Юрий Андрухович даже предложил отделить юго-восточные области от Украины (Правда, ему уже все всё объяснили. — Ред.).
Основные источники инфернально-пролетарских влияний на современность заведено искать в промышленном комплексе Донбасса, который зримо и веско напоминает о пафосном советском прошлом края и его “трудовых победах”.
Однако, как оказывается, что это колоссальное нагромождение железа, бетона и угля может быть ресурсом инновационного развития, а индустриальному наследию вполне возможно придать новое качество, подойдя к нему с пониманием и креативностью. В результате получаем огромную площадку творческих экспериментов, способных не только изменить мрачный имидж Донецка, но и посодействовать закреплению Украины на культурной карте Европы как государства с динамической современной культурой.
Основания для таких надежд дают первые шаги только что представленного в Донецке Международного благотворительного фонда “Изоляция. Платформа культурных инициатив” и одноименного арт-центра, созданных по инициативе мецената Любови Михайловой. Частью проекта стала международная конференция “Культурная конверсия: новая жизнь индустриального прошлого”.
Новый художественный комплекс расположен на территории АО “Изоляция”, которое в свое время специализировалось на производстве теплоизоляционных материалов, а теперь переживает непростой период перехода от индустриальной к постиндустриальной эре.
Старые промзоны с пафосом коллективного труда, конвейерной дисциплины и механистической отстраненностью до известной степени являются антитезой для арт-среды, которая немыслима без творческой свободы, эмансипации личности, гибкости и спонтанности. Между тем, сама арт-среда может оказаться спасительной инъекцией для индустриальных великанов, порожденных сверхгосударствами и отброшенных на обочину современности в условиях глобальной конкуренции. Кроме того, художественное вмешательство в промышленное пространство сочетается с уважением к индустриальному наследию, ведь современные девелоперы, получив в свое распоряжение старые предприятия, нередко действуют по пролетарскому принципу “до основанья, а затем...”, создавая стандартизированные бизнес-центры или торгово-развлекательные комплексы. В результате, памятники промышленной эпохи очень скоро могут остаться разве что на фотографиях.
С другой стороны, именно в циклопических масштабах промзон сполна могут реализоваться те качества искусства, которые в классических институтах остаются нераскрытыми и невостребованными. Прежде всего, речь идет о способности к преобразованию предметной среды — в отличие от традиционных функций искусства создавать иллюзию предметности и декорировать поверхности. Изменение символических кодов городской среды — еще одна важная функция искусства, которая часто использовалась в политических целях. Но именно переосвоение промзон дают возможность искусству дистанционироваться от политики и рыночной коньюнктуры и сосредоточиться на создании смыслов.
Собственно, в этом и заключается смысл такого явления, как культурная конверсия, которая стало одним из признаков постиндустриальных преобразований в мире, где отныне наравне со “старыми добрыми” товарами: машинами, сырьем, продуктами питания активно продаются идеи и впечатления.
Если для Украины проблема возрождения и креативной перестройки промышленных зон и целых промышленных регионов еще остается экзотикой, то для многих европейских стран это, в известной мере, уже история. Достаточно вспомнить Великобританию, где в начале 90-х на правительственном уровне была принята и распространена концепция творческой индустрии и город Ливерпуль стал пилотной площадкой для этих нововведений. Ныне это признанный в мире креативный город. Или обратиться к опыту Рурского бассейна Германии. Здесь на месте предприятий топливной и химической промышленности, черной металлургии, которые постепенно закрывались, возникли музеи и культурные центры, концертные залы и целые кварталы предприятий творческой индустрии.
Творческие процессы проходят синхронно с введением новых технологий, и это позволяет экономить ресурсы и реанимировать окружающую среду. А там, где возрождается экология, возобновляются и социальные структуры общества.
Участники презентации проекта “Изоляция” в Донецке имели возможность узнать обо всех этих и многих других аспектах реабилитации промзон что называется из первых уст. Программа конференции состояла из немногочисленных, но обстоятельных докладов практиков европейской культурной конверсии.
Например, Ульрих Борсдорф, директор музея Цехе Цольферайн (Германия) рассказал, как бывший шахтный и горно-обогатительный комплекс Цольферайн стал признанным памятником мирового значения ЮНЕСКО.
Французский архитектор Таня Конко, лауреат многих престижных международных премий, которая работает в Париже и Амстердаме и является специалистом в сфере городского планирования и рекреации городской среды поделилась соображениями о том, как промзона может превратиться в привлекательного соседа. Рецепт, в принципе, простой: прежде всего, необходимо учесть образ жизни и мышления жителей кварталов, на которых влияет новая застройка, провести с ними не одну дискуссию, найти точки соприкосновения ценностей и привычек.
Президент ассоциации “Trans Europe Halles” Эрик Бакер, представил опыт развития сетевого партнерства — возглавляемый им фонд является одной из активнейших европейских организаций, которая собрала под своей крышей более пятидесяти независимых мультидисциплинарных культурных центров, расположенных в бывших индустриальных объектах.
Арт-критик из России Екатерина Деготь куратор выставки украинского искусства “Якщо” в Перми добавила, как она сама выразилась, ложку дегтя к теме о роли культурной индустрии в снятии “проклятия индустриализации”. Подводные камни этого не такого простого в реальности процесса она очертила на примере “Первой Уральской индустриальной биеналле”, которую ей пришлось курировать.
После этого украинские эксперты в режиме круглого стола обсудили перспективы культурной конверсии в Украине и, в частности, в Донецке. В целом, все участники согласились с мыслью о необходимости и актуальной экспансии культуры на угасающие промышленные объекты, однако отсутствие позитивного опыта конверсии склоняло участников дискуссии к определенному скепсису.
Скажем, пример “Мистецького арсеналу” засвидетельствовал, что крайне недостаточно даже таких мощных рычагов, как политическая воля и большие деньги. Более того, при отсутствии четкой концепции, навыков проектного менеджмента и желании любой ценой угодить “высокому начальству” такая экстенсивная реабилитация очень быстро оборачивалась побочными последствиями в виде коррупции, низкого качества работ, нарушения сроков, разочарования общества.
Впрочем, что касается проекта “Изоляция”, то “пятилетка в три года” как частная инициатива ему не угрожает. Кроме того, к сильным сторонам проекта относится профессиональная команда, открытая к диалогу и объединенная общей миссией. Лицом и мозгом проекта на сегодняшний день являются: Людмила Гарбуз, Анастасия Буцко, Антон Потиха, Виктория Иванова, Алина Ермолова и др.
Проблематичным моментом может оказаться взаимодействие вновь созданного арт-центра с местной культурно-художественной средой, которая в шахтерском крае является такой себе “целиной непаханой” по отношению к актуальному искусству. Ведь так сложилось, что тяжелый труд и острая потребность в развлечениях, которые бы отвлекли от надоевшей повседневности, ощутимо отразились на характере донетчан.
Другое дело, что именно “Изоляция”, возможно, и призвана стать своеобразным проводником между Городом и Миром, и в конечном итоге стать своеобразным “племенным хозяйством” для появления местной генерации актуальных художников, кураторов, критиков и, конечно, ценителей.
А еще, именно “Изоляция” и имеет шанс стать тем самым позитивным примером, которого не хватает, чтоб конверсия приобрела характер “цепной реакции”. Для этого инициаторам проекта придется решить и проблему целевой аудитории, и как побуждать потенциальных ценителей современного искусства время от времени посещать арт-центр, расположенный на окраине города, куда практически невозможно добраться общественным транспортом.
Обнадеживает ударение на ландшафтный дизайн и экологию, сделанный архитектурной командой проекта. Британские зодчие Рик Роубосем и Кристс Эрнстон предложили решение, по которому расположенный на территории завода террикон превращается в парковый комплекс с экспозицией пространственных кинетических объектов и колоссальной обзорной площадкой. Промышленный цех, загроможденный старым железом, уже сейчас превратился в чистое и строгое помещение с пропорциями, которые напоминают об идеалах баухауза. Расположенные по центру зала стены для картин и графити входят в ритмично-визуальное взаимодействие с дверными и оконными прорезями и архитектурными пропорциями здания, обнаруживая его скрытую красоту.
Именно здесь в течение августа и первой половины сентября группа молодых украинских художников под руководством берлинского куратора Адама Нанкервиса создала ряд художественных объектов, в которых угадывается причудливый и мощный “гений места”, который стремится освободиться из “титановой” кузницы темных недр и добиться нового качества в искусстве.
Николай СКИБА
Что скажете, Аноним?
[07:10 27 ноября]
[18:18 26 ноября]
[13:40 26 ноября]
08:30 27 ноября
07:50 27 ноября
07:30 27 ноября
19:30 26 ноября
19:15 26 ноября
18:00 26 ноября
17:50 26 ноября
17:40 26 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.