Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Где у вас тут ГЛОНАСС стоять будет?

[14:49 19 июля 2010 года ] [ Slon.ru, 19 июля 2010 ]

Чем закончится идея Владимира Евтушенкова закрыть рынок для навигаторов без чипа ГЛОНАСС?

В минувшую пятницу Владимир Путин в очередной раз встретился с председателем совета директоров АФК “Система” Владимиром Евтушенковым. Среди прочего эти господа обсуждали и перспективы навигационной системы ГЛОНАСС. Один из замечательных тезисов, высказанных Евтушенковым: “Нами проведены беседы практически со всеми поставщиками подобной аппаратуры, такими как Nokia, Siemens, Motorola. Они понимают прекрасно, что мы все равно закроем рынок для аппаратуры, которая будет без чипа ГЛОНАСС. Им только нужно, чтобы мы законодательно это сделали”.

Стоит заметить, что “закрывать рынок” для чего-либо — это не совсем компетенция господина Евтушенкова, пусть даже он использует корректное “мы” вместо неуместного “я”. Это даже не компетенция федерального оператора НИС-ГЛОНАСС, в котором “Системе” принадлежит контрольный пакет. Их голос — совещательный, решения такого рода принимаются правительством. Но стал бы Евтушенков говорить премьеру такие слова без уверенности в полной поддержке Путиным этой идеи? Даже больше: без уже имеющегося решения о закрытии рынка? Вряд ли. Значит, резонно предположить, что такое решение есть, осталось поставить дату и подпись. Но вот насколько оно своевременно?

Путин в упомянутом разговоре сослался на опыт реанимации автопрома силами зарубежных фирм, дескать, мы “показали им тренд развития ситуации. Они сами своевременно среагировали, и сейчас, в общем и целом, на мой взгляд, очень довольны тем, что происходит”. Если сказать то же самое по-русски, то получается: мы законодательно защитили инвестиции иностранцев, и они пришли к нам со своими заводами, у них сейчас все хорошо. Выходит, теперь нужно экстраполировать этот опыт на микроэлектронную промышленность.

Проблема, однако, в том, что понятие “сборка” для двух этих отраслей означает совсем разное. Западные автостроители пришли не на пустое место: в России худо-бедно существуют свой автопром и своя компонентная отрасль, устаревшая, да, но вполне работоспособная, способная хотя бы на первых порах обеспечить требования по локализации.

Компонентных производств для микроэлектроники у нас нет в принципе, то, что осталось от СССР, никак нельзя использовать для сборки сотовых телефонов или навигаторов. Нет ни одного предприятия, выпускающего нормальные SMD-компоненты, нет производства чипов. Многие предприятия установили линии поверхностного монтажа, но детали всё равно используют иностранные.

И самое главное: в России пока нет производства современных компонентов для ГЛОНАССа. Существующие гибридные микросхемы и микросборки выпускаются мизерным тиражом и никак не соответствуют современным требованиям по габаритам и энергопотреблению. Их физически нельзя встроить в коммуникатор или портативный навигатор. Первая партия отечественного чип-приёмника с ГЛОНАСС, разработанного КБ “Навис” в сотрудничестве с Fujitsu, ожидается только в декабре. Но и он никак не подходит для интеграции с сотовым телефоном.

Из чего же исходит Евтушенков, педалируя идею “закрытия рынка”? Прежде всего, из своих собственных интересов. Уже довольно давно было объявлено, что входящий в “Систему” “Ситроникс” договорился с QUALCOMM о совместной разработке совмещенного чипа NAVSTAR/ГЛОНАСС. И это должен быть не просто чип-приемник, но универсальный процессор, где навигация — только одна из функций, даже не первая по значимости. На таких процессорах можно строить уже любые малогабаритные гаджеты, это примерно то же самое, что делают QUALCOMM или Sirf Atlas для множества вендоров.

Но очевидно, что на заводах “Ситроникса” сделать такой чип нереально: здесь требуется технология 65 нм (а то и 45 нм). У “Ситроникса” таких возможностей нет, значит, производить этот чип будет сам QUALCOMM на своём китайском заводе. А в России организуют только конечную сборку устройств, максимум — набор платы. Представив это, разумеется, как российский продукт.

“Закрыв рынок” для навигаторов без ГЛОНАСС, Россиия не вынудит немедленно всех мировых производителей делать свои оригинальные чипы-приёмники. Просто до сих пор они покупали чипы у разных производителей, а теперь будут покупать только у QUALCOMM. До тех пор, пока объемы российского навигационного рынка не станут интересными для других “грандов” и они не сделают свои чипы с ГЛОНАСС. А это произойдёт нескоро: годовые продажи навигационных устройств всех видов (включая профессиональную аппаратуру и смартфоны-коммуникаторы) оцениваются в России менее чем в 1,5 млн штук.

Если QUALCOMM и “Навис” будут первыми, то для других просто не останется места: производство чипов — дело затратное, и они окупаются только при больших тиражах, миллионных. Значит, тут очень важно быть первым. Вот об этом Евтушенков и печётся.

Сейчас на заводе “Микрон” (принадлежит “Ситрониксу”) устанавливается производственная линия 90 нм от STMicroelectronics. Не исключено (об этом говорил директор “Нависа” Александр Бабаков), что последующие генерации “нависовских” приёмников будут делаться уже на этой линии. И тогда на “Ситрониксе” завяжутся все производственные нити по ГЛОНАССу. Партнёрства с QUALCOMM и “Нависом” дадут “Ситрониксу” конкурентную фору в очень финансово ёмком сегменте, что позволит фирме выйти из сложного финансового положения.

Но если не брать в расчет чьи-то персональные бизнес-интересы, то идея закрытия рынка для навигаторов без ГЛОНАСС вполне здравая, она вписывается в идеологию профильной ФЦП. Обсуждается эта идея давно: ещё пару лет назад вице-премьер Сергей Иванов высказывался в поддержку такого шага. Если в одночасье аппаратура NAVSTAR станет дороже универсальной NAVSTAR/ГЛОНАСС, то пользователь со всей очевидностью выберет вторую.

Только вот как это скажется на развитии самой системы ГЛОНАСС, на поддержке группировки спутников и наземной инфраструктуры? Если ГЛОНАСС и впредь будет бесплатен, как нам обещают, то прямой зависимости между количеством пользователей и благополучием системы не просматривается. Значит, в Минпромторге рано или поздно придут (думаю, уже пришли) к необходимости тарифного регулирования. Например, в виде фиксированных отчислений в пользу ФЦП с каждого проданного приемника.

И тогда становится понятной оптимистичная невозмутимость Путина, когда Евтушенков говорит ему: “Мы закроем рынок”. Конечно, закроем, увеличим количество пользователей ГЛОНАСС, наладим производство. Только, в итоге, навигаторы станут дороже.

Сергей ЦЫГАНОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2010-08-09 14:16:36] [Beseder]

Заказуха 100%

[2010-08-09 10:02:53] [ Аноним с адреса 94.159.3.* ]

В статье столько "желтизны" и элементарных ошибок, что считать ее надо не "статьей" а не "брехней" :-(

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.