Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Фонд уходит — “она” остается

[16:22 13 ноября 2009 года ] [ Газета2000, №46, 13-19 ноября 2009 ]

МВФ покидает Украину. Вполне возможно — навсегда.

Международный валютный фонд, не найдя общего языка с нашими президентом и премьером, отказал Украине в выделении последнего, четвертого транша на сумму почти $4 млрд. Ввиду того, что экономика страны второй год находится в зависимости от внешних финансовых инъекций, без этих денег мы вновь окажемся на краю пропасти.

8 ноября директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан заявляет агентству Reuters о том, что после многомесячных переговоров МВФ так и не достиг выполнения Украиной необходимых условий и продолжит сотрудничество с нашей страной лишь после президентских выборов. “Когда люди занимаются предвыборными гонками, решения могут отличаться от тех, которые принимались вместе с ними год тому назад, когда программа начиналась, — процитировало агентство директора фонда. — Сейчас — особый период, поэтому, без сомнения, мы должны дождаться результатов выборов, чтобы иметь возможность возобновить нашу работу с правительством страны”.

Однако спустя сутки после этого заявления вице-премьер по евроинтеграции Григорий Немыря выступает с опровержением, сославшись на якобы ошибочную интерпретацию заявления главы МВФ журналистами западных СМИ.

Спустя еще пару часов МВФ сам распространяет специальное разъяснение по поводу заявления Стросс-Кана. Формулировка несколько смягчена, однако суть дела от этого не меняется: “МВФ считает условием дальнейшей реализации программы stand by консенсус украинских властей”. В разъяснении также подчеркивается, что как только будет обеспечен консенсус, МВФ вернется в Украину. В то же время (уже по уточненной формулировке директора фонда) данный консенсус вряд ли будет достигнут до выборов ввиду сложившейся политической ситуации.

Понятно, что чиновники Кабмина попытались (и будут пытаться до последнего) успокоить граждан и зарубежных инвесторов. Ведь по мере приближения выборов политическая ситуация будет лишь обостряться. Опыт предыдущих кампаний на Украине показал: до окончания выборов наблюдается массовое “сбрасывание” гривни финансистами, спекулянтами, а также гражданами, у которых есть сбережения.

Кстати, несмотря на укрепление гривни в октябре, по данным НБУ, доверие к национальной валюте в последние месяцы продолжает падать: по сравнению с сентябрем объем покупки населением валюты вырос на 8,7% — граждане в прошлом месяце купили инвалюты на $794 млн. больше, чем продали.

В резкой дестабилизации нашей экономики, конечно, сегодня не заинтересован и МВФ, поскольку ему небезразлична судьба зарубежных инвесторов в Украине. Однако главное, пожалуй, очевидно: в ближайшие полгода для Украины финансовых инъекций извне больше не будет.

Ющенко пугает МВФ

Один из главных участников ненайденного консенсуса — президент Ющенко — попытался опровергнуть Немырю, выразив уверенность, что все равно “МВФ не даст Украине четвертый транш, потому что это будет полным игнорированием Меморандума”.

Хотя все это, по словам Виктора Андреевича, факт очень прискорбный, но правительство само виновато: не выполняло пять из шести обязательств, которые Украина взяла перед фондом.
И действительно, помимо публичных претензий МВФ к закону о повышении социальных стандартов (“Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы” от 20 октября 2009 года № 1646-VI), на самом деле фонд добивался от Кабмина целой дюжины менее афишируемых сейчас уступок. А именно: с 1 сентября повысить цены на газ для населения на 20%, с 1 октября — и для теплокоммунэнерго (по разным оценкам — вдвое-втрое против нынешних); начать реструктуризацию НАК “Нафтогаз Украины”, удерживать 2-процентный коридор между официальным и межбанковским курсами доллара, продолжить активную рекапитализацию банков.
Тревожные сигналы от миссии в Киеве поступают не первый месяц. Выделение последнего транша в размере $3,8 млрд. было запланировано как раз на ноябрь по итогам процедуры третьего пересмотра программы. Миссия фонда завершила работу в Киеве еще в конце октября, но никакого внятного заявления так и не сделала.

Три сценария

В последние года два управление государственными финансами осуществлялось так, что с началом кризиса в бюджете просто не могли не проявиться опаснейшие для страны диспропорции: от дефицита госбюджета (который возник не без помощи “липовых” прогнозных показателей роста экономики) до рекордного дефицита НАК “Нафтогаз Украины”, Пенсионного фонда и высоких корпоративных долгов банков, на покрытие которых Украина и вынуждена была истратить львиную долю кредитов МВФ.

В тех условиях, с которыми наша страна подошла к кризису, без систематической подпитки извне (за счет МВФ или кого угодно еще) удержать экономику на плаву было весьма проблематично.

Но пока кредиты фонда с горем пополам в Украину шли, Кабмин кое-как справлялся с финансированием социальных статей — зарплат и пенсий. Хотя уже эти выплаты для многих категорий граждан были урезаны — и не только за счет вдвое обесценившейся национальной валюты.

Если же следующий транш МВФ будет отсрочен до конца весны, а то и начала лета (новому президенту придется назначать правительство, которое будет снова возобновлять переговоры с фондом), стране, лишившейся инъекций, придется сесть на голодный паек. И тут, увы, возможны только три сценария. Правительству придется либо осуществлять секвестр госбюджета (наиболее мягкий вариант), свернув все программы и даже некоторые социальные стандарты. Либо начать печатать деньги с еще большей интенсивностью и с перспективой высокой инфляции (то, чего сейчас добивается Кабмин от Нацбанка).

Наконец третий (пока самый невероятный) сценарий — публичное объявление государственного дефолта. Только на обслуживание госдолга в 2010 г. расходы Украины увеличатся по сравнению с 2008-м почти в шесть раз — до 22 млрд. грн. Представители Партии регионов серьезно заговорили о возможном отказе государства от обслуживания уже полученных кредитов МВФ.

Так или иначе, но если мировой кризис будет продолжаться и в следующем году, спасти украинскую экономику от скатывания в 90-е смогут лишь такие кардинальные меры.

Комбанк надежней государства?

Итак, из утвержденных МВФ осенью 2008 г. кредитов для Украины по программе stand by на $17 млрд. наша страна уже получила три транша на общую сумму почти $11 млрд.

Традиционно фонд предоставлял кредиты национальным банкам, то есть, в нашем случае — НБУ. Однако поскольку ситуация в Украине оказалась для мировой практики действительно уникальной, МВФ впервые стал выделять деньги напрямую правительству. Так, из трех траншей в $11 млрд. Кабмин получил на финансирование дефицита госбюджета половину второго и весь третий транш на общую сумму свыше $4,7 млрд. Правительство же просто продало полученную у МВФ валюту Нацбанку, а тот действительно допечатал гривню на покрытие текущих бюджетных нужд.

Но дыры в госказне лишь разрастались. И теперь реальный дефицит госбюджета — с учетом Пенсионного фонда, системообразующих, но проблемных госкомпаний типа “Нафтогаза Украины”, “Укравтодора”, “Укрзалізниці” — явно испугал даже МВФ.

До сих пор Нацбанк продолжал выкупать у правительства облигации внутреннего займа (скрытая эмиссия). Общая сумма таким образом выданных госбюджету денег Нацбанком достигла 36 млрд. грн.

Однако НБУ, очевидно, решил приостановить операции — эмиссионный лимит в условиях падающего ВВП давно исчерпан.

В условиях такого коллапса Минфин, немного пободавшись с конкурирующим ведомством, не нашел ничего лучше, как поднять ставки по злополучным ОВГЗ до небывалых 29,5% годовых. Это оказалось выше доходности депозитов в обыкновенных комбанках. Выходит, в условиях, когда НБУ отказался директивно финансировать долги правительства, сам рынок оценивает степень надежности Кабмина ниже, чем простых частных банков? Кстати сказать, ставки по облигациям внутреннего госзайма в мировой практике обычно вырастали до таких “неприличных” размеров в странах, которые вскоре объявляли публичный дефолт (например, в России 1998 г. или в Аргентине 2001-го).

Безнадежная дыра

Как известно, Кабмин в этом году собирал огромные суммы налогов авансом — многие предприятия уже уплатили налоги, сроки уплаты которых наступали лишь в декабре. Эти суммы, по-видимому, уже потрачены.

Сегодня среднедневные остатки на счетах Госказначейства, если верить слухам (официальная статистика засекречена), не более 1 млрд. грн. До кризиса в отдельные периоды доходило и до 20—36 млрд., а в начале этого года было 4—6 млрд. Резкое сокращение остатков на едином казначейском счете — результат перевода Госказначейства в режим экстренного “латателя” бюджетных дыр. На сленге финансистов это называют “тришкин кафтан”: одна дыра в казне закрывается, зато “провисают” другое важное направление или бюджетная программа.

По расчетам Виктора Пинзеника, экс-соратника Юлии Тимошенко и пока что последнего министра финансов Украины, который работал не в статусе “и. о.”, реальный дефицит госказны в этом году уже достиг запредельных 12% ВВП (в прошлые годы было не более 2—3%). В проекте госбюджета на следующий год, по расчетам г-на Пинзеника, на самом деле “забито” более 14%.
Из-за ошибочного макропрогноза, по словам самовольно уволившегося из правительства экс-министра, запланированные в бюджете-2009 доходы должны бы быть примерно на уровне прошлого. Однако в первом квартале они оказались ниже на 8%, во втором — на 19%, а в июле—августе — на 28%. До конца года показатель, скорее всего, будет на уровне одной трети недополученных налогов и сборов. Итого 40 млрд. грн. — результат “липового” прогноза развития экономики, которая вместо развития, как известно, упадет по итогам года примерно на 12—15%.
Но эта бюджетная дыра разрастается еще как минимум на 18 млрд. грн. за счет нынешнего дефицита Пенсионного фонда, а также на 40 млрд. грн., запланированных на рекапитализацию банков. “В связи с этим страна выходит на размеры дефицита бюджета, которых она не знала с 1992 года”, — констатировал экс-министр.

Самое интересное в откровениях г-на Пинзеника касается бюджета следующего года. Если сравнить реальные поступления госказны в этом году и кабминовский проект бюджета на следующий год, его поступления должны будут возрасти как минимум на 51%. Таким образом, планируемые доходы уже завышены, по оценке бывшего министра, как минимум на 56 млрд. грн.
Это значит, что реальный дефицит в следующем году составит 155 млрд. грн. Чтобы такой дефицит не появился и государство выполнило проект госбюджета — либо экономика должна вырасти на 36%, либо инфляция должна составить 46%. Иными словами, предполагает Виктор Пинзеник, “антикризисный” сценарий на следующий год у действующего правительства прост: бюджет, в том числе социальные стандарты, будет восполняться за счет эмиссии, то есть — высокой инфляции.

Обязательства перед МВФ — после выборов

Факт отказа МВФ сотрудничать с Украиной станет новым испытанием для гривни прямо накануне выборов. Ближайшие месяцы не сулят ничего хорошего для многих секторов экономики и бизнеса. Например, за последние 10 месяцев прирост просроченного НДС по сравнению с прошлым годом достиг почти 90%; только за октябрь этот показатель возрос на 10,5%. Итого на 1 ноября размер просрочки (то есть безвозмездно используемых государством денег предприятий) достиг 5,6 млрд. грн.

По мнению замглавы СП Александра Шлапака, отказ МВФ от сотрудничества с действующей властью означает, что государство уже в ноябре и декабре этого года будет не в состоянии заплатить за российский газ. За газ в октябре Кабмину платить было нечем, и по договоренности с МВФ Минфин использовал механизм расчетов, которым пользовались лишь несколько очень проблемных африканских стран. $470 млн. за октябрьский газ пошли в счет использования Украиной части специальных прав заимствования (СПЗ, SDR. — англ.), перечисленных МВФ.

Однако даже перспектива новой “газовой войны” меркнет по сравнению с тем, что в условиях обесценивания доходов рядовых граждан в проекте госбюджета на следующий год Кабмин заложил норму о повышении тарифов ЖКХ. Чего как раз и добивался МВФ.

По подсчетам оппозиционного министра ЖКХ, депутата Партии регионов Александра Попова, рост тарифов для населения в следующем году запланирован правительством примерно на 70%. Эту цифру депутат обосновал просто: в проекте госбюджета-2010 впервые не предусмотрена компенсация разницы в тарифах на тепло (до сих пор около половины от цены импортируемого газа для нужд населения компенсировалось из госбюджета).

Иными словами, если газ в следующем году на границе с Россией будет продаваться Украине по той же цене, что и сейчас — $220, $110, которые компенсировались государством на каждой 1 тыс. кубометров в этом году, будут переложены на плечи населения и всего ЖКХ. “Такое развитие событий приведет к полному краху жилищно-коммунальной сферы, потому что спровоцирует повальные неплатежи потребителей, а следовательно, к банкротству предприятий теплокоммунэнерго, поскольку они будут неспособны расплачиваться за поставляемый природный газ”, — прогнозирует депутат.

Лавочка прикрылась

О том, что Украина после выборов будет вынуждена объявить государственный дефолт, пару недель назад заявил экс-министр финансов Николай Азаров, обвинив МВФ в финансировании действующего правительства по политическим мотивам (о политической мотивации фонда “2000” уже неоднократно писали.

По мнению г-на Азарова, в этой связи новоизбранный президент и Кабмин могут получить достаточно веских оснований, чтобы вообще отказаться от погашения кредитов самого МВФ: “Громаднейшие деньги, которые получила Украина, были растрачены неэффективно... Любое новое правительство может задать вопрос МВФ: почему вы выделяли деньги, не контролируя эффективность выполнения программы? А раз так, тогда наша ответственность за возвращение этих кредитов возникает только тогда, когда вы (МВФ) признаете, что вели в отношении Украины неэффективную политику. Нельзя давать деньги моту и транжиру на неэффективное разбазаривание, потому что нам их придется возвращать. Речь может идти только о списании этих ресурсов, потому что Украина не обязана расплачиваться по тем кредитам, которые были выданы на осуществление неэффективной политики”.

И вправду, МВФ в течение последних полутора лет показал чудеса выдержки и гибкости, уже выдав нашей стране 11 млрд. кредитов в основном под честное слово Юлии Тимошенко. И хотя изначальные условия фонда были достаточно жесткими, три четверти денег уже выданы под обязательства, выполнение которых действующее правительство “заложило” лишь в госбюджете-2010. То есть на период после выборов.

Деньги фонда действительно помогли избежать госдефолта и коллапса финансовой системы в первый год кризиса. Однако помогать дальше одному из кандидатов, который с большой вероятностью может и не выиграть предстоящие выборы, международные кредиторы, очевидно, сочли слишком рискованным для себя занятием.

Андрей НОВИЦКИЙ

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
[2009-11-16 16:57:24] [ Аноним с адреса 212.26.134.* ]

МВФ правильно сделал, что ушел. Он уже дал нам в долг столлько денег, сколько мы не сможем вернуть. Так зачем давать больше? Мы "без пяти минут" его рабы....

[2009-11-14 11:32:11] [ Аноним с адреса 94.178.163.* ]

Аргументы доктора геолого-минералологических наук имели бы смысл, если бы он занимался повышением эффективности угледобычи. Однако здесь до сих пор похвастаться нечем; если бы в металлургии повсеместно внедрялась непрерывная разливка стали; если бы создавались заводы-автоматы. А так ЛОЖЬ, П....ЖЬ, и ПРОВОКАЦИЯ. Ну хоть бы в одном регионе ( например в Донецкой области) показали свою суперэффективность КРИЗИС-МЕНЕДЖМЕНТА. Демагогическое повышение соцстандартов срывает всяческие маски ПРОФФФЕСИОНАЛОВ. Что касется долгов: нужно просто работать а не П....ТЬ!

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.