Патриаршая речь оказалась не по-праздничному раздраженной и местами расчетливо-пугающей. “Мы никогда не согласимся на изменение священных канонических границ нашей Церкви, ибо Киев — это духовная колыбель святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии”, — заявил патриарх. И если “Мцхета для Грузии” — это красивость, то “Косово для Сербии” — примечательная аналогия. С любой стороны, с какой ни глянь.
Для тех, кто плохо помнит новейшую историю, напомню, что Косово волею исторических судеб, хоть и было, возможно, когда-то “колыбелью сербской духовности”, оказалось заселено преимущественно косоварами, исповедовавшими ислам. В результате Косово стало образцовым пособием по прикладной мифологии “духовной колыбели”. Миф, подогреваемый сербской (и российской, как видим) пропагандой, оказался настоящим молохом: в защиту своих “духовных прав” на “колыбель”, сербы устроили мусульманскому населению края геноцид. Имел место международный скандал, гуманитарные миссии, участие войск НАТО и, в конце концов, “коварный Запад” оторвал у Сербии “колыбель” — увы, к тому моменту изрядно потрепанную и сильно запятнанную кровью. Но у патриарха Московского особая оптика: в этой отвратительной резне он видит “священную войну”. За “непересмотр границ” канонической территории и дружественный “сербский мир”. А может и вовсе — “за Православие” против “басурман”.
По всей видимости, точно так же патриарх видит в украинской войне нечто “священное”. Снова “духовная колыбель”, да и за “басурманами” далеко ходить не надо — у нас их с успехом заменяют “униаты” и “раскольники”, не сходящие с патриаршего языка даже в торжественные минуты юбилея.
Поэтому в его словах о том, что он “никогда не откажется” от украинской канонической территории и “никогда не согласится” на независимость украинской церкви слышится плохо скрытая угроза. Вот это категорическое “никогда” делает аналогию между Украиной и Косово тошнотворно тревожной. Эти “святые узы”, привязывающие к “колыбели”, оказывается, вполне оправдывают массовые убийства и прочие преступления против человечности. А массовые убийства, в свою очередь, — слишком мелкий довод в пользу независимости, “пересмотра канонической территории” и “отказа от своего”.
Грубо говоря, когда империя не хочет поступаться куском карты, она ни перед чем не остановится. А для преступлений против человечности ее церковные лидеры найдут высокие духовные оправдания.
О том, что империя готова воевать “за свое” — как и о том, что она не будет слишком щепетильной ни в методах, ни в союзниках — нам напоминает прекрасная во всех отношениях инициатива массового возведения памятников Александру Невскому. Инициатива нешуточная — ее поддерживает и продвигает “Единая Россия”, и идет она как бы “пакетом” к подписанному Путиным указу о подготовке к торжествам, связанным с 800-летием святого князя-воителя.
Князь Александр Невский в числе прочего “укрощавший” Новгород (правда, не в интересах Руси, а в интересах Орды, которой новгородцы отказывались платить дань), подал пример для потомков, устроив в городе форменное избиение гражданского населения. Потом этот сомнительный подвиг повторил Дмитрий Донской — но уже в интересах своего “собирания”. Как утверждают историки, в результате этой череды избиений перестала существовать целая этническая группа славян — псково-новгородская, т.е. случившееся в полной мере подпадает под определение геноцида. Можно добавить, также были уничтожены связи Руси с Западом и, возможно, “европейский шанс” для России — поскольку эту связь как раз осуществляли две ганзейские фактории Псков и Новгород. Но Донской это дело только закончил. Первым укротителем этих “торгашей”, игравшихся в “свободные города” был как раз Александр Невский. И делал он это в интересах Золотой Орды, чью роль на исторических подмостках подхватила Российская империя и с переменным успехом исполняет ее до сих пор. При том дело не ограничивалось Новгородом — “святой” князь уничтожал и жителей Ростова, Твери и Суздаля в ходе подавления антитатарских восстаний.
Александры Невские — в камне, бронзе и прочих относительно вечных материалах — появятся, как ожидается, во всех городах “русской славы” вдоль границ “Великой Страны”. В числе первых, что интересно, собираются “остатуивать” “украинский фронт”. В список вошли окрестности Ростова, а также Донецк и Луганск. О проектах пока не слышно, но участки уже “застолбили” — в торжественной обстановке происходят установки одного за другим “закладных каменей”. Закладные камни сами по себе — превосходная идея. Памятник — дело долгое и дорогостоящее. На всех, скорее всего, не хватит. А камней “с родины святого”, освященных чин по чину, можно разослать хоть во все райцентры “великой страны”. Куда в качестве кошачьей метки, куда в качестве расписки по закладной, куда просто в качестве “письма счастья” — памятников, мол, нет, но вы держитесь там...
В ДНР, как сообщает “Религии в Украине”, камень прислали еще в прошлом году. А теперь церемония закладки была совершена и в Луганске. Церемонию провел митрополит Луганский и Алчевский УПЦ МП Митрофан в присутствии Игоря Плотницкого и прочих “лучших людей ЛНР”. Оба лидера — и светский, и духовный — произнесли прочувственные речи о единстве с Россией. Все предельно откровенно — никому даже не пришло в голову спрашивать, с каким именно “ратным подвигом” и с какой “победой русского оружия” связаны Донецк и Луганск. Фигура Александра Невского говорит сама за себя.
В том, что кремлевская власть в полной симфонии с церковной издалека готовится к торжественному юбилею Александра Невского (2021 год) не то что нет ничего удивительного — я бы забеспокоилась о здоровье российского руководства, если бы такое решение не было принято. Просто потому, что это “святой номер один” с “питерской пропиской”. Именно потому он так дорог и патриарху Кириллу, и всей прочей кремлевской клике. Город на Неве, хоть и носит имя основателя, но апеллирует все же к более глубоким историческим пластам. И его главная святыня — Александро-Невская лавра.
Империи не могут без символизма и глубоких исторических экскурсов к “корням” в поисках этого ископаемого символизма. Сказать, что царь Петр построил свою столицу на болотах — не комильфо. То ли дело привязать город к месту победы русского князя-воителя. Отсель, опять-таки, грозить собирались шведам — с исторической колокольни Пушкина это почти аналог тевтон. При том что в контексте “шведов” на языке вертится Украина — Полтава, Мазепа, Белая Церковь, а там и до Киева рукой подать, до самой “колыбели”, от которой никак не может оторваться непутевое дитя, обживающее то одни болота, то другие. Александр Невский — символ сопротивления Западу. С легкой руки Эйзенштейна — символ сопротивления фашизму (вы еще не забыли, что мы “бандерофашисты”?) Такими кривыми тропами псевдоисторических аналогий, которые просто обожает российский политический истеблишмент и на котором российская пропаганда жиреет, как ворон на поле боя, мы приходим к прямому назначению Александра Невского в данной точке пространства-времени — дать отпор “западной заразе” на украинском направлении. Вычистить “торгашей”, заигравшихся в “свободную страну”, восстановить “единство Руси” — огнем, мечом и чем придется. Вернуть “колыбель”, от которой “никогда не откажутся”, как совершенно честно заявил почтенный юбиляр в Храме Христа Спасителя. Очередь закладными камнями по рубежам “канонической территории” воспринимайте как аккомпанемент к этой речи.
И патриарх, и представители УПЦ МП — и на Донбассе, и в Крыму — совершенно откровенно приветствуют “русский мир”, не скрывают, что именно себя считают его гарантом и решающим фактором “славянского единства”. И им безразличен тот факт, что в данной точке исторической пьесы для Украины как государства и как идеи эти “братские объятия” — удушающие. Эта нить толщиной с канат (увы, не единственная) связывает нас с бывшей империей понадежнее газа. Александры Невские на границе не дадут соврать.
Да и сам патриарх на свое семидесятилетие решивший, что в таком возрасте изъясняться обиняками то ли несолидно, то ли, с оглядкой на политическую конъюнктуру, просто рискованно, открытым текстом сообщил о том, что “Украину не отдаст”. Уже не знаю, кому именно — но, думаю, мы, украинцы, входим в этот список. Патриарх заявляет, что Киев — это “их” город. Он готов видеть в Украине — Косово и, надо думать, из “священных соображений” поддержать здесь все то, что делала с Косово и косоварами Сербия. Передовой отряд Александров Невских уже летит к нам.
Екатерина ЩЁТКИНА