Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Кто оплатит инновационный прорыв?

[17:05 27 сентября 2010 года ] [ Комментарии, № 36, 24 сентября 2010 ]

Чтобы реализовать большую часть украинского инновационного потенциала, достаточно убрать существующие барьеры для ведения бизнеса.

Украинские политики и чиновники так часто говорят о необходимости “инновационного прорыва”, что эта идея, подобно евроинтеграции, начинает восприниматься как благая цель, которая вряд ли будет достигнута

Тем не менее говорить о необходимости стимулирования инновационного развития страны вынуждают как минимум два обстоятельства. С одной стороны, жива еще память о достижениях советской Украины в научно-технической отрасли и сильно желание вернуть растраченный потенциал в этой сфере. С другой стороны, аксиома дня сегодняшнего состоит в том, что инновации являются двигателем экономического роста страны, а значит без их развития Украина не сможет обойтись. Но не стоит забывать о том, что риски инвестиций в инновационную сферу являются чрезвычайно высокими. Должно, а главное, способно ли государство взять на себя такие финансовые обязательства? Об этом 16 сентября дискутировали участники дебатов “Развитие инноваций требует государственного финансирования”, организованных фондом “Эффективное управление” и компанией Intelligence Squared.

“Согласно рейтингу Всемирного экономического форума Украина занимает 63-е место из 139 стран по показателю “инновации”, опережая Россию, Португалию, Венгрию, Польшу, Латвию, что свидетельствует о ее большом инновационном потенциале. Но до сих пор этот потенциал почему-то не реализован”, — отметила директор фонда Наталья Изосимова. По ее мнению, в условиях неразвитого финансового рынка инновационный прорыв без государственной поддержки невозможен. С другой стороны, государству, может быть, необходимо лишь обеспечить равные и стимулирующие правила игры для бизнеса, и он самостоятельно сможет запустить инновационные процессы в стране.

“Инновациям нужна государственная поддержка, если хотите, государственное принуждение и стимулирование, — заявил во время дебатов председатель Государственного комитета Украины по вопросам науки, инноваций и информатизации Владимир Семиноженко. — Но инноваций не может быть без денег. Поэтому не важно, откуда они возьмутся — из государственного бюджета, из налоговых стимулов, таможенных льгот, благодаря строительству инфраструктуры, регуляторной политике государства, наконец, политической стабильности, при которой и может что-то развиваться”.

“Государство может и должно инвестировать в развитие инноваций, создавать благоприятные условия и нормативную среду, а также становиться полноценным участником внутренних наукоемких рынков, — отметил в своем выступлении генеральный директор компании “Майкрософт Украина” Дмитрий Шимкив. — Этого можно достичь, реализуя масштабные национальные проекты в сфере технологий и инноваций, стимулируя таким образом внутренний рынок и создавая рабочие места”.

Однако хватит ли у государства ресурса, чтобы обеспечить реализацию национальных проектов или программ развития инноваций, — и финансового, и человеческого? Ведь за годы независимости 642 украинских ученых выехали за границу, в 3,5 раза снизилось количество исследователей в области технических наук, в 3,3 раза — численность работников инновационной сферы (при этом в США и Западной Европе она возросла в два, а в Юго-Восточной Азии — в четыре раза). “В стране сегодня ВВП — $4 тыс. на душу населения. Это с трудом позволяет поддерживать социальные стандарты, не говоря уже об инвестициях в инновации”, — подчеркнул Анатолий Гиршфельд, почетный президент АО УПЭК, народный депутат Верховной Рады Украины четвертого созыва.

По мнению председателя наблюдательного совета компании “Октава Капитал” Александра Кардакова, даже если вложить все имеющиеся в казне деньги в развитие научных исследований, это еще не будет означать, что страна стала на инновационный путь развития. “Нам кажется, что инновации — это товар. На самом деле это сырье. Ведь сама по себе инновационная идея ничего не стоит, если она не реализована в производственной сфере, если ею не заинтересовался бизнес. А если в стране нет условий для развития самого бизнеса, инновации тоже не нужны”, — считает он.

Еще одна проблема: когда в бюджете появляются большие статьи расходов, всегда возникают подозрения в том, что истинное предназначение этих средств — “дерибан”. “Конечно, государственная поддержка важна, но до тех пор, пока мы не устраним коррупцию в принятии решений по инновационным проектам, она будет безрезультатной”, — заявил генеральный директор компании “Элекс” (Львов) Алексей Скрипник. Ему тут же возразил Владимир Семиноженко: “Государственная политика в области инноваций в Украине не реализовывалась, ни одного нормального стимула не создано, финансирование ограничено — коррупции при таких условиях просто негде было появиться!”.

Глава госкомитета сообщил, что по поручению премьер-министра Украины разрабатывается новая схема государственной поддержки инновационных проектов. “Средства пойдут не научному центру, чтобы тот потом просто отчитался об их использовании, а предприятию, которое на них закажет у центра разработку, доплатит минимум 20% своих денег от этой суммы и еще минимум 80% вложит в свою модернизацию”, — заявил Владимир Семиноженко.

Модель государственного финансирования инновационных проектов, мотивирующая участие частных инвесторов, успешно реализуется у наших соседей. Об этом рассказал председатель совета директоров группы компаний аэрокосмического сектора промышленности “Каскол” (Россия) Сергей Недорослев. “Российское государство учредило венчурный фонд с уставным капиталом миллиард долларов США. Сразу же посыпалась критика — мол, сейчас чиновники этот миллиард “попилят”. Но есть четкий механизм: они не могут высвободить эти деньги, пока я как инвестор не выскажу желания вложить свои средства в тот или иной проект. То есть экспертизу, оценку перспективности проекта осуществляют не чиновники, а люди, рискующие своими деньгами, — объяснил Сергей Недорослев. — Кроме того, по условиям, частный инвестор получает львиную долю прибыли от реализации проекта. Это привлекло не только российских, но и зарубежных инвесторов, в том числе из Силиконовой долины”.

В ходе дискуссии Владимир Семиноженко упомянул и о том, что в возглавляемом им комитете начата работа по созданию Национальной инновационной стратегии. Это сообщение вызвало скепсис у спикеров — противников развития инноваций за счет государственного финансирования. “В Украине пишут прекрасные программы, но в данном случае я уверен, что ее создавали либо ученые, либо чиновники. Профессии “инновационный менеджер” в стране нет, а во всем мире именно они работают над созданием таких программ”, — заявил Анатолий Гиршфельд.

Действительно, существует риск, что из-за отсутствия у чиновников необходимых навыков и соответствующей мотивации государство не справится с определением перспективных инновационных проектов, в результате этого ограниченные ресурсы будут потрачены впустую. В свою очередь, подчеркнул Алексей Скрипник, большинство наших научных работников не имеют предпринимательского опыта, поэтому, даже получив деньги на инновационный проект, они не способны добиться внедрения своих разработок. Таким образом, успешная реализация инновационного потенциала страны возможна, очевидно, при создании благоприятного делового климата для притока прямых иностранных инвестиций и при налаживании партнерства и доверия между государством и частными инвесторами.

Юрий РЫБАЧУК

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.