Аналогичная ситуация и на знаменитом Харьковском заводе имени Малышева: люди обеспечены заказами, а вот денег пока не видать.
Рост безденежья вызывает и рост безработицы. К примеру, на Первомайском электромеханическом заводе имени Карла Маркса численность рабочих уже сократилась наполовину (с 1600 до 800 человек), но это еще не предел: в ближайшее время планируется увольнение еще 300 — 400 человек. Зарплата урезана вдвое, но и ее люди не видели уже три месяца. Такая же участь постигла и Шосткинский завод “Звезда”: уволено 800 человек, долги по зарплате — 6 млн. гривен, перед Пенсионным фондом — 35 млн. гривен. А Изюмский тепловозоремонтный завод, на котором зарплаты не видели около года, оказался перед угрозой банкротства (иск о признании его банкротом подала некая частная фирма “Торговый дом ИТРЗ”, появившаяся при заводе с приходом нового директора). И это, увы, не предел... “Власть и олигархия постепенно доводят народ то той черты, за которой уже нечего терять, “кроме своих цепей”. Треть страны уже экономит на продуктах питания. 45 проц. украинцев готовы поддержать протестные акции, 3 проц. — не прочь поучаствовать даже в вооруженных столкновениях, — считает глава профсоюзного Нацфорума Якибчук. — По прогнозам профсоюзных аналитиков, к концу года в Украине ожидается 5 млн. безработных. Это целая армия недовольных. И сегодня вопрос в том, будут ли у нас мирные, контролируемые профсоюзами протестные акции или же получится “бунт, бессмысленный и беспощадный”, от которого страна только пострадает”.
По мнению Якибчука, соавторами нынешнего кризиса являются господа олигархи, владеющие всей отечественной промышленностью: скупив за бесценок предприятия и не вложив денег в модернизацию производства, они успешно конкурировали на мировых рынках (за счет удешевления рабсилы и уменьшения затрат), а теперь, ничтоже сумняшеся, решили избавиться от рабочих, как от балласта. Отсюда вывод: пришло время поставить вопрос об ответственности крупного бизнеса перед своей страной. Ведь все собственники, по условиям приватизации, брали на себя обязательства по сохранению рабочих мест, недопущению сокращения производства и т. д. Именно поэтому правительство обязано проверить каждого из них (хотя бы на предмет выполнения социальных обязательств и условий коллективных договоров). К сожалению, этого пока не происходит. А почему?
“Экономические и правовые отношения в Украине подменены закулисными политическими торгами, — продолжает свой рассказ Якибчук. — Показательна ситуация с отечественным вагоностроением. “Укрзалізниця” нуждается в обновлении парка вагонов, но благодаря “инициативности” некоторых чиновников, покупать вагоны планируется у производителей других стран. А тем временем на Стахановском вагоностроительном заводе с лета 2008 года количество работающих сократилось с 6 до 2 тыс. человек. Людей принудительно увольняют “по собственному желанию”, выгоняют в неоплачиваемые отпуска. Оставшимся рабочим выплачивается зарплата без всех положенных начислений. Почему же “Укрзалізниця” не поддержит своими заказами Стахановский завод? Видимо, чиновники с железной дороги и владельцы СВЗ находятся в разных политических лагерях. А жертвой этих несторговавшихся политиканов становятся тысячи рабочих”.
Разумеется, так долго продолжаться не может: наш народ осознал свое право на достойную жизнь и готов его отстаивать. Чтобы избежать социальных катастроф, власть имущие должны выполнять свои антикризисные функции — контролировать собственников предприятий, стимулировать создание рабочих мест, спасать производство и нацвалюту, бороться с инфляцией. Если, конечно, они не хотят, чтобы люди труда смели их вместе с владельцами заводов, фабрик, пароходов. Как это было в “красном” семнадцатом году...
Валентин КОВАЛЬСКИЙ
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
08:50 27 ноября
08:30 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.