Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Двойной форсаж

[10:48 10 марта 2009 года ] [ Деловая столица, №10, 10 марта 2009 ]

Украинские и российские моторостроители поделят права на двигатель.

Запорожское моторостроительное КБ “Ивченко Прогресс” договорилось с российскими партнерами объединить усилия по созданию форсажного турбореактивного двигателя АИ-222-25 для учебно-тренировочного самолета Як-130 и о совместных правах на производство этих моторов. Учитывая, что россияне планируют изготовить не одну тысячу таких машин, роялти конструкторов может вылиться в кругленькую сумму.

В прошлом году отечественные моторостроители сетовали на нежелание российских военных подписывать госакт испытаний украинского двигателя для самолета Як-130. Формальная причина — неурегулированные права интеллектуальной собственности на разработку запорожского КБ. Однако на прошлой неделе генеральный конструктор ЗМКБ Федор Муравченко сказал, что они договорились с российскими партнерами об авторских правах на свою разработку. “Мы создаем этот двигатель по строго согласованной с правительством РФ кооперации, определен перечень документации, которая передается на их предприятия, — утверждает генконструктор ЗМКБ “Ивченко Прогресс”. — Россия будет иметь документацию на производство АИ-222-25, а наше КБ — роялти от этого двигателя”.

Таким образом, правами на серийное производство двигателя АИ-222-25 будут обладать федеральное государственное предприятие “Салют” и корпорация “Ивченко”, в которую входят ЗМКБ “Ивченко Прогресс” и ОАО “Мотор Сич” (оба г. Запорожье). Правда, руководитель КБ не сообщил, сколько именно предприятие заработает на каждом моторе. По данным, размер роялти может достигать 17% от стоимости готового изделия. То есть с каждого укомплектованного двумя двигателями самолета класса Як-130 запорожские конструкторы смогут зарабатывать несколько сотен тысяч долларов. Если учесть, что общая потребность мировой авиации в самолетах такого класса оценивается в 2,5 тыс. единиц и хотя бы на некоторых из них будут стоять запорожские двигатели, корпорация “Ивченко” будет обеспечена заказами на многие годы.

Конкурс на создание учебно-тренировочного самолета нового поколения был объявлен еще под занавес существования СССР, и конструкторы Як-130 выиграли его у МиГ-АТ. Но реализация этого проекта шла с переменным успехом. Сначала правительство РФ договорилось об участии в создании Як-130 итальянской компании Aermacchi: в обмен на финансирование изготовления бортового оборудования для УТС итальянцы поделили пополам с ОКБ им. Яковлева права на документацию. Но в 2001 г., простив россиянам долг в 77 млн долл , Aermacchi решила начать собственное производство самолета М-346, схожего с Як-130. А в прошлом году ВВС РФ затягивали подписание акта испытаний двигателя, опасаясь, что после вступления Украины в НАТО права на него останутся в Запорожье.

Хотя ясно, что именно московский “Салют” постарается снять сливки с первых заказов на Як-130, украинские моторостроители предполагают, что их двигатели будут поставляться не только для потребностей России, но и в другие страны, которые захотят иметь самолеты подобного класса. В первую очередь такой страной может стать Китай. По словам Федора Муравченко, при создании семейства двигателей АИ-222 ЗМКБ “Ивченко Прогресс” получило беспрецедентно сложное техническое задание: необходимо было, чтобы мотор подходил одновременно для истребителей, перехватчиков, бомбардировщиков и учебно-тренировочных сверхзвуковых самолетов. Сейчас запорожские моторостроители говорят, что им удалось создать такой двигатель.

Самолеты для внутреннего использования россияне планируют выпускать на Нижегородском авиазаводе “Сокол”, а экспортные — на мощностях корпорации “Иркут” в Иркутске. На сегодняшний день известно о 62 Як-130, заказанных ВВС России, и 16 — ВВС Алжира. Кроме того, самолет включен в тендерное предложение для ВВС Малайзии, где будет конкурировать с британским Hawk и итальянским Aermacchi.

Ярослав ДМИТРЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.