Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Назад — к здравому смыслу

[08:46 06 ноября 2009 года ] [ День, №201, 6 ноября 2009 ]

Что породило специфическое измерение украинской эпидемии.

Сегодня прошла ровно неделя с тех пор, как правительство огласило карантин в девяти областях Украины и ввело трехнедельные каникулы во всех учебных заведениях страны.

На протяжении этого небольшого промежутка времени представители различных ветвей власти не продемонстрировали единство действий в борьбе с главным вызовом, стоящим ныне перед страной. Таким образом, в очередной раз пришлось убедиться: то, что является правилом в любой другой демократической стране, у нас — редкое исключение.

Однако к концу недели случилось то, чего меньше всего хотелось бы наблюдать в условиях общественного неспокойствия (если не сказать — паники) — руководители государства начали тянуть одеяло спасителя нации на себя, жестко критикуя остальных. В итоге — решений, постановлений, указов на высшем уровне о мерах борьбы с гриппом имеем в избытке, а реальная работа “в полях” — в дефиците.

По мнению Президента Виктора Ющенко — это правительство, которое знало о возможной пандемии еще весной, но к вспышке заболевания страна оказалась не готовой. Назвав работу Кабмина работой “слепых котят”, глава государства, резюмировал: “Главным центром принятия решений должен стать Совет национальной безопасности и обороны. Невыполнение его решений будет сопровождаться немедленным представлением в правоохранительные органы”.

Президент, кстати, очень правильно заявил, что “надо менять всю систему организации государственной власти в Украине”. Но если бы подобный “диагноз” поставили эксперты, или, скажем, оппозиция, это было бы логично. Однако когда об этом говорит человек, который пять лет управлял государством...

В своем обращении к нации, Виктор Андреевич попутно оправдывается, отмечая, что “действующая Конституция после изменений 2004 года отдала реализацию государственной политики в сфере здравоохранения к исключительным полномочиям правительства”. Да, но целый год действующий глава государства обладал широкими полномочиями. Почему в это время (причем — имея колоссальную поддержку народа) не был дан, по меньшей мере, стартовый толчок к реформам инфраструктуры жизнеобеспечения страны? Вероятно, потому что год делили должности, причем руководствуясь при этом отнюдь не профессиональными качествами “соискателей”, и единственным принципом — политической целесообразности и родственных, дружеских, кумовских связей.

Впрочем, даже после вступления в силу так называемой политической реформы (“да” которой, кстати, сказала на тот момент четко пропрезидентская “Наша Украина”) Президент Ющенко имел достаточную для проведения реформ поддержку в Верховной Раде.
Критиковать, понятное дело, легче, чем бороться. Наша власть — причем, что исполнительная в лице Президента и премьера, что законодательная, представленная 450 депутатами, боролась все это время не за внедрение качественных стандартов жизни, а исключительно друг против друга.

Нынешняя ситуация с эпидемией гриппа, по мнению экспертов, с которыми сегодня беседует “День”, продемонстрировала, во-первых, неумение власти играть на опережение проблем и анализ рисков. Во-вторых — полнейшую недееспособность всей государственной машины, и, наконец, в-третьих, нежелание чиновников и политиков отказаться от спекуляций даже вокруг такой темы, как здоровье нации.

СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ — ФАКТИЧЕСКИ РАЗРУШЕНА
Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социальных исследований “София”:
— В Украине, как это бывает ежегодно, наблюдается волна заболеваний ОРВИ и гриппа. Раньше, позже, сложнее, легче — это уже вопрос специфики года. Но главное, что проявила эпидемия этого года — количество перешло в качество. Мы столкнулись с фактически разрушенной системой жизнеобеспечения людей. Бедность, плохое питание, плохая организация и условия труда, антисанитария, низкий иммунитет. Это теперь — снежный ком, с которым сталкивается каждый человек в своей жизни на фоне неэффективно действующей системы здравоохранения, отсутствия раннего предупреждения, компетентной консультации. Все это породило специфическое измерение украинской эпидемии.

С одной стороны, есть мудрые советы врачей, которые призывают не паниковать. Однако с другой стороны, извините, трещат по швам все структуры жизнеобеспечения. Это вынуждает человека сталкиваться сам на сам с очередной, но теперь еще более опасной инфекцией. Это первая проблема.

Вторая — поведение власти в условиях, казалось бы, очередной эпидемии. Декларация подготовки, программа подготовки, ее финансирование? Кроме того, очень странное состояние мониторинга, когда перед вспышкой эпидемии в Тернополе нам рапортовали только об одном случае патогенного гриппа. Все это напоминает некую схему, когда власть ожидала определенного порога. Этот порог наступил тогда, когда пошла трагичная информация о высокой смертности от гриппа.

Эпидемия действительно превратилась в политическую кампанию, которая уже сопровождается непровозглашенной чрезвычайщиной. Меры, к которым прибегло правительство, фактически связано с ограничением прав — перемещения, собраний, прочего. То есть, есть элементы ЧП без оглашения чрезвычайщины. При этом изменяется политическая, информационная повестка, избирательный климат. Однако самое опасное, что все это сопровождается очень жесткими, хорошо организованными приемами манипуляции массовым сознанием.

К сожалению, ситуация еще раз показала высокий уровень гипнабельности (иными словами — способность подвергаться гиппотическому воздействию) общественного сознания, которое, на мой взгляд (и в этом самый большой трагизм ситуации) сейчас реагирует на проблему не как сознание гражданского общества, а как массовое сознание, ориентированное на упрощенные формы проблем и способов их решения. Повязки? Все одевают повязки. Пить эту таблетку? Все пьют эту таблетку.

Это очень серьезный симптом, показывающий, что за эти пять лет мы прошли дистанцию от раскола гражданского общества к толпе. Этим пользуется и этим управляет сейчас власть.
В сухом остатке мы действительно имеем эпидемию на фоне разрушающейся инфраструктуры жизнеобеспечения, что катализирует и усугубляет ситуацию. Но вместе с тем, мы имеем плановую кампанию по использованию эпидемии для усиления власти, для введения ограничительных мер как в политике, так и в общественной жизни, для манипуляции массовым сознанием.

Но все, что связано со здоровьем людей (особенно — спекуляции на этой теме) включает в себя, если хотите — инстинкты жизни, когда человек защищает свою жизнь всеми силами, какие есть. Это может поломать даже стройно выстроенный план власти по управлению обществом. По всей видимости, нас ждет еще две-три недели паники с последующей — довольно жесткой и нелицеприятной для власти реакцией общества.

Социальный менеджмент — нулевой. Как говорят сами специалисты в области охраны здоровья, их привлекают в последний момент, а некоторым просто запрещают говорить. Это очень серьезное социальное испытание, потому что мы имеем не только эпидемию вирусных заболеваний на фоне кризиса инфраструктурного обеспечения, но и эпидемию психоза, а также угрозу нелинейной реакции общества, сталкивающегося с алгоритмом: выживайте, кто как может.
Необходимые шаги, которые стабилизировали бы ситуацию сейчас — это, прежде всего возврат в сферу социальной политики здравого голоса людей, которые являются моральными и профессиональными авторитетами в сфере охраны здоровья. Политикам надо замолчать в комментариях о гриппе, говорить должны профессионалы, чье мнение может быть решающим. Голос авторитетного медика будет услышан миллионами, а голос политика, эти миллионы, наоборот, столкнет лбами.

Еще один момент. Реформа социальной инфраструктуры и формирование жизнеспособной системы здравоохранения — это ключевая тема. Но это, к сожалению, вопрос не одного дня, и даже не одного года.

То, что переживаем мы сейчас — это удел бедных стран, где огромный разрыв между доходами и возможностями миллионов, где даже в ситуации эпидемии гриппа могут позволить себе защититься только состоятельные люди. У них самолеты, у них доступ к ведущим поликлиникам, у них возможности профилактики и т.д. Поэтому, помимо всего прочего, это еще и вопрос последовательного повышения социальных стандартов.

И, наконец, еще один важный момент. Мы долго гордились уровнем образованности и компетентности нашего населения, однако когда сталкиваемся со сложными, но понятными проблемами, видим реакцию не только растерянности, но и мало ориентированности. Поэтому не ток-шоу на телевидении вокруг бесконечной политической жвачки нам нужны, а возвращение к обязательной, современной публицистике, к целенаправленной новой гуманитарной политике. Это критически нужно. Потому что, кроме эпидемии, у нас плачевная ситуация на продуктовых рынках, в техногенной, экологической сферах. Большие проблемы с организацией общественного воспитания. У нас много говорят об образовании, но ведь разрушена воспитательная сфера. Эти проблемы можно перечислять и перечислять.

Я надеюсь, что этот новый стресс, который переживает ныне общество, столкнувшись со своей беззащитностью с одной стороны, и циничной спекуляцией власти на эпидемии, на этой беде — с другой, повлияет на заготовки политической повестки выборов в постизбирательный период.
КОГДА НЕТ АНАЛИЗА РИСКОВ — НЕ ВЕДЕТСЯ РАБОТА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

Светлана КОНОНЧУК, Украинский независимый центр политических исследований:
— Прежде всего, надо отметить, что в органах государственной власти Украины в недостаточном количестве проводится работа, связанная с анализом рисков. То есть ежегодно к нам неожиданно приходит зима, ежегодно к нам неожиданно приходит грипп. В итоге, очень много решений власти принимается уже по факту, когда что-то произошло.
Государственная политика на опережение, подготовку практически не совершается. Именно поэтому Украина предельно часто оказывается в ситуации крайне нуждающегося в помощи.
Первым фактором, который приводит к выводу, что тут присутствует политическая составляющая, является то, что от различных органов государственной власти выходит разная информация о состоянии с заболеваемостью как таковой.
Во-вторых, от правительства нет ни одного аналитического материала, который показывал бы динамику такого рода заболеваний в другие годы, чтобы люди могли сравнивать и делать выводы. Информационная, пояснительная, просветительская работа не ведется. Почему? Это вопрос к правительству и Минздраву.
Третье. Обращает на себя внимание решение Кабмина о том, что в определенных регионах (наиболее пораженных болезнью) средства можно использовать без тендеров. Это приводит к мысли, что эти деньги будут использоваться непрозрачно. На какие цели они пойдут дополнительно — сложно сказать. Безусловно, сторонники этой идеи могут опровергнуть эту гипотезу, заявив, что, дескать, тендерные процедуры у нас, мягко говоря, несовершенны и т.д. В таком случае вопрос ставится более общий: почему органы власти не инициировали процедурное совершенствование государственных закупок? Они могли это сделать хоть месяц назад, а хоть и год. А вот эти склоки вокруг Тендерной палаты лишь подтверждают, что власть в большей мере заинтересована в сохранении существующих закупочных процедур.
Четвертое. Появилась информация о том, что закупленные препараты “Тамифлю” были без надлежащей сертификации и были закуплены не у Швейцарской фирмы (как об этом заявили представители правительства), а у тайванской. Очевидно, разница в цене сыграла свою роль, однако вряд ли в пользу людей.
Впрочем, о чем говорить, если элементарного — марлевых масок нет. Ну, за неделю можно было бы ими обеспечить людей. То есть пиар, а не реальная работа, играет, к сожалению, главную роль.
Вопрос о неготовности Украины к эпидемии гриппа, надо разделить на две части. Почему мы, люди, не готовимся, и почему не готовится власть. На первую часть вопроса каждый человек должен ответить индивидуально. Я, например, всегда стараюсь, чтобы в моей аптечке были все средства, необходимые для предоставления первой помощи. Я слежу за этим постоянно, потому что в моей голове есть соответствующий пункт.
Почему правительство не готовится? Ответ банальный, но горький: потому что, тем, кто попадает в систему власти, выгодно сохранять состояние аврала, поскольку в такой атмосфере всегда есть возможность использовать коррупционные схемы. Эти схемы, во-первых, позволяют улучшить финансовое положение их участников, во-вторых, заработать политические дивиденды. То есть при сумасшедшем распространении коррупции, которая пронизывает всю систему государственной власти, говорить о том, что кто-то будет заинтересован в развитии прозрачности, доступности к контролю всех процедур, увы, не приходится. Не приходится потому, что суть наших бизнесменов, которые политически руководят страной, состоит в том, чтобы получать прибыль со всего, к чему они прикасаются. Проблема коррупции для Украины — это проблема чрезвычайно серьезная. От нее идут “метастазы”.

МЕНЬШЕ ПОЛИТИКОВ — БОЛЬШЕ МЕДИКОВ
Владимир ФЕСЕНКО, председатель правления Центра прикладных политических исследований “Пента”:
— Несмотря на то, кто сегодня находится при власти, и кто мог бы быть, можно с уверенностью констатировать, что государственная машина действовала так, как действует сейчас.
Готовности нет абсолютно никакой и это очевидно. Между тем, снова-таки подчеркиваю, это характеристика не конкретных людей с власти, а характеристика крайне низкой эффективности самой государственной машины. Это очень важный аргумент для любого нового президента о том, что надо реформировать нынешнюю систему государственной власти. В противном случае, она будет действовать неэффективно в любых чрезвычайных условиях, чего бы они не касались — экономического кризиса или эпидемии.
Политики на инстинктивном уровне хотят использовать эту ситуацию в своих интересах. То, что они прибавляют к медицинским проблемам политическую эпидемию — очевидно. Но вместе с тем очевидно, что действовать по-другому наши политики попросту не могут.
Хотя на самом деле выигрывают от этого разве что три потенциальных кандидата на пост главы государства.
Думаю, сейчас надо меньше спекулировать на ситуации, необходимо просто не мешать органам государственной власти делать свое дело. Важно, чтобы исполнительная и законодательная власти общими усилиями достаточно оперативно утверждали необходимые решения.
За помощью к мировому сообществу обращаться было нужно, в частности, на мой взгляд — ко Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Почему? Потому что не совсем понятно, о чем идет речь: о какой-то загадочной пневмонии или все-таки о калифорнийском гриппе? Так что тут все-таки, с учетом того, что специалисты ВОЗ исследовали ситуацию в других странах, вряд ли стоит обходиться без их помощи. К тому же, как и в любых чрезвычайных ситуациях, нормальной практикой считается помощь извне. Так и в этом случае: лучше помочь соседу, чтобы потом у тебя не было проблем.

Поэтому тут я бы не стал обвинять наших политиков. Другое дело — истерика на телевидении, подогреваемая политиками. Поменьше бы этого... Я бы сказал так: меньше политиков, больше медиков. Я, шутя говорю, что сейчас в политической среде развернулась такая себе конкуренция за право быть главным санитарным врачом страны или главным эпидемиологом. А часто и вовсе политики выступают в роли “скорой помощи”. Когда я смотрю сюжеты, где политики гордо заявляют, что, вот, дескать мы, со своего предвыборного фонда закупим марлевые повязки и раздадим людям... Ну, знаете ли, извините, этим должно заниматься государство.
В данном случае надо говорить, как минимум, об административной реформе, потому что нынешняя государственная машина работает очень медленно и очень неэффективно, постоянно при этом давая сбои. То есть дело не только в смене политиков, а в том, что надо создавать современную административную машину. Это, во-первых. Во-вторых, это касается реформ в отдельных отраслях. В частности — здравоохранения.

Наталия РОМАШОВА

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.