Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Дорожная карта для фондового рынка Украины

[15:32 13 апреля 2012 года ] [ UBR, 12 апреля 2012 ]

Рынки капитала под влиянием кризиса претерпели существенные изменения. Правила, еще вчера казавшиеся нам единственно верными и понятными, сегодня таковыми не являются.

Так, 2011 год стал для рынков капитала годом структурных изменений: рынки оказались в условиях сильной неопределенности и, практически, утрачена привычная система индикаторов и бенчмарков. В результате рынки стали критически восприимчивы для негативного новостного потока, а также в высшей степени политизированными. Заявления, а, в определенных ситуациях, и их отсутствие, со стороны лидеров мнений (политических и государственных деятелей, глав финансовых институтов и др.) приводят к резким ценовым изменениям. Даже позитивные новости не воспринимались игроками рынка с должным уровнем оптимизма, на рынке доминировал пессимизм.

Факторы зависимости

Фондовый рынок в 2012 году продолжает находиться в зоне влияния структурных факторов, характерных для предыдущего года. Украинские индексы стали менее коррелируемыми с мировыми фондовыми индексами: рост индексов на мировых рынках не обеспечивает безусловный рост национальных индексов. Ситуация на фондовом рынке Украины осложняется и рядом внутренних факторов. Украинский рынок ценных бумаг находится в жесткой зависимости от настроений иностранных инвесторов (преимущественно спекулятивного сегмента) при отсутствии поддержки внутренними инвестиционными ресурсами. Такая зависимость приводит к повышенной волатильности и резким колебаниям индексов, ценовым колебаниям, зачастую вопреки внутреннему информационному фону. Изменить такую ситуацию можно только через увеличение доли внутренних инвесторов. Данный фактор обусловил смещение приоритетов НКЦПФР на внутреннего инвестора.

Недельный обзор фондового рынка: четыре неизвестных

На данном этапе развития фондовый рынок Украины исчерпал “приватизационный импульс”, полученный во время массовой приватизации. Эмиссии акций преимущественно осуществляются в виде дополнительных эмиссий, а не первичных размещений. Новых инвестиционных историй на рынке акций и облигаций в Украине нет. В Украине в большинстве случаев эмитенты раскрывают информацию и реализуют корпоративные процедуры формально, оценивая главным образом риски штрафных санкций регулятора. При этом фондовый рынок как таковой не рассматривается эмитентами как источник капитала.

Обобщенная характеристика эмитентов:

• акционерные общества, имеющие организационно-правовую форму “публичные”, де-факто таковыми не являются;

• восприятие эмитентами биржи как дополнительной “надстройки”, неэффективного посредника между ними и поставщиками капитала: “биржа — для торговцев, а не для эмитентов”;

• отсутствие практической возможности соответствия эмитента текущим требованиям биржевого листинга (например, убыточность банков при обязательности листинга для публичных АО);

• отсутствие ресурсной базы для реализации и поддержки публичности АО (человеческие ресурсы, финансирование, методология);

• невосприятие публичного размещения ценных бумаг эмитентом как источника финансирования его финансово-хозяйственной деятельности;

• непонимание (нежелание) менеджмента АО работать в условиях open-space, когда все решения (в т.ч. управленческие) имеют оценку рынка (через рыночную стоимость ЦБ);

• недооценка значимости фактора рыночной капитализации АО;

• неготовность изменения информационной политики АО во исполнение Закона об акционерных обществах;

• низкий уровень корпоративного управления в большинстве АО, невосприятие корпоративного управления как экономического фактора ведения бизнеса.

Мы видим значительный разрыв качественного уровня корпоративной культуры между эмитентами разных групп. Почему это так? Нет спроса внутренних институциональных и розничных инвесторов на уровень корпоративной культуры, нет системы стимулирования со стороны регуляторов к повышению уровня прозрачности эмитента (упрощенные процедуры регистрации, налоговое стимулирование). Методологическая и нормативная база не соответствует текущей рыночной ситуации, инициативы участников рынка и НКЦБФР не реализуются в необходимом объеме в нормативном и законодательном поле. Рынок не имеет инфраструктуры, обеспечивающей “память рынка” относительно действий недобросовестных эмитентов.

Со своей стороны, профессиональные участники рынка сетуют на низкий уровень ликвидности, недостаток инструментов, отсутствие новых инвестиционных историй (новых качественных эмитентов). При этом, уровень прозрачности ведения бизнеса профессиональными участниками, как правило, оставляет желать лучшего. В определенном смысле мы можем говорить о сжатии рынка: значительно сократился объем торгов, сократился объем задепонированных в депозитарии средств, сокращается перечень эмитентов индексной корзины, уходят с рынка компании, профессионалы, эмитенты. Имеет место определенный конфликт интересов между группами профессиональных участников рынка: отсутствует консолидированная позиция относительно понимания построения и последующего направления развития рынка.

Государство как фактор развития

В значительной мере мощным толчком для развития рынка ценных бумаг в России стала позиция государства: консолидируется позиции регуляторов, создаются условия, стимулирующие компании развивать корпоративное управление в соответствии с лучшими практиками. Причем структурные изменения проводятся как в государственном секторе (например — программа замещения в советах директоров государственных чиновников на независимых директоров), так и в секторе частных компаний: переход от ОАО и ЗАО к иной типологии — публичные и непубличные компании.

Украина и украинские компании имеют значительный нереализованный инвестиционный потенциал. Нам предоставлена уникальная возможность переосмыслить, проанализировать созданную в докризисный период инфраструктуру национального рынка ценных бумаг, понять и оценить ее сильные и слабые стороны, разработать и реализовать стратегию преобразований фондового рынка, направленную на его совершенствование и развитие. В Украине сейчас предпринимаются первые шаги по построению цивилизованного эффективного фондового рынка как неотъемлемой части социально-экономического государства. Как известно, в настоящее время ожидает подписи Президента Украины Программа развития фондового рынка Украины. Программа закладывает концептуальные основы на базе которой необходимо расставить приоритеты, сформировать “дорожную карту” для рынка ценных бумаг Украины.

Развитие в Украине рынка интернет-трейдинга и предстоящее изменение системы пенсионного страхования обусловливает необходимость создания инфраструктуры, ориентированной на частного инвестора — обеспечение оперативной и достоверной информацией о торгах (в т.ч. биржевых курсах), корпоративных новостях эмитентов. Биржевые операции связаны с повышенным риском финансовых потерь вследствие нерешенности проблемы получения инвесторами широкого спектра оперативной и достоверной рыночной информации, о текущих ценах, котировках, прогнозах отраслевой конъюнктуры, корпоративных событиях и иной информации об эмитенте и ценных бумагах, неравного доступа к информации между торговцами (предупреждение манипулирования и инсайдерской торговли).

Как продать или купить корпоративные права

“Дорожная карта”

Рынок ценных бумаг Украины требует серьезных инфраструктурных изменений, реализации “дорожной карты”:

• консолидации позиции регуляторов, государственная поддержка законодательных и нормативных инициатив участников рынка;

• пакета мер стимулирования публичных размещений на биржевом рынке: упрощенная процедура регистрации выпусков ценных бумаг для эмитентов, имеющих высокий уровень корпоративного управления и для эмитентов облигаций, полностью и своевременно выполнивших обязательства по ранее выпущенным облигациям; изменение концепции листинга ценных бумаг (в т.ч. введение критерия наличия минимального уровня акций в свободном обращении для ПАО);

• пакета мер валютного регулирования: изменение политики НБУ по отношению к рынку ценных бумаг (внесение изменений в Декрет о валютном регулировании, Инструкции об открытии счетов (в части регулирования режима счетов нерезидентов-инвесторов) и др. в части исключения операций с ценными бумагами из сферы индивидуального лицензирования, упрощения расчетных процедур с участием нерезидентов;

• обеспечения возможности “очистки рынка” от компаний, которые не могут соответствовать требованиям, применяемым к акционерной форме;

• реализации программ двойного листинга для компаний с активами в Украине (программы двойного листинга будут содействовать распространению лучших практик в сфере корпоративного управления и отношений с инвесторами среди украинских эмитентов);

• пакета мер по обеспечению прозрачной системы учета прав собственности на ценные бумаги, включая институт “центрального депозитария”;

• реформирования рынка корпоративных облигаций: введение института “совета облигационеров”, пакет мер по предупреждению вывода активов, введение регистрационной процедуры, учитывающей инвестиционную историю эмитента; введение “биржевых облигаций”.

Оксана ПАРАСКЕВА, советник Investor Relations Agency

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.