Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Кессонная болезнь договорных отношений Украины с РФ

[15:27 08 сентября 2018 года ] [ Зеркало недели, 8 сентября 2018 ]

Расторгнуть договор не в наших интересах, но в наших интересах его не пролонгировать.

Провозглашение в 1991 г. независимости, к сожалению, не смогло сразу изменить как сознание правящей элиты, так и подсознательное ощущение зависимости от России. 

Обособление от советского прошлого происходило очень медленно и имело рецидивы в виде постоянного копирования поведения и позиции РФ на международных площадках, ее подходов к построению отношений с партнерами. 

Де-юре, получив независимость, Украина фактически подверглась манипуляции со стороны России относительно необходимости углублять договорно-правовые отношения и начала нормировать все сферы правоотношений. Так, на протяжении 23 лет Украина создавала массивную договорную базу с Российской Федерацией, и к началу агрессии у нас было свыше 400 разных договоров. Даже сегодня никто не может точно подсчитать их реальное количество, особенно межведомственных. 

Фактически все сферы сотрудничества и кооперации были урегулированы на двустороннем уровне. Кроме того, мы продолжали решать проблемы, возникающие между государствами, исключительно в дипломатической плоскости, что порождало бесконечные “договорняки” и оставляло нерешенными проблемы в течение лет и даже десятилетий. 

Проблемы накапливались, градус шантажа со стороны России постоянно и уверенно возрастал. Мы помним нагнетание конфликтов вокруг Крыма еще в начале 1990-х — базирование Черноморского флота, Тузла, “газовые войны” и др.

Постоянная неопределенность внешнеполитического курса, зависимость от российской “легкой наживы” создавали условия для дальнейшего погружения в глубины коррупционных связей. 

Договоры заключались большей частью для решения сугубо неотложных вопросов или создания рамочных принципов для дальнейшего решения предметных вопросов. Вместе с тем общей чертой всех двусторонних договоров, за единичными исключениями, является то, что они не содержат механизмов правового урегулирования споров.

Именно с таким заделом Украина вошла в новые реалии отношений с Россией, которая не только нарушила принципиальные нормы обычного международного права, почти все двусторонние договора, но и начала игру “поймай меня, если сможешь” в правовой плоскости.

Отрезвление было жестким и безжалостным, но оно должно научить нас строить отношения с кем угодно на правовых началах, а не на понятийных принципах.

Вместе с тем избавиться от всех существующих между Украиной и Россией договоров одним махом не получится. Всюду нужны индивидуальные решения и ответ на вопрос, как конкретный договор и его положения могут помочь и какие угрозы он несет. Этот ответ также со временем может меняться с учетом развития событий.

Развитие событий вокруг Азова и решение дальнейшей судьбы Большого договора доказывают, что поспешный разрыв соглашений с Россией может, скорее, создать проблемы, чем прекратить нарушение суверенных прав Украины. Это как с кессонной болезнью: резкое изменение давления разрушительно для человеческого организма. При определенных обстоятельствах эти соглашения могут быть полезны, поскольку обязывают не только нас, но и Российскую Федерацию. И порой то, что было нам навязано и считалось некорректным, может сыграть в нашу пользу.

Урегулирование отношений в акватории Азовского моря и Керченском проливе всегда считалось сомнительным, если учесть компромиссы, к которым нас побуждали откровенно недружественные действия России как в 1990-х, когда они постоянно препятствовали свободе рыболовства и навигации, так и в начале 2000-х — в связи со строительством на Тузле. 

Цель постоянного давления со стороны России была понятна: оставить все как было во времена Советского Союза. В случае Азова и Керченского пролива — это статус внутренних вод.

С провозглашением независимости Украиной этот статус был утрачен навсегда. Украина нотифицировала координаты исходных точек береговой линии в Секретариат ООН. Россия упрямо этого не делала и продолжала давить, чтобы все же вернуться к умершей концепции. Наконец, после откровенной угрозы силой на Тузле Россия вроде бы добилась своего, и Украина подписала документы о том, что Азовское море и Керченский пролив “исторически являются внутренними водами Украины и Российской Федерации”, или “внутренними водами двух государств”. Было ли это поражением Украины? Формально — да.

Но есть и другая сторона истории. Концепция внутренних вод Украины и Российской Федерации так никогда и не реализовала себя. Единственным работающим элементом этой концепции является взаимная свобода навигации Украины и России во всей акватории Азовского моря. Все остальные суверенные права остались индивидуальными, и каждая сторона реализовывала их в своей части Азова. И международно-правовой базой для реализации этих прав была именно Конвенция ООН по морскому праву. То есть “внутренних вод двух государств” и общего суверенитета двух государств в акватории Азовского моря никогда как таковых не было.

Более того, в рамках работы над делимитацией границы стороны даже признали береговую линию друг друга. Для Украины это линия от мыса Кыз-Аул до мыса Хрони в Керченском проливе и от мыса Хрони до конечной точки суходольной границы. Эта линия полностью совпадает с координатами исходных точек, которые депонировались в Секретариате ООН в 1992 г. И о нарушении наших суверенных прав, определенных Конвенцией ООН по морскому праву, в этой части нашей акватории Азовского моря мы говорим в деле против России.

Требование прекратить нарушать наши суверенные права мы выдвинули сразу же, еще в 2014 г. Потом продолжались консультации и другие попытки убедить РФ прекратить произвол в Черном и Азовском морях. Поскольку эти попытки оказались напрасными, Украина в 2016 г. инициировала судебное разбирательство нарушения морского права со стороны РФ. С того времени был сформирован состав трибунала, который будет рассматривать дело, и, главное, Украина представила свой меморандум в деле, который содержит все наши доказательства и правовые аргументы.

В августе этого года арбитры решили разделить процесс на две составляющих — юрисдикционную и по сути. Согласно стандартному правилу процедуры, РФ еще в мае подала свои возражения относительно юрисдикции, и, конечно же, один из пунктов в возражениях — Азовское море и Керченский пролив имеют статус внутренних вод, а потому у арбитров нет юрисдикции решать дела о нарушении украинских прав со стороны России.

Рассмотрение вопросов юрисдикции для нас не столько вызов (позиция РФ достаточно предсказуема), сколько важная возможность получить ответ по сути о природе наших договоров относительно Азова и Керченского пролива.

Для того чтобы ответить на вопрос, есть ли у трибунала юрисдикция рассматривать наш иск, арбитры должны тщательно изучить природу наших двусторонних договоров.

Правовые позиции арбитра по этому вопросу станут лучшим показателем для того, как в дальнейшем развивать правовые отношения с РФ в отношении статуса Азова и Керченского пролива. 

Решение по юрисдикции можно ожидать в течение 12—15 месяцев. 

Это оптимальный путь к четкости и однозначности в Азовском море. Это то, чего Россия всегда избегала. Ведь все, к чему она стремилась, — это создать такое туманное состояние, в котором имеют вес лишь политика и сила. От своих намерений РФ не отказалась. Даже формально — возражение против юрисдикции трибунала по морскому праву означает одно: по мнению России, нет другого пути, чем политические договоренности на праве сильного.

Поэтому ошибается тот, кто думает, что, денонсировав соглашение по Азову, мы легко и непринужденно добьемся признания принадлежащей нам акватории со стороны РФ. Скорее, такой гипотетический сценарий завершится в таком же споре, который у нас есть сейчас, и действующие на сегодняшний день соглашения будут столь же тщательно изучаться, даже если, гипотетически, их денонсировать.

Поэтому наш единственный шанс — тщательно готовить позицию по юрисдикции и защищать интересы Украины всеми правомерными способами.

Наша юридическая борьба имеет также значение и для международного признания правомерности наших действий. Многие страны разделяют наше видение того, что является правомерным и противоправным в Азовском море. ЕС, США, Канада и другие страны осудили строительство Керченского моста. Государственный департамент США осудил злоупотребление РФ в международном судоходстве. Курт Уолкер довольно четко высказался о различиях в видении статуса Азова между Россией и международным сообществом.

Правомерность нашей позиции позволяет говорить о предоставлении поддержки нашим Вооруженным силам, об усилении дипломатического и санкционного давления на Россию.

Вдобавок к тому, что мы по сути правы, в нашу пользу играет и то, что мы не скрываем того, как непросто формировалась договорная база с Российской Федерацией по Азову. Наоборот — освещение всех деталей и нюансов ярко доказывает, под каким давлением находилась Украина и в каких условиях формировалась действующая договорная база.

Международное право глубоко укоренено в истории. Украина также постоянно обращается к историческим событиям. Практика составления договоров и их применения всегда принимается во внимание при рассмотрении споров. И денонсация договора не освобождает от этой истории. Поэтому разрывом соглашения ошибок не исправишь.

Прекращение соглашения — этот вопрос лишь будущего.

Как в случае с Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией. Россия нарушает этот договор, все его положения. И если мы прекратим этот договор, мы не накажем Россию. Привлечь ее к ответственности можно лишь в условиях, когда договор Россию связывает.

А вот согласиться на его применение в течение следующего десятилетия, вроде бы ратифицировав его снова, мы не можем. Ибо так мы признаем, что готовы называть наши отношения “дружбой, сотрудничеством и партнерством” в нынешних условиях. А это принципиально невозможно.

Возможно, это звучит как правовая казуистика, но она чрезвычайно важна. Расторгнуть договор не в наших интересах, но в наших интересах его не пролонгировать.

Поэтому во время сообщения России о непролонгации договора мы еще раз подчеркнем, что непролонгация не влияет на обязанность устранить нарушения договора, возникшие в период его применения (1 апреля 1999-го — 31 марта 2019 г.), на текущие судебные и другие процессы мирного урегулирования споров и на обязанность России придерживаться других норм и правил международного права, в том числе других действующих договоров между государствами.

И потому мы снова пригласим Российскую Федерацию дать свое согласие на рассмотрение всех споров, которые возникают из этого договора в Международном суде ООН. Поскольку мы должны постоянно подчеркивать: пока договоры с РФ не дают возможности решать дела в судебном порядке, они действительно не стоят бумаги, на которой напечатаны.

Россия постоянно пытается избегать правовой оценки своих действий, пытается все перевести в политику. Это постоянное намерение ускользнуть раздражает больше всего.

Особенно на фоне другого договора о дружбе — между США и Ираном. Договор между ними был подписан в 1955 г. и до сих пор действует, несмотря на всю враждебность их отношений. Действует потому, что его статья 21 предусматривает: все споры по этому договору решаются в Международном суде ООН. Такая статья стоит едва ли не всех 400 договоров Украины с Россией.

Наша задача не просто отмахнуться от всего этого наследия, как от хлама (хотя львиная доля договоров с Россией им и является), а заставить Россию свои обязанностей соблюдать.

Для этого нужно терпеливо и тщательно использовать все возможности международного права. Пусть даже медленно, но коренным образом меняя парадигму отношений с РФ. 

Тарас КАЧКА, стратегический советник, Международный фонд “Возрождение”, советник министра иностранных дел Украины
    Елена ЗЕРКАЛЬ, заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам евроинтеграции, агент Украины

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2018-09-09 16:56:52] [ Аноним с адреса 192.99.41.* ]

Свобода рыболовства это когда Россия содержит заводы по разведению рыбы а Украина отказывается ограничивать сроки и инструменты лова. Свобода судоходства это когда Украина приватизирует Керченский пролив хотя международные законы устанавливают границу по фарватеру.

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.