Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Кого будут представлять мэры украинских городов?

[16:14 29 сентября 2010 года ] [ День, № 175, 29 сентября 2010 ]

Выборы в два тура городских голов в украинских условиях нужны не какой-то конкретной политической силе, а демократии как таковой.

Какие политические баталии бушевали вокруг проблемы местных выборов — и сроки их переносили, и законодательство соответствующее меняли, а потом вносили поправки в эти изменения, — а одна из самых фундаментальных проблем этих выборов осталась проигнорированной всеми участниками упомянутых баталий. Речь идет о проблеме избирательной системы, по которой будут определять городских голов, или же, как сейчас модно говорить, мэров.

И что здесь интересно: два с половиной года назад, когда были назначены досрочные выборы в Киеве, эту систему оживленно обсуждали политики и эксперты, она была в центре внимания первых лиц государства, а сегодня, похоже, стороны забыли свои аргументы, все всех устраивает, проблем как будто и нет.

О чем идет речь? А о том, избирать городского голову в два тура или в один.

Вспомните: с инициативой провести выборы в два тура выступило большинство депутатов тогдашней парламентской коалиции, против — президент Виктор Ющенко и кое-кто из депутатов-коалициантов. Вот что заявлял в поддержку выборов мэра в два тура тогдашний вице-премьер Иван Васюник: “Мне кажется, что это обеспечит интересы киевлян, что большинством голосов они смогут избрать городского голову, а не получить его в результате лотереи”. Васюник считал, что основанием для проведения выборов по подобной схеме должна была стать специфика Киева, отображенная в Конституции и в законе о столице. Другие сторонники выборов городского головы в два тура отстаивали необходимость применения этого принципа не только в столице, но и по всей стране. Юлия Тимошенко тоже подчеркивала тогда, что выборы мэров городов должны проходить в два тура.

В свою очередь Виктор Ющенко категорически возражал против как проведения выборов мэра Киева в два тура, так и переноса этого принципа на всю страну. На его взгляд, выборы мэра в два тура эффективны только при возвращении к системе учета явки избирателей: “Формирование определенного порога явки — это новация советского общества, от которой Украина успела отказаться в 1994 году”. В Европе, мол, три четверти мэров избираются представительскими институциями, поэтому введение двух туров выборов городских голов отвело бы Украину от лучших европейских механизмов.

Как известно, в 2008 году все осталось на своих местах. И в 2010 году — тоже. Но теперь каким-то чудесным образом обошлось без всяких дискуссий. Однако отсутствие идейной борьбы между политиками — это не свидетельство отсутствия самой проблемы (нередко бывает как раз наоборот). Поэтому стоит разобраться, хотя бы в общих чертах, в проблеме системы выборов городского головы.

Во-первых, Виктор Ющенко в этой дискуссии проявил тогда свою недостаточную осведомленность. Скажем, во Франции, а еще в Италии, Польше, Болгарии и ряде других государств-членов НАТО и Евросоюза мэров избирают именно в два тура. И от этого эти страны не перестали быть демократическими. Да и порог явки, или обязательность участия в выборах, не является советским изобретением. Скажем, в Бельгии можно не идти голосовать, но за это нужно заплатить штраф государству.

Во-вторых, давайте попробуем объективно взглянуть на выборы городского головы в конкретных украинских обстоятельствах. При действующей системе выборов в один тур, когда город (даже столицу) может возглавить претендент, набравший не то что 30%, а даже 15—17% голосов (при условии предельной разбросанности голосов, поданных за других кандидатов, что в Украине не редкость), — такая система не только способствует политической и экономической коррупции, закулисным сделкам и зависимости городской власти от финансовых “тузов” и общегосударственного админресурса, но и делает их неминуемыми, более того, рациональными составляющими системы местной власти. Ведь мэр, который приходит к управлению городом и при этом не имеет поддержки ни большей части избирателей, ни большей части депутатов горсовета, вынужден искать такую поддержку хоть где-нибудь.

Следовательно, он предлагает должности представителям тех политических сил, которые только что с ним конкурировали и, возможно, даже поливали его словесной грязью; причем такое примирение и нахождение общего языка происходит почти всегда не публично, с подписанием соответствующих обязывающих документов, а за кулисами публичных представительских институтов. Обычно никакой идеологической почвы в таких договоренностях нет, а есть жажда как можно большей власти. Ну, а о том, что такую поддержку придется искать среди чиновнического корпуса и бизнесменов, и говорить не приходится.

А что делать с избирателями, как не прогневить их, не дать акциям протеста (для которых поводов всегда хватает) приобрести деструктивный размах? Стратегические проекты, которые так необходимы всем украинским городам, требуют времени и экономии средств на всех других статьях бюджета. Если большинство избирателей поддерживают мэра и верят в его честность и профессионализм, он имеет запас в два-три года, не больше, на реализацию проектов, отдача от которых придет не сразу. Мало, конечно, времени, но если показать хотя бы часть реального результата, то избиратели еще немного подождут. А вот мэр (даже — представьте себе! — действительно честный мэр), за спиной которого стоит меньшинство электората, причем незначительное меньшинство, вынужден “бросать” что-нибудь избирателям, чтобы они не протестовали против тех или иных далеко не всегда популярных решений местных властей. На стратегические проекты ресурсов не остается, даже если мэр видит их необходимость и искренне стремится сделать что-либо полезное для своего города.

Другая ситуация складывается, если выборы проходят в два тура и для избрания городского головы необходимо участие более 50% всего зарегистрированного электората (порог явки нужен, поскольку на выборах в Киеве в 2008 году было применено ноу-хау — целенаправленные мероприятия городских властей для занижения явки на избирательные участки определенных категорий граждан, “неправильных” с точки зрения интересов этой власти, — и это ноу-хау может быть распространено по всей Украине). В таком случае во втором туре два самых сильных претендента вынуждены будут публично договариваться с частью своих бывших оппонентов на основе определенных программных принципов; политикам придется брать на себя определенные, четко зафиксированные обязательства, выполнение которых можно будет проконтролировать; будут сформированы команды для совместной работы в горсовете. При этом также произойдет консолидация идеологически близких групп избирателей, которые в первом туре были распыленными; новый городской голова и его команда после победы смогут опираться на относительное или даже абсолютное большинство электората и на мощную команду в горсовете, и все это будет делаться на уровне публичной, а не закулисной политики.

Одним словом, выборы в два тура городских голов в украинских условиях нужны не какой-то конкретной политической силе, а демократии как таковой. Мэр должен иметь большинство (хотя бы не абсолютное, а политически активного населения) за своей спиной. Иначе он априори, даже в случае искренней преданности (представим и это) идеалам народовластия, не сможет руководить демократическими методами.

Но при этом следует усложнить процедуру выдвижения кандидатом в мэры, ведь сейчас эта процедура слишком уж простая, и при необходимости кто-нибудь из денежных участников гонки может довести ситуацию до абсурда, до свитка с фамилиями кандидатов длиной в два-три метра...

А еще нужно внести некоторые изменения в избирательное законодательство в плане обеспечения информационного равенства кандидатов и освещения местных выборов в СМИ. Ведь упомянутые уже выборы в Киеве в 2008 году прошли без теледебатов кандидатов в мэры и лидеров главных пятерок партий и блоков — вещь, неслыханная для демократического государства, и без применения силы закона. К сожалению, ситуацию здесь вряд ли изменишь. Не только в столице, но и во всем государстве.

Наконец, в-третьих. С чего это вдруг нынешние ведущие оппозиционные силы забыли то, что сами еще недавно отстаивали? Единственное возможное объяснение — это то, что все они, а не только властные партии, будут стремиться на местных выборах в полной мере использовать недостатки избирательного законодательства в свою пользу. Скажем, получить должности мэров (желательно больших городов), имея за собой лишь 15— 20% от общего количества электората или “растащив” с помощью подставных кандидатов электорат соперника, или минимизировав явку чужих избирателей. А интересы развития демократии и эффективности местной власти, похоже, никого из ведущих политических игроков не волнуют. Поэтому нетрудно спрогнозировать, что новоизбранные городские головы будут действовать, как и раньше, на основе закулисных договоренностей с местными элитами; что интересы избирателей будут отстаиваться преимущественно на словах и что реальные реформы при поддержке большинства электората в Украине и впредь останутся сказкой для взрослых.

Сергей ГРАБОВСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.