Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Между двух огней

[10:06 06 августа 2009 года ] [ Инвест газета, 3 августа 2009 ]

Возвращаются 80-е...

Речь идет не о легинсах, широких ремнях, массивных украшениях и мини-платьях неоновых расцветок. Сегодняшняя ситуация напоминает конец 80-х рекордными перепадами “настроения” на ценниках в магазинах, где продается все вышеперечисленное и не только. Во многих странах цены возвращаются на 10-25, а в некоторых даже на 50 лет назад. Это заметно не только по их уровню, но и по скорости, с которой они изменяются. Проседание спроса довело инфляцию в развитых государствах до необычайно низкого уровня (вплоть до отрицательного) и избавило многие развивающиеся страны от проблем, связанных с инфляцией. И хотя в МВФ считают, что по итогам года дефляции почти всем государствам удастся избежать, многие страны терпят ее уже в течение года. И, как оказывается, это не самый удобный “наряд” для экономики, и так находящейся в рецессии.

Колебание цен в районе нуля, причем все чаще — ниже оного, охватило большую часть Старой Европы, США, Японию, Китай и некоторые азиатские государства. Впрочем, если присмотреться поближе, дефляция распространилась только на секторы непродовольственных товаров услуг. Рост цен на продукты питания вместе с недавно возобновившимся подорожанием энергоресурсов — единственное, что удерживает темпы роста потребительских цен выше нуля или хотя бы не намного ниже. Например, Евросоюз в июне столкнулся со снижением потребительских цен на 0,1% по сравнению с июнем 2008 года. Но при этом базовая инфляция, не включающая изменение цен на энергоносители и продукты питания, была значительно больше — минус 1,4%. На практике это означает, что какие-нибудь, скажем, автопроизводители были вынуждены снижать цены из-за отсутствия спроса и сокращать часть персонала для минимизации расходов, а потерявшие на этом предприятии места работники вынуждены платить все больше, чтобы прокормить себя и свою семью. И это еще не все минусы снижения цен.

Из двух зол... лучшее?

Хотя для рядового потребителя дешевеющий товар — это желанный товар, для экономики дефляция влечет целый ряд проблем. Во-первых, дефляционные ожидания заставляют компании и потребителей откладывать запланированные приобретения в надежде, что вскоре товар или услуга подешевеет еще больше. Это ведет к сокращению прибыли предприятий, они теряют клиентов, урезают зарплаты сотрудникам и сокращают объемы производства. В результате потребительский спрос снижается, что провоцирует спад потребительских цен. Другими словами, дефляционные ожидания сами вызывают дефляцию и формируют дефляционную спираль. Конечно, когда выпуск товара снижается до такой степени, что покупатели начинают расхватывать его как дефицит, цены снова начинают расти. Но до тех пор стремление населения купить по дешевке будет охлаждать экономику. При этом если бы рост цен не перешел в их падение, а сохранился на очень низком уровне, экономике было бы намного легче выйти из рецессии благодаря более быстрому восстановлению потребительского доверия.

Во-вторых, дефляция фактически увеличивает реальную стоимость денег. Следовательно, растет реальная стоимость долга, что важно как для государств, нахватавшихся кредитов для борьбы с кризисом, так и для обычных банковских заемщиков — предприятий и физлиц.

Наконец, при дефляции центробанкам сложно повлиять монетарной политикой на экономику и вывести ее из рецессии. Ведь она может попасть в ловушку ликвидности, когда при низких процентных ставках инвесторы будут удерживать денежные средства, отказываясь от капиталовложений, и экономика перестанет реагировать на рост предложения денег. Вполне закономерно, что придя к подобным выводам, замглавы центробанка Китая Лю Шиюй назвал предотвращение дефляции приоритетом для центробанков всего мира.

Впрочем, уже далеко не всем экономикам приходится бороться с дефляцией. Для каждой страны вопрос, достигла ли дефляция своего дна или цены и дальше будут снижаться, зависит от того, как быстро восстанавливается ее экономический рост. Однако в мировом масштабе дно уже осталось позади. Как минимум к концу года даже те государства, где товары продолжают пока дешеветь, ощутят импортированную инфляцию. А в странах, где импорт играет в потреблении весомую роль, и вовсе будет наблюдаться рост внутренних цен. И если в этом году, по оценкам МВФ, предновогодние скидки будут накладываться на удешевление товаров в Дании, Ирландии, Испании, Швеции, Швейцарии, Японии, Тайвани и США (еще в 17 из 182 стран инфляция будет стремиться к нулю), то следующий год с дефляцией закончат только Эстония, Латвия, Черногория, Швейцария, Япония и опять-таки США. Украине же не грозит ни дефляция, ни минимальная инфляция.

Против течения

Украина не относится к тем странам, которые хотя бы близко подошли к дефляции. В этом году нашу страну ожидает прирост цен от 13%, как прогнозирует МВФ, до 16,5%, как утверждает консенсус-прогноз украинских экспертов. Подогревать инфляцию будет прежде всего подорожание энергоносителей — импортный товар, демонстрирующий в полной мере зависимость нашего государства от внешней конъюнктуры. Очевидно, для Украины очень важно, в каком направлении двигаются цены за рубежом, поскольку это определяет ее внешнюю торговлю на ближайшее будущее и курс валют на более отдаленное.

Если в стране, куда Украина экспортирует свою продукцию, — дефляция, то отечественным производителям-экспортерам придется позаботиться о снижении себестоимости своей продукции, иначе их просто вытеснят с зарубежного рынка. В частности, это касается тех, кто везет украинский товар в такие страны, как Испания, Словакия, Молдова, Индия и Ливан. Со временем “разнобой” с ценами начнет сказываться и на курсе гривни. Особенно, если власти решат поддержать экспортеров, позволив национальной валюте немного обесцениться. В то же время украинский экспорт смогут удержать на плаву отечественные сельхозпроизводители, которым нынешний рост продовольственных цен только на руку. Между тем дефляция в странах, импортирующих товары и услуги в Украину, обещает отечественным потребителям более дешевую продукцию и, значит, ослабление инфляции, а украинским производителям — ценовых конкурентов. Остается лишь ждать поставок американских, бельгийских, китайских, австрийских и японских товаров по новым, более низким ценам. Или же еще более дешевой брендовой одежды в стиле 80-х китайского пошива.

Елена СНЕЖКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.