Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Иностранный инвестор “Запорожкрана”: В Украине бюрократия присутствует везде

[12:58 23 августа 2011 года ] [ Дело, 23 августа 2011 ]

Глава набсовета “Запорожкрана”, вице-президент по развитию бизнеса компании Konecranes, крупнейшего финского инвестора в Украине, Антти Ванхатало рассказал о том, какие проблемы с возвратом НДС возникают у компаний-экспортеров.

Финские бизнесмены очень неохотно вкладывают деньги в Украину. За 20 лет независимости объем прямых инвестиций из Финляндии в нашу страну составил всего несколько десятков миллионов долларов. Вместе с тем, краностроительная компания Konecranes — это крупнейший финский инвестор в Украине (владеет компаниями “Запорожкран” и “Konecranes Украина”). С какими проблемами ваша компания столкнулась за годы работы в нашей стране и почему, по-вашему, инвесторы из Финляндии не хотят развивать бизнес в Украине?

Проблем несколько. Во-первых, это бюрократия. Она присутствует везде, чтобы вы не делали — что-то строили, производили, продавали. Для бизнеса это не очень хорошо, так как вы теряете время и силы. Для компании с иностранным капиталом, которая к тому же поставляет свою продукцию за пределы Украины — это вдвойне сложно, так как нам приходится контактировать с большим количеством госорганов, к примеру, с таможней, Национальным банком Украины.

Коррупция — это также проблема Украины, но мы открытая и прозрачная компания и ведем бизнес по европейским стандартам.

Конечно, все это существенно усложняет решение некоторых вопросов и отпугивает иностранных бизнесменов от вашей страны. Но Украина — очень молодое государство, и чтобы разрешить эти проблемы, нужно упорно и постоянно работать.

Konecranes работает в Украине с 1993 года. А Запорожский завод тяжелого краностроения (“Запорожкран”) был приобретен только в 2005-м. Получается, вам были хорошо известны основные “болезни” инвестиционного климата Украины. Тем не менее, вы вложили деньги в эту страну. Почему?

Причин для покупки “Запорожкрана” было несколько.

Во-первых, мы хотели инвестировать в уже действующее предприятие — это намного удобнее, чем построение нового завода, даже несмотря на необходимость дополнительных вложений в его модернизацию, приведения его к европейским стандартам.

Дело в том, что “Запорожкран” — один из крупнейших заводов по изготовлению грузоподъемной техники в восточной Европе, предприятие хорошо известно не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Так что на момент покупки у завода уже были налажены отношения с поставщиками сырья и широким кругом потребителей продукции.

Во-вторых, мы получали доступ к достаточному количеству квалифицированной рабочей силы. При этом учтите, что в Украине специалисты обходятся дешевле, чем, например, в Центрально-Восточной Европе.

В-третьих, это географическое расположение и статус города Запорожья, как крупного административного и одного из индустриальных центров Украины. К тому же здесь хорошо развита транспортная инфраструктура, которая позволяет поставлять продукцию “Запорожкрана” как на рынки Европы, так и в Россию, на Ближний Восток, в Азию, Америку.

Еще один положительный момент — наличие в стране качественной и конкурентно-способной металлургической отрасли, которая является поставщиком сырья для изготовления кранов.

Кроме того, у “Запорожкрана” сложились стабильно хорошие отношения с региональными властями, что позволяет немного сгладить бюрократические отношения в сфере налогов и таможенных процедур.

В итоге взвесив все “за” и “против” было принято решение: “покупать”. Мы даже пошли дальше и создали проект промышленного парка на территории “Запорожкрана”, что позволит привести на уже существующую инфраструктуру иностранные производственные компании, облегчив им вход на украинский рынок.

Какие у Konecranes планы по дальнейшему развитию “Запорожкрана”, сколько средств планируется вложить в этот завод?

На данный момент мы уже выполнили первый этап инвестиционного плана. И сейчас вопрос дальнейшего развития компании находится на рассмотрении совета директоров. Но у нас есть одна, очень серьезная, нерешенная проблема. Не понимая, насколько быстро она будет разрешена и будет ли решена в принципе, мы не можем принимать стратегических решений.

И в чем она заключается?

В возврате задолженности по налогу на добавленную стоимость. И это при том, что Konecranes — почти полностью экспортоориентированное предприятие: объемы экспортных поставок “Запорожкрана” доходят до 80 % производимой продукции и “невозврат” НДС создает предприятию серьезные проблемы.

То есть украинским “дочкам” Konecranes правительство не возвращает долги по НДС?

Не совсем так. Часть задолженности по НДС погашена, причем, хочу отметить, что “Запорожкран” является одним из трех предприятий Запорожской области, которое получило право на автоматическое возмещение этого налога (по состоянию на май 2011 года). Это говорит о том, что “Запорожкран” работает полностью в правовом поле, выполняя свои налоговые, социальные и контрактные обязательства — иначе мы не соответствовали бы семи строгим критериям, предъявляемым налоговыми органами к предприятиям, получающим НДС автоматически.

На сегодняшний день мы фактически получили около 13,2 млн. грн. возмещения НДС по “автоматической схеме”. Кроме того, к середине августа мы должны получить около 5 млн. грн. В результате правительство полностью рассчитается с нами по текущим долгам по НДС. Но только по текущим, то есть по тем, которые сформировались в 2011 году.

Вместе с тем, по состоянию на 1 января 2011 года у украинских предприятий Кonecranes накопилось свыше 40 млн.грн невозмещенного налогового кредита, из которых 16 млн. грн. приходится на “Запорожкран”. Причем все суммы, входящие в налоговый кредит, полностью подтверждены проверками региональной налоговой службы, и у государства нет оснований для их невозмещения. Так вот, с возвратом указанных этих средств — большие проблемы.

Руководство Konecranes уже давно и на разных уровнях поднимало вопрос о проблемах с возвратом НДС нашей компании — крупному инвестору на украинском рынке. Эта проблема даже обсуждалась президентом Konecranes Пеккой Лундмарком на встрече премьер-министра Украины Николая Азарова с финскими промышленниками и предпринимателями в ходе его прошлогоднего официального визита в Финляндию. Пока что подвижек в решении этого вопроса не видно.

И это при том, что мы не собираемся выводить эти средства (40 млн. грн.) из страны. Мы говорим: “Возместите нам НДС и мы эти деньги реинвестируем в “Запорожкран” и “Konecranes Украина”, мы сделаем эти предприятия конкурентнее, но нас пока что не слышат”.

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.