В наивно-провинциальном понимании автора для того, чтобы с экспертным апломбом или полемическим запалом рассуждать о мотивах президента по этому назначению, нужно либо иметь источники, очень близкие к главному кабинету, либо настолько “вжиться в образ” Виктора Федоровича, чтобы угадывать...
В случае с назначением в Крым г-на Могилева — уж поверьте информированности “летней столицы Украины” — утечек информации из главного кабинета “осенне-зимней столицы” не было. Версии о самых экзотических кандидатах появлялись либо вследствие шалостей политиков и политтехнологов, либо просто от депутатско-журналистской скуки. Поэтому адекватный вывод может быть только один — решение о крымском премьере Президент принимал сам. Без советчиков. И говорит это тоже только об одном — насколько важен лично для Януковича успех его “крымского проекта”, если при наличии в Крыму команды, подобранной ушедшим из жизни близким соратником, он все же второй раз отправляет руководить полуостровом человека в ранге министра из своего ближайшего круга. В чем состоит “крымский проект” президента? Сегодня это внешне выглядит как что-то типа “показательных выступлений”, попытки создания позитивного примера, территории успеха в региональной политике.
Отсюда главный вызов для генерал-полковника Могилева — “оправдать или не оправдать”, соответствовать или не соответствовать. Кстати, тот же самый, что был и у его предшественника Джарты.
Вызов этот, конечно, не единственный, и разговор о вызовах в связи с появлением в Крыму нового премьера — дело более очевидное, чем домыслы о мотивах. Тем более что самый распространенный из них — что “донецкие” озабочены только переделом и захватом земли и собственности в Крыму, — с точки зрения экономиста совсем не факт, поскольку после кризиса 2008 года земля, недвижимость и туризм в Крыму — это на многие годы уже не столько бизнес, сколько головная боль...
Итак, несколько тезисов о вызовах, встающих перед крымским премьером.
“Геоэкономический вызов”
“Крымская стратегия — 2020”, упоминание которой стало в правительстве Джарты своеобразной мантрой, была разработана Национальным институтом стратегических исследований по поручению Януковича и принята год назад Совмином и Верховной Радой Крыма. Она отличается нелицеприятной оценкой конкурентоспособности Крыма в Черноморском регионе и жесткими негативными прогнозами — как при сохранении инерционного сценария, так и при авторитарной модернизации.
Впервые на государственном уровне было констатировано, что Крым — это не “орден на груди планеты”, а территория, опасно отставшая в развитии от конкурентов в Черноморском регионе, и это отставание в современном мире легко может стать фатальным. Это признание того, что в общественном сознании десятилетиями формировалось приукрашенное, завышенное представление о якобы априори высоком потенциале Крыма.
Поэтому в ней впервые заявлено, что: а) развитие Крыма нужно рассматривать в многоугольной рамке геоэкономической конкурентоспособности Черноморского региона, а не в привычном треугольнике Крым — Киев — Москва; б) Крым должен иметь амбициозной целью стать из аутсайдера лидером этого региона; в) при этом миссия Крыма — еще и в том, чтобы представлять в этом регионе геополитические и геоэкономические интересы Украины.
Таким образом, г-ну Могилеву предстоит стать из милиционера не просто рядовым губернатором одной из областей Украины, а возглавить “регион стратегического прорыва”.
“Генеральский вызов”
Автор, разумеется, не случайно несколько раз упомянул звание теперешнего крымского премьера — генералы Крымом еще не руководили. И хотя начало его биографии — школьный учитель физики, но почти 30 лет работы в милиции и погоны с большими звездами — этот background (по-модному), или anamnesis vitae (как говорят врачи), не может не сказываться. Любая долгая профессиональная деятельность формирует привычки, стереотипы и рефлексы. Частично полезные для “мирной” политической и управленческой жизни, частично — не очень.
“Вызов Джарты”
Конечно, Могилева будут — и вслух, и молча — сравнивать с предшественником, который все же показал, что даже в тотально коррумпированном и раздерганном островном сообществе, которое все 20 лет крымской автономии только подсчитывает несбывшиеся мечтания, можно работать на созидание, разрубая старые, крепко завязанные узлы.
Новый премьер пришел в правительство, в котором все 5 вице-премьеров — случай в крымской политике уникальный — довольно грамотные и креативные люди. А возглавлять команду, ключевые фигуры которой в своем секторе ответственности опытнее и компетентнее тебя — вызов, требующий не только мудрости, но и способности учиться, доверять, поддерживать и прикрывать — от постоянных интриг обиженных из числа пресловутой “старой крымской элиты”...
“Крымскотатарский вызов”
Автор убежден на 1000%, что очень много весьма влиятельного народу в Крыму спит и видит (а многие потирают руки в предчувствии) — как бы столкнуть Могилева с крымскими татарами, учитывая прошлую не очень красивую историю. Такую технологию — инстинктивно или осознанно — уже пытались применить полутора годами раньше. Этого не только не получилось, но вышло наоборот. Символическая поддержка крымским правительством строительства Соборной мечети и начало решения проблемы самозахватов обозначили новый этап взаимоотношений с крымскотатарским народом. А это — один из краеугольных камней в крымской политике и в инвестиционной привлекательности.
Крымская экзотика еще и в том, что на полуострове де-факто “двухпартийная система” — в 2010 году традиционная и привычная крымская многопартийность фактически перестала существовать. Основными, хотя и разными по мощи, силами, которые полностью определяют ситуацию на полуострове, являются Партия регионов (имеет 74,9% всех мандатов депутатов, в том числе 80% в Верховной Раде АР Крым, 79,6% мандатов городского и 68,9% районного уровня) и Меджлис крымскотатарского народа (имеет 7,5% всех мандатов депутатов, в том числе 5% в Верховной Раде АР Крым, 13,1% депутатов районного и 2,5% городского уровня).
На это может не очень обращать внимание руководитель силовой структуры, но с этим обязан считаться гражданский политик.
“Инвестиционный вызов”
Для решения крымских стратегических задач, поставленных Президентом перед его назначенцами, необходимо невероятное количество инвестиционных ресурсов. У государства — при всей беспрецедентной для Украины государственной поддержке Крыма в 2010 — 2011 годах — таких ресурсов нет и не будет. Бюджетный миллиард гривен в год не идет в сравнение с многомиллиардными траншами в евро из фондов ЕС на инфраструктуру Болгарии и Румынии и такими же миллиардными газпромовскими инвестициями в Сочи. А чтобы привлечь инвестиции иностранные — нет другого выхода, кроме как продемонстрировать беспрецедентную открытость и отсутствие коррупции. В противном случае “крымский проект” Януковича г-ну Могилеву не выполнить — а для восточноукраинской или “донецкой” политической ментальности — это самый страшный провал...
“Старые друзья”
Как известно, Могилеву, правда, еще в звании полковника и генерал-майора, пришлось немного поработать в Крыму в 2007 году. Это было не самое лучшее время для Крыма — апогей “золотой земельно-строительной лихорадки”.
Крымский “политический класс” того времени уже почувствовал вкус больших сумм и пожинал плоды многократного увеличения коррупционных доходов. Тогда были созданы, апробированы, поставлены на поток легальные, полулегальные и теневые технологии и схемы приватизации и продажи земли, недвижимости, торговли “подписями”. В тот же период состоялось “предательство крымской элиты” — массовое перерождение людей, не выдержавших испытания долларом и наплевавших на идеи “крымского регионализма” и стратегического развития автономии (после чего кавычки в слове элита становятся обязательными).
Не надо быть большим провидцем — у нового крымского премьера в ближайшие дни вдруг откуда ни возьмись появится множество сильно обиженных “старых крымских друзей”, которые будут любыми способами стремиться напомнить о себе....
А в более широком контексте г-ну Могилеву придется, что называется “во весь рост”, столкнуться с серьезнейшей задачей — формированием новой крымской элиты, способной стать движущей силой в выздоровлении хронически больной автономии.
Его предшественнику Джарты пришлось не только признать, что крымские однопартийцы загнали Крым в тупик, но и “ударить по своим”, поскольку их жадность к наживе создала непреодолимые преграды в развитии приморских городов.
* * *
Вызовы, с которыми неизбежно столкнется новый премьер-министр Крымской автономии, можно перечислять и дальше... Удастся ли г-ну Могилеву с ними справиться — увидим уже вскоре. Зная традиционный украинский пессимизм и предвидя объяснимый скепсис читателей в отношении героя этой публикации, вызванный его весьма сложным милицейским имиджем, заметим следующее. История дает тысячи примеров, как одни и те же люди — в зависимости от жизненных обстоятельств — могут быть и героями, и трусами, гуманистами и варварами, воплощением прогресса или оплотом консерватизма. Когда-то покойный российский генерал Лебедь произнес один из своих незабываемых афоризмов: “Генерал-демократ — все равно, что еврей-оленевод”... Сегодняшние крымские обстоятельства требуют от генерал-полковника Могилева стать прогрессивным гражданским политиком-реформатором. Для Крыма лучше, чтобы у него это получилось. Поэтому не будем по-большевистски желать поражения своей стране...
Кстати
Как сообщило Главное управление информационной политики Совета министров АРК, 9 ноября состоялась рабочая встреча председателя Совета министров Крыма Анатолия Могилева и главы Меджлиса крымскотатарского народа Мустафы Джемилева. Также во встрече участвовали народный депутат, глава Временной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам Автономной Республики Крым Борис Дейч и первый заместитель главы Меджлиса Рефат Чубаров. Стороны обсудили ряд актуальных для Крыма вопросов, в решении которых необходимы скоординированные действия.
Председатель Совета министров автономии Анатолий Могилев отметил важность постоянного диалога органов власти со всеми субъектами общественно-политической жизни полуострова. “Крым многонационален и стабильность на полуострове во многом зависит, от межнационального согласия. Наша задача ее укрепить, а сделать это можно в открытом и конструктивном диалоге”, — отметил Анатолий Могилев.
При этом Мустафа Джемилев изложил позицию Меджлиса по ряду актуальных крымских проблем, включая вопросы межконфессиональных отношений и справедливого распределения земельных участков среди жителей Крыма. Также он акцентировал внимание на законодательных вопросах, требующих решения на государственном уровне. В том числе проект Государственного бюджета на 2012 год в части объема средств, которые планируется направить на возвращение и обустройство репатриантов.
Кроме того, были обсуждены вопросы межнациональных отношений в автономии.
В завершении встречи стороны поддержали продолжение диалога власти с представителями всех политических сил и общественных организаций, который позволит оптимизировать решение актуальных проблем крымчан и обеспечит гражданское согласие в автономии.
Андрей КЛИМЕНКО, председатель совета Таврического института регионального развития (Ялта)
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
10:30 27 ноября
10:20 27 ноября
10:00 27 ноября
09:20 27 ноября
09:10 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.