Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Литовская война: Владимир Антонов хочет получить компенсацию за потерянный бизнес

[10:50 17 августа 2016 года ] [ Forbes.ru, 16 августа 2016 ]

Как за пять лет банкир прошел путь от владельца авиакомпании и производителя суперкаров, претендовавшего на покупку Saab, до беглеца от британского правосудия?

В понедельник, 15 августа, стало известно, что экс-глава “Конверс групп” Владимир Антонов подал в арбитражный суд Москвы иск к министерству юстиции Литвы. Антонов требует взыскать с прибалтийской республики более 20,2 млрд рублей имущественного вреда и более 19,9 млрд рублей компенсации вреда деловой репутации. Также Антонов просит признать “не соответствующими действительности сведения, распространенные президентом Литовской Республики”. Некоторые из указанных в определении суда ссылок не работают, работающие ссылки ведут на заявления президента Литвы Дали Грибаускайте. В них она поддерживает действия Нацбанка Литвы и правительства, связанные с национализацией банка Snoras в 2011 году, основным владельцем которого был Антонов. В министерстве юстиции Литвы сообщили Forbes, что все вопросы, связанные с защитой прав и интересов республики в связи с делом Snoras, находятся в ведении министерства финансов. В ближайшее время оба ведомства приступят к формированию позиции Литвы по иску Владимира Антонова.

С национализации Snoras, который на тот момент был пятым по величине банком Литвы, и начался развал “Конверс групп”. Еще в 2010 году ее многочисленные активы оценивались в $7 млрд. В группу входили голландский производитель спорткаров Spyker, футбольный клуб Portsmouth, авиакомпания AirBaltic и десяток банков. Крупные кредитные организации — российский Инвестбанк, литовский Snoras и латвийский Krajbanka — были обанкрочены. В этот период Антонов проживал в Лондоне, куда перебрался после покушения на своего отца Александра. Теперь Антонов-младший вновь живет в Москве: в прошлом году бизнесмен покинул Лондон, откуда его хотели экстрадировать в Литву.

Яхта и верфь для Троценко

В 2007 году гендиректор голландского производителя элитных автомобилей Spyker Виктор Мюллер пролистывал журнал Boat International и наткнулся на рекламу яхты The Highlander. Это была 36-метровая лодка модели Fedship, построенная в 1967 году для Малкольма Форбса, сына основателя журнала Forbes. Загоревшись идеей купить The Highlander, Мюллер очень быстро убедился, что ее состояние после пожара, случившегося в 1980 году, далеко от идеального. “Внутри она напоминала дешевый бордель”, — вспоминал позже Мюллер в одном из своих интервью. Чтобы восстановить первоначальный вид лодки, Мюллер потратил три года и около $5 млн.

Часть этой суммы (2,75 млн) Мюллер занял в латвийском Latvijas Krajbanka, принадлежавшем его другу и совладельцу Spyker (29,9%) Владимиру Антонову. Кредит был выдан на кипрскую компанию Plazmexon Invested, принадлежавшую Антонову. Тот пояснил Forbes, что такая схема была использована потому, что самому Мюллеру выдать кредит тогда было невозможно — у гендиректора Spykers была плохая кредитная история. Вернуть кредит Мюллер так и не смог, и лодка перешла на баланс Krajbanka.

В ноябре 2011 года Комиссия по рынкам финансов и капитала Латвии (КРФК) приостановила деятельность Latvijas Krajbanka, а летом 2012 года яхта The Highlander была продана с аукциона примерно за $1 млн, при том что в качестве залога оценивалась в 6 млн. В Krajbanka сообщили Forbes, что лодка находилась в плохом техническом состоянии и ее цена была завышена. В конце мая 2016 года Высокий суд Лондона постановил, что убытки Latvijas Krajbanka из-за кредита Мюллеру составили €1,87 млн и $269 292, а отвечать за них должен Антонов.

Фото Yacht Charter Fleet

Помимо кредита Мюллеру в иске, поданном Latvijas Krajbanka к бывшему владельцу, говорится об ущербе, нанесенном в результате еще семи сделок в 2008-2011 годах. Решением Высокого суда Лондона иск Krajbanka удовлетворен, а общая сумма потерь, которые Антонов должен возместить, составляет €60,5 млн и $30,8 млн.

Мюллер — не единственный друг и заемщик Антонова, фигурирующий в иске. В 2009 году Антонов купил у своего друга, владельца группы AEON Романа Троценко концерн “Связьстрой”, включавший три предприятия, строивших линии связи для ФСБ и др. (сейчас все предприятие банкроты). В октябре 2009 года кредит на €12,2 млн евро в Krajbanka получил Троценко для компании Eagle River Deutschland. Троценко хотел купить 10,72% немецкой верфи Nobiskrug. Роман Троценко не предоставил комментария Forbes. 

На покупку акций Nobiskrug Eagle River в итоге потратила только €2,9 млн, увеличив свою долю в верфи почти до 19,44%. А €9 млн были переведены компании Spilen, которая, как говорится в судебном решении, входила в Convers Group Владимира Антонова. Согласно документу, имеющемуся в распоряжении Высокого суда, “Конверс групп” Антонова и AEON Троценко договорились создать совместное предприятие, которое в равных долях владело бы 19,44% верфи. При этом все обязательства по обслуживанию и погашению кредита передавались именно “Конверс групп”. 

Антонов во время судебных слушаний утверждал, что не знал о дальнейшей судьбе кредита Eagle River. “Почему банк не стал взыскивать залог и долг с того, кто сейчас владеет верфью, я не знаю, — заявил он Forbes. — Это к банку вопросы. Нынешний владелец завода — арабская группа (Nobiskrug входит в группу Abu Dhabi Mar. — Forbes), которая совсем не бедствует”. В Latvijas Krajbanka это прокомментировать не смогли.

Самолеты и суперкары

В августе 2012 году управляющая процессом банкротства Krajbanka компания KPMG Baltics потребовала от латвийского композитора Раймонда Паулса выплатить банку 100 лат. Как оказалось, Паулс был вкладчиком обанкротившегося банка и при получении возмещения в размере 70 000 лат из-за операционной ошибки получил лишнюю сотню. При этом общая сумма, которую композитор хранил в банке, составляла порядка €1 млн. В одном из своих интервью Антонов лично пообещал вернуть Паулсу потерянные деньги — как только у него появится такая возможность.

По словам Антонова, банкротства Krajbanka можно было избежать, т. к. предложение о возможной покупке и санации поступали от российского “Открытия”. В самом “Открытии” эту информацию не подтвердили, но сообщили, что в 2011 году действительно рассматривали возможность выхода на рынок Латвии.

Ключевым моментом при принятии решения о банкротстве Krajbanka, как полагает Антонов, была судьба авиакомпании AirBaltic, 49% акций которой принадлежало банку. Банк стал акционером компании и был вынужден принять участие в ее операционной деятельности после того, как государственная AirBaltic не смогла обслуживать кредит, взятый в Krajbanka в 2008 году. “Наша доля в AirBaltic в итоге была продана государству за €240 000, — рассказывает Антонов. — Латвийское государство при этом фактически “кинуло” банки-кредиторы Snoras, Krajbanka и Инвестбанк, отказавшись признавать долги перед ними”. Несколько месяцев назад 20% акций AirBaltic были проданы за €52 млн немецкому инвестору Ральфу-Дитеру Монтаг-Гирмесу.

Латвийский финансовый регулятор КРФК приостановил деятельность Krajbanka через пять дней после того, как в Литве был национализирован его крупнейший акционер Snoras. Антонов утверждает, что решение о национализации исходило от президента Литвы Дали Грибаускайте и было связано с личной неприязнью к нему. По его словам, Snoras принадлежало 34% в критиковавшей местные власти медиагруппе Lietuvos rytas. Кроме того, председателем правления Snoras и акционером банка с долей 25% был близкий к оппозиционной Социал-демократической партии Литвы Раймондас Баранаускас.

В 2012 году Сейм Литвы созвал временную комиссию, изучавшую обстоятельства национализации Snoras. Комиссия проработала несколько месяцев, но ее выводы так и не были утверждены. Как говорил председатель комиссии Валентинас Мазуронис, голосов не хватило из-за того, что заседание комиссии покинули представители правящей партии Союза отечества — Литовских христианских демократов.

При этом, по словам Мазурониса, комиссия в итоге пришла к выводу о том, что достаточных оснований для национализации Snoras не было. Кроме того, комиссия посчитала, что предправления Нацбанка Литвы Витас Василяускас превысил свои полномочия, назначив временным администратором Snoras Саймона Фрикли с впечатляющей по литовским меркам зарплатой в $190 000 в месяц. Фрикли уже был знаком с Антоновым, до этого он работал в детективном агентстве Kroll. Его представители в 2010 году были наняты правительством Швеции, чтобы проверить законность средств “Конверс групп”. Антонов тогда планировал через Spyker приобрести у GM шведского автопроизводителя Saab. Швеция претензий к Антонову не предъявила, но сделку заблокировала сама GM. В итоге бизнесмену пришлось продать свою долю в Spyker другу Мюллеру. Правда, позже Антонов признался, что из $74 млн на приобретение Saab $25 млн тот получил от “Конверс групп”.


Spyker B6Venator. Фото Newpress Ltd

В июле 2012 года Snoras подал иск к своим бывшим акционерам Антонову и Раймондасу Баранаускасу, обвиняя их в выводе из банка около €500 млн. Позже оба бизнесмена были задержаны в Лондоне, а суд Вестминстерского магистрата дал согласие на их выдачу Литве. Бывшие банкиры подали апелляцию, пытаясь доказать политическую мотивацию литовского запроса об экстрадиции, но проиграли. После этого Антонов уехал из Лондона. Тем не менее он уверен, что добился бы отказа на экстрадицию.

“Мы доказали и политическую мотивацию, и то, что в Литве нет справедливого суда, и что там ненадлежащая пенитенциарная система, и что есть угроза жизни. Все это доказано, все это есть в закрытом решении суда. Можно было бы даже с проигранным апелляционным решением пойти в Высокий суд и тянуть все это еще лет семь. Но тратить 10 лет жизни на то, чтобы глотать пыль в судах, мне показалось бессмысленным”, — заявил Антонов, однако отказался предоставить Forbes копию указанного судебного решения.

 

По словам Антонова, сейчас судопроизводство по иску Snoras остановлено: “Активы по иску раскрыты, господа из юрфирмы Linklaters, представляющей интересы банка, удовлетворены, мы не воюем, они не воюют”.

Гинтарас Адоминис, администратор банкротства Snoras, подтвердил Forbes, что судопроизводство приостановлено по соглашению сторон. При этом он отметил, что в июле 2015 года против Антонова, Баранаускаса и ряда бывших топ-менеджеров Snoras был подан еще один иск. “Кроме того, есть еще ряд судебных разбирательств на различных этапах и в различных юрисдикциях (в том числе в Литве, Швейцарии, России и Великобритании) в отношении кредитов, полученных господином Антоновым, его супругой и другими родственниками”, — рассказал Адоминис. Сумма этих исковых претензий составляет около €32 млн. Snoras и Latvias Krajbanka также добились заморозки активов Антонова. 

За самовольный отъезд из Лондона британский суд приговорил основателя “Конверс групп” к году тюрьмы. “Ну а что, мне нужно было повеситься?” — иронизирует Антонов.

Дмитрий ЯКОВЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.