Надо признать, что текст декларации не очень конкретный, в нем отсутствует даже название будущего газопровода. Однако из самого текста понятно, что речь идет о проекте Eastring. Для многих это ничего не значит, но для тех, кто знает принципы работы в рамках ЕС и между этими странами, подписанная декларация — очень важный сигнал.
Достаточно вспомнить, что впервые идею и название Eastring представитель словацкого транзитного оператора Eustream публично представил в конце ноября прошлого года на Центральноевропейской энергетической конференции в Братиславе. Через полгода эта идея вошла в специальный меморандум заинтересованных государств — это очень неплохой результат.
Особенно если в итоговом меморандуме самого саммита Восточного партнерства прямо говорится о поддержке проекта южного газового коридора, причем Eastring своим маршрутом и логистическим назначением — быть связующим звеном Балкан с Центральной и Северо-Западной Европой — попадает прямо “в яблочко” этой идеи.
Документы из Риги пришли вовремя, так как продолжается интрига вокруг возможности начала реализации “Газпромом” (а точнее — Кремлем) проекта Turkish stream.
Как раз перед саммитом Восточного партнерства объединение операторов газопроводов EU ENTSOG подготовило список потенциальных проектов развития газовой инфраструктуры на Юго-Востоке Европы до 2020 года. В этот список включен не только Eastring, но и проект Tesla, который является прямым продолжением Turkish Stream по территории Греции, Македонии, Сербии и Венгрии.
Сроком сдачи в эксплуатацию отдельных национальных участков Tesla указаны 2018-19 годы, что не только прямо конкурирует с Eastring, но и попадает точно в график планов “Газпрома” по закрытию транзита через территорию Украины и открытию турецкого газопровода.
Список ENTSOG не является окончательным решением. Это решение принимают органы Евросоюза, в том числе — по возможному финансированию этих проектов. При этом главная слабость Tesla — в его активе лишь российский ресурс газа. Другая слабость — он идет по территории двух стран, которые до 2020 года не станут членами ЕС. При этом эти страны в связи с планами вступить в ЕС должны внимательно прислушиваться к политическому мнению Брюсселя. Впрочем, не следует забывать, что этот проект имеет серьезную поддержку со стороны операторов Греции и Венгрии.
В этой связи и для сторонников, и для оппонентов проекта Tesla очень интересны высказывания посла Турции в Москве. На прошлой неделе он заявил, что никаких договоров относительно строительства трубы из РФ в Турцию до сих пор не подписано, а страны пока еще “не достигли стадии начала проекта”.
“Наверное, сегодня будет неправильно назвать в качестве дат запуска газопровода конкретно 2016 или 2017 годы”, — сказал посол Умит Ярдым.
Также стоит напомнить, что глава “Газпрома” Алексей Миллер ранее утверждал, что начало ввода в эксплуатацию газопровода “Турецкий поток” запланировано на декабрь следующего года и что морская укладка “Турецкого потока” на мелководном участке начнется в первой декаде июня — то есть уже в ближайшие дни.
Заявление турецкого дипломата не только открывает занавес над реальным состоянием проекта. Оно еще и является посланием для “Газпрома” и Кремля, а также для ЕС и Украины.
Турки не готовы играть роль “троянского коня” для газовых планов России.
Слова посла соответствуют заявлениям турецких политиков во время визитов в Европейский парламент или в Еврокомиссию. Приоритетом для Турции остается открытие транспортного газового пути из Азербайджана в Европу, используя уже строящийся газопровод TANAP. При этом на позицию Анкары в отношении российского проекта влияют и исторические отношения Турции и Греции.
С другой стороны, не следует быть наивным — российский проект газопровода через Черное море в пригород Стамбула выгоден Турции. Однако эта выгода вероятна лишь при условии, что она будет отображаться в существенном снижении долгосрочной цены на газ, и при этом не будет разрушать связи Турции с Азербайджаном, а точнее — не заблокирует поставки азербайджанского газа в ЕС, а также в случае, если этот проект не приведет к укреплению экономики и политического влияния Греции.
Для Украины и Словакии очень важно, что Рижская декларация прямо говорит о поддержке украинской газотранспортной системы.
“В сфере транспорта участники саммита подчеркнули важность обеспечения эффективных и безопасных транспортных связей между ЕС и восточноевропейскими партнерами, выразили поддержку улучшения логистических систем, в том числе морских магистралей и расширения сотрудничества между железнодорожными коридорами. Они надеются на дальнейшую работу по обновлению и оптимизации перечня приоритетных проектов и устранение инфраструктурных и неинфраструктурных узких мест для улучшения транспортного сообщения между ЕС и его партнерами по Восточному партнерству благодаря дальнейшим инвестициям и повышению приграничного сотрудничества в транспортной сфере до следующего саммита”.
В Украине, возможно, недооценивают эту часть заявления. Однако это стратегически ключевой момент, который позволяет Украине подключиться к проекту Eastring, и благодаря ему наращивать поставки газа из Европы, причем — не только реверсные.
Благодаря поддержке ЕС Украина сможет и в дальнейшем обеспечить транзит российского газа в ЕС, одновременно интегрируясь в газовый рынок Евросоюза.
Для достижения этой цели Украине необходимо продолжать прагматичную и последовательную газовую политику.
В рамках консультаций между Украиной и Словакией, состоявшихся накануне Рижского саммита, я призвал наших украинских друзей и представителей “Нафтогаза” начать реальную техническую подготовку украинской газотранспортной системы к ситуации, которая может сложиться после 2018 года. К этому году “Газпром” хочет прекратить оплачивать транзит газа через территорию Украины. Поэтому “Укртрансгаз” мог бы предложить европейским трейдерам технически стандартные условия для покупки сибирского газа прямо на украино-российской границе.
На мой взгляд, эта задача должна стать стратегической целью модернизации украинской газотранспортной системы. Она должна быть в состоянии предоставлять услуги трейдерам, которые хотят продавать на украинском рынке газ из Европы или с Балкан, и одновременно транспортировать российский газ для европейских трейдеров или для “Газпрома”, если он в силу реалий после 2018 года с этим наконец согласится — но уже на условиях, выгодных “Укртрансгазу”.
Это общий вызов для украинского, а также и для словацкого операторов транспортной системы.
Для словацкой Eustream частью этой стратегии, несомненно, является и проект газопровода Eastring, а также повышение транспортных возможностей ключевого узла словацкой транспортной системы, треугольника между границами с Чехией и Австрией. Здесь уже сейчас, благодаря украинскому реверсу и повышенной транспортировке газа между Германией и Восточной Европой, мощность системы загружена до максимального уровня.
Время и рынок не ждут. Позитивная декларация саммита не станет сама себя реализовывать; также не стоит рассчитывать на повторение аномально теплой зимы или на то, что наши проблемы решат за нас.
Будущие объемы транзита газа через наши страны зависят лишь от нас самих и от наших нынешних действий.
Карел ХИРМАН, советник по энергетическим вопросам премьер-министра Словакии в 2010-2012 годах Иветы Радичовой
Что скажете, Аноним?
[19:13 22 ноября]
21:10 22 ноября
18:30 22 ноября
18:20 22 ноября
18:10 22 ноября
17:20 22 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.