Так президент пытается надавить на инвестора “Карпатнефтехима” Вагита Алекперова, чтобы тот возобновил работу предприятия и отдал старый долг.
Примерно 40 судебных тяжб и 7 уголовных дел — такой результат взаимодействия акционеров “Орианы”, государства, как ее владельца, и инвестора “Карпатнефтехима” — российской компании “Лукойл”.
Как государство потеряло уникальное предприятие
В 2009 г. Высший хозсуд Украины вынес решение, а Верховный суд подтвердил его в части признания недействительным наполнение уставного капитала ЗАО “Лукор” акциями компании “Лукойлнефтехим”. Речь идет о 107 акциях на сумму 534 млн. грн. (см. справку).
Имущество “Орианы” было передано в уставный капитал ЗАО “Лукор” в 2000 г. в полном объеме. В феврале 2005 г. это имущество было переведено в ООО “Карпатнефтехим” в качестве доли ЗАО “Лукор”. В новосозданном предприятии доля “Лукора” составила всего 24%, несмотря на то, что российский инвестор получил в собственность весь имущественный комплекс “Орианы”, который был построен немцами под госгарантии в 90-х гг. прошлого века. В итоге Украина осталась без уникального нефтехимкомплекса, а “Ориана” — должна государству EUR200 млн. за кредиты Баварского объединенного банка.
Решение суда до сих пор не выполнено — уставный капитал ЗАО “Лукор” не наполнен, уверяет один из акционеров калушской “Орианы” Богдан Павликовский и бывший гендиректор этого предприятия. Он совместно с правительством добивается устранения этой недоработки. Налоговая милиция открыла ряд криминальных дел в отношении нынешнего руководства “Карпатнефтехима” и ЗАО “Лукор”.
Теперь появилась надежда, что нефтехимический комплекс может быть возвращен государству или инвестор — Вагит Алекперов — выполнит взятые на себя в 2000 г. обязательства по погашению госдолга перед Баварским объединенным банком. Правда, сделать это он обещал с полученной прибыли, а такой не видели на предприятии уже девять лет, с 2003 г.
Простаивающий “Карпатнефтехим” создает социальную напряженность в Ивано-Франковской области и в самом Калуше, которые и без того стали зоной бедствия после того, как там были обнаружены залежи ядовитых отходов — гексахлорбензола. И когда как не перед парламентскими выборами власти было взяться за решение проблем региона.
Разобраться, почему остановлен “Карпатнефтехим”, можно, только быстрой прибыли при условии его запуска ждать не стоит. Ведь завод построен фактически с нуля, в его реконструкцию инвестировано $550 млн., уверяют в “Лукойле”. И в течение ближайших пяти лет, пока не будут покрыты затраты на модернизацию, предприятие не будет прибыльным, считают аналитики. Деньги будут, если правительство пролоббирует для калушан льготы — отмену акциза на дизель и сжиженный газ, который предприятие использует в качестве сырья. А также заградит пошлиной приток импортного ПВХ и покроет задолженность по невозмещенному НДС. По крайней мере, так говорит руководство нефтехимического комплекса.
Жертвы шантажа
На самом деле проблема “Карпатнефтехима” вряд ли разрешится до завершения парламентской кампании из-за нынешней неопределенности в украинско-российских отношениях.
По информации “Экономических известий”, после неудавшихся переговоров Москвы и Киева об условиях снижения цены на газ крупные российские инвесторы получили указание Кремля минимизировать инвестиции в развитие своих активов в Украине. Так федеральные власти решили выразить свое недовольство по поводу отказа Киева принять ряд условий, связанных с расширением влияния российского бизнеса в экономике нашей страны. Как следствие, украинский бюджет, и без того испытывающий проблемы с наполнением, недополучает налоги и сборы из-за приостановки деятельности предприятий, а реализация важных для государства проектов заморожена.
В частности, тот же “Лукойл” снизил активность по решению проблемы маршрутов транспортировки сырья для переработки на подконтрольном ему Одесском нефтеперерабатывающем заводе (мощность — около 2,8 млн. т нефти в год). Предприятие простаивает с октября 2010 г. из-за низкой эффективности работы. Как заявил Вагит Алекперов, главной причиной сложившейся ситуации является ограничение НПЗ в доступе к трубопроводной системе Украины (см. справку).
До сих пор не решен вопрос об условиях перемирия с инвестором при разработке Прикерченского участка Черноморского шельфа. В начале июня этого года российская инвестиционная группа ИФД “Капитал”, подконтрольная менеджменту компании “Лукойл”, стала единственным владельцем группы компаний Vanco, базирующейся в Хьюстоне. Дочка Vanco в 2007 г. стала победителем конкурса по разработке Прикерченского участка и подписала с украинским правительством (при премьере Юрии Еханурове) первое в истории страны соглашение о разделе продукции сроком на 30 лет. Однако уже в 2008 г., при премьере Юлии Тимошенко, этот договор был расторгнут.
Возмущенная действиями украинского правительства, Vanco обратилась в Стокгольмский арбитраж, но потом согласилась провести переговоры с правительством Николая Азарова для заключения мирового соглашения. Однако стороны до сих пор не урегулировали его условия (они зависят от Вагита Алекперова и Рината Ахметова, компания которого, ДТЭК, ранее объявляла о своем партнерстве с Vanco по разработке Прикерченского участка).
Непонятна судьба еще одного проекта “Лукойла” по украинскому шельфу, партнером которого выступает госкомпания “Черноморнефтегаз” из структуры НАК “Нафтогаз Украины”. В прошлом году по поручению Минэнергоугля “Черноморнефтегаз” приступил к подготовке договора о совместной деятельности с “Лукойлом” по разведке и добыче нефтегазовых запасов шельфа Черного моря. По условиям, которые одобрил Кабмин, “Черноморнефтегаз” и “Лукойл” должны совместно работать над освоением Одесского, Безымянного и Субботинского месторождений. Доля “Черноморнефтегаза” в новом предприятии должна составлять не менее 50%, а вкладом госкомпании в уставный фонд станет геолого-экономическая оценка запасов нефти и природного газа месторождений. “Лукойл”, в свою очередь, инвестирует в совместное предприятие финансовые ресурсы, технологии и оборудование, необходимые для успешной реализации проектов по разведке и добыче нефтегазовых ресурсов на упомянутых месторождениях. Стороны также должны провести переговоры и определить условия договора о совместной деятельности, а потом согласовать его с Кабмином.
Не исключено, что Вагит Алекперов рассчитывает на развитие своих бизнес-планов в Украине, после того как страна усилит интеграцию в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и к которой ее склоняет президент России Владимир Путин, обещая взамен дешевые энергоресурсы и займы для антикризисной поддержки национальной экономики. Ранее президент “Лукойла” заявлял о поддержке идеи создания Единого экономического пространства на территории стран бывшего Советского Союза. Он полагает, что это поможет бизнесу и государствам динамично развиваться.
__________________________________
Государственное предприятие ООО “Ориана” — нефтехимический комплекс, построенный в 1993 г. по немецкой технологии под госгарантии на кредитные средства Баварского объединенного банка. Производственные мощности позволяли производить хлор, каустик, хлорвинил, полиолефин, калийные удобрения. В декабре 2000 г. совместно с “Лукойл-Нефтехимом” “Ориана” создает совместное предприятие — ЗАО “Лукор”. От себя вносит в уставный капитал новой компании весь имущественный комплекс. “Лукойл-Нефтехим” — акции. В ноябре 2004 г. российский инвестор на базе “Лукора” создает ООО “Карпатнефтехим”, куда передается весь нефтехимкомплекс “Орианы”, при этом ее доля составляет в уставном фонде лишь 24%. Вагит Алекперов, как владелец второго акционера “Карпатнефтехима”, компании LUKOIL Chemical B.V, Нидерланды, обязуется в процессе передачи имущества выплатить “Ориане” стоимость комплекса с полученной прибыли “Карпатнефтехима”. Но в 2004 г. комплекс останавливается на модернизацию до 2010 г. В результате появляется совершенно новый завод, построенный уже на деньги “Лукойла”.
Баварский объединенный банк получил от Украины EUR180 млн. (сумма кредита, взятого на строительство “Орианы”,— EUR204 млн.). Оставшийся долг превышает EUR23 млн., и погашают его налогоплательщики. А нефтехимкомплексом пользуется российский инвестор — компания “Лукойл”, которая так и не выполнила взятых на себя обязательств перед “Лукором”, а фактически — “Орианой”.
“Укртранснафта”, управляемая менеджментом, лояльным к днепропетровской группе “Приват”, в сентябре 2009 г. перевела Приднепровские магистральные нефтепроводы (ПМН) в реверсивный режим работы для загрузки с моря Кременчугского НПЗ (контролируется группой “Приват”). Одесский НПЗ, получавший по ПМН российскую нефть, был вынужден переориентироваться на поставки сырья по маршруту Броды — Одесса. Однако в ноябре 2010 г. “Укртранснафта” договорилась с белорусской стороной о транспортировке по маршруту Одесса — Броды азербайджанской нефти на Мозырский НПЗ. Таким образом, Одесский НПЗ был лишен трубопроводных маршрутов поставки сырья.
Наталья КАБАШ
Что скажете, Аноним?
[13:15 27 ноября]
[11:19 27 ноября]
[07:10 27 ноября]
14:10 27 ноября
13:30 27 ноября
13:00 27 ноября
11:00 27 ноября
10:30 27 ноября
10:20 27 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.