Парламентская ассамблея Совета Европы 10 апреля приняла резолюцию №2217, посредством которой пророссийское лобби, как сообщалось, в первую очередь в лице представителей Германии и идущих в кильватере делегатов из Финляндии и Нидерландов, пыталось обеспечить предпосылки для создания более сложного механизма введения санкций в отношении делегаций. А именно: изменить регламент с помощью положений, ограничивающих полномочия и независимость ПАСЕ в контексте введения санкций. Это бремя предлагалось разделить между Комитетом министров Совета Европы и Генеральным секретарем СЕ. Пост генсека, как известно, занимает Турбьерн Ягланд — известный сторонник возвращения российской делегации. В целом же, изменение правил и процедуры в перспективе обещало возвращение россиян в ПАСЕ. Соответствующий призыв в документе и так содержится, но, как известно, делегация РФ не намерена возобновлять работу в Ассамблее без отмены санкций.
За документ, основанный на докладе делегата из Нидерландов Тини Кокса, проголосовали 105 из 151 делегатов, присутствующих на сессии ПАСЕ, 30 — выступили против и еще 16 воздержались. Однако украинская делегация в ПАСЕ в сотрудничестве с коллегами из Великобритании, Польши и стран Балтии смогла добиться того, чтобы данная инициатива получила статус дополнительной к уже определенным в уставе процедурам. Право ПАСЕ налагать санкции осталось неизменным. Таким образом, Россия вернуться в Ассамблею, по словам члена украинской делегации, нардепа Борислава Березы, в июне не сможет. Сама же резолюция, как он выразился, является “ничтожным” документом, который не обеспечит возвращения россиян, однако создаст дополнительные процедурные проблемы и неопределенность.
В резолюции, в частности в пункте 9, идет речь о противостоянии вызовам, содействию безопасности в Европе, укреплении доверия к СЕ, и о том, как важно сохранить единство органа ради граждан Европы. В подпунктах содержатся следующий призыв к России: сформировать делегацию и начать платить взносы (долг РФ перед СЕ достиг 32 млн евро). В противном случае Россию ожидает исключение из Совета Европы, что повлечет за собой негативные последствия для граждан РФ. Здесь имеется в виду потеря доступа к механизмам Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Правда, нельзя сказать, что Москва будет так уж сильно переживать из-за этого, учитывая, что российские суды могут не признавать решения ЕСПЧ.
Но. В документе все же есть подводные камни. Во-первых, отмечается, что выход России из СЕ грозит “геополитическими последствиями”, то есть “больно” будет не только россиянам, но и Европе. Во-вторых, указывается необходимость вести диалог с “заинтересованной страной” и непосредственно детально прописана процедура того, как этот диалог должен вестись.
В-третьих, даже в таком виде резолюция дает России возможность получить определенные политические дивиденды — выжать максимум из документа в рамках своей информационной кампании. Чем в Москве занялись еще вчера. Да, в России в ответ на принятие резолюции потребовали снять санкции, а содержащийся в документе призыв вернуться и платить взносы, в частности вице-спикер Госдумы Петр Толстой, назвал “ультиматумом”. Но в то же время и он, и замглавы комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа подчеркивают, что Россия готова к диалогу. Параллельно же в информпространство вновь вводится следующий посыл: ПАСЕ на самом деле хочет найти выход из кризиса, но тому активно сопротивляется “истеричное меньшинство во главе с Украиной и Великобританией”.
В-четвертых, важно отметить, что ПАСЕ не поддержала поправку №17, внесенную делегатами из Великобритании, Литвы, Австрии и Сербии. В ней предлагалось в конце первого пункта резолюции добавить следующее предложение: “Общие ценности и принципы Совета Европы в некоторых из 47 государств-членов находятся под угрозой, что делает более чем когда-либо необходимым обеспечение того, чтобы Совет Европы мог защитить себя и ввести эффективные санкции против таких нарушителей”. Эта поправка, как видим, намекала на ужесточение санкций в отношении РФ. За нее проголосовали 44 делегата, включая украинцев, против — 97, воздержались — 5.
В целом же, как заметил нардеп Георгий Логвинский, принятие пресловутой резолюции может потенциально создать “возможность для возможности” отмены антироссийских санкций и возвращения россиян в ПАСЕ. При этом, естественно, Москве не придется выполнять свои обязательства перед СЕ. И РФ продолжит использовать, по словам Березы, “некоторые заложенные в резолюцию механизмы”. Хотя это будет очень трудно, добавил украинский депутат. Поэтому Россия попытается добиться успеха через Комитет министров — орган Совета Европы, в состав которого входят главы МИД стран-членов или их заместители, и принимающий рекомендации, готовящий тексты конвенций и соглашений, контролирующий выполнение решений ЕСПЧ. Комитет собирается раз в году — в мае или ноябре. И следующая сессия состоится 17 мая, но не в Страсбурге, как обычно, а в Хельсинки.
“Сейчас наши враги, — отмечает в комментарии “Прямому” Береза, — действительно перейдут к другому этапу — они хотят получить поддержку от Комитета министров Совета Европы. А там интересно. Там благодаря нашим дипломатам и коллегам нет консенсуса для того, чтобы принять такое решение”. Однако даже если Россия уйдет ни с чем с заседания Комитета министров, то это не значит, что она прекратит попытки вернуться в ПАСЕ.
И определенные риски сохраняются. Ведь после Комитета министров, а именно: 24 мая в Париже будет заседать Постоянная комиссия (Standing committee). Это орган, который работает в перерыве между сессиями ПАСЕ и как бы временно подменяет Ассамблею, собираясь дважды в год. В сессиях Постоянной комиссии участвуют члены Бюро и руководитель национальных делегаций. Постком имеет право, например, менять регламент, принимая по поручению ПАСЕ резолюции и рекомендации.
В России помнят об этой возможности протолкнуть нужные решения. Глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий 10 апреля заявил, что вышеупомянутый доклад Кокса может рассматриваться как первый шаг к возможному рассмотрению на Посткоме. “Если это произойдет, откроется дверь к нашему полноценному, полнокровному возвращению в Парламентскую ассамблею Совета Европы, хотя здесь будет еще одна регламентная закавыка — как правило, полномочия страновых делегаций в Страсбурге утверждаются один раз в год в январе, но, думаю, что, совершив такие титанические усилия по возврату российской делегации, Парламентская ассамблея с этой технической закавыкой справится”, — добавил Слуцкий.
Отсюда можно сделать следующий вывод: Украина вчера выиграла у пророссийского лобби и, собственно, России тяжелое сражение, но война еще не выиграна, поскольку РФ будет пытаться вернуться, как бы презрительно о Совете Европы не отзывались в Москве. И инструменты, включая легальные, для реализации цели у России еще имеются.