Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Что останется в Киеве после Черновецкого

[10:25 06 ноября 2009 года ] [ Комментарии, 6 ноября 2009 ]

Киев оказался в парадоксальной ситуации: бюджет делового центра страны уже давно не может свести концы с концами.

Одна из причин этого — не имеющее аналогов по своим масштабам разбазаривание принадлежащего городу имущества.

Уплывшие активы

Список предприятий, которых столица лишилась за время правления Леонида Михайловича, логичнее начинать с банка “Хрещатик”. Именно в нем экс-мэр Александр Омельченко в свое время попытался воплотить хрустальную мечту любого градоначальника — иметь коммунальное финучреждение. Наличие собственного банка позволяло в любой момент оформить выгодный кредит для решения насущных задач общины, и не только. К тому же этой структуре был гарантирован стабильный доход за счет обслуживания крупнейших коммунальных предприятий столицы. Что подтверждают данные Нацбанка: в середине 2006 года ОАО КБ “Хрещатик” в рейтинге НБУ занимал 18-е место среди 166 работающих в стране банков. Нынешний финансовый кризис во многом оправдывал бы тогдашнее решение Леонида Михайловича избавиться от муниципального банка. Но лишь в том случае, если бы он тогда был продан по рыночной цене. В действительности же в этом случае была использована классическая схема рейдерского захвата предприятия. Сперва (после прихода к власти Черновецкого) было полностью заменено руководство финучреждения, в которое пришли приближенные к новому мэру люди. А через два месяца, в августе 2006 года, принято решение о проведении дополнительной эмиссии, в результате которой капитал финучреждения должен был быть увеличен в 2,2 раза для развития его инфраструктуры. Поскольку Киевсовет не смог утвердить решение о выделении из городской казны 148,5 млн. грн. для выкупа акций дополнительной эмиссии, доля города в уставном капитале банка была уменьшена с 51,2 до 23%. А новыми хозяевами “Хрещатика” стали компании, связанные с Андреем Ивановым и Василием Хмельницким, до проведения допэмиссии владевшие небольшими пакетами акций. По оценкам специалистов, на тот момент контрольный пакет акций банка оценивался в $1 млрд., а ушел фактически за 148,5 млн. грн.

Примерно по такому же пути с благословения мэра пошли близкие к господам Иванову и Хмельницкому компании для лишения Киева контролируемого хлебообеспечения. ЗАО “Хлеб Киева”, в котором объединились хлебзаводы ОАО “Киевхлеб” и структуры “Киевмлына”, было создано еще при предыдущем мэре Александре Омельченко. Однако в середине 2006 года контрольный пакет города в ЗАО “Хлеб Киева” был размыт в результате допэмиссии, бумаги которой город опять отказался выкупать. На сегодня холдинг занимает 60% столичного хлебного рынка. Однако контроля над ним городская община не имеет. Поэтому цены на хлеб для горожан растут практически ежеквартально.

Одной из главных потерь эксперты считают утрату контроля над энергетическим сектором. Решение об объединении компаний “Киевэнерго”, “Киевгаз” и “Киевводоканал” в единое ЗАО “Киевэнергохолдинг” было приняло еще в середине 2004 года, тем самым экс-мэр готовил для себя запасной аэродром на тот случай, если на президентских выборах победит не “его” кандидат. Однако постепенная интеграция Омельченко в “оранжевые” процессы привела к тому, что одним из последних своих решений он даже пытался отменить создание холдинга, но так и не успел довести начатое до конца. Его преемник не преминул воспользоваться доставшейся возможностью использовать уже готовую к употреблению схему вывода энергопоставляющих компаний из-под контроля города. Учредителями ЗАО выступили Киевсовет (61%) и кипрские компании Zarova Ltd (20%) и Densec Ltd (19%). Последние совместно владеют и 28% акций “Киевэнерго”. Город вступил в объединение своими акциями (пакеты “Киевводоканала” (67%), “Киевгаза” (60% + 1 акция) и “Киевэнерго” (12,73%)). Этот взнос был оценен в 230 млн. грн. В результате реорганизации ЗАО в ОАО в 2008 году 12,73% “городских” акций “Киевэнерго” сконцентрировала у себя еще одна офшорка — Trelodia Investments Limited. Корни операции, по мнению наблюдателей, ведут в СКМ Рината Ахметова.

Отсутствие контроля города над энергокомпаниями означает не просто выкачивание денег по экономически необоснованным тарифам (например, по оценкам Института города, стоимость гигакалории тепла в столице самая высокая в стране — около 600 грн., тогда как в среднем по Украине она составляет до 200 грн.), но и бесхозность инженерных сетей. “Главный канализационный коллектор изношен на 100%, срок его эксплуатации истек уже дважды, вторая его нитка, готовая на 85%, не достраивается, а потому не может быть введена в эксплуатацию. Если случится даже не очень большая авария и весь коллектор выйдет из строя, правый берег захлебнется фекалиями”, — прокомментировал ситуацию для директор Института города Александр Сергиенко. По его словам, коллектор, как и ряд других систем инженерных сетей города, — собственность города. То есть теоретически заниматься его ремонтом должны столичные власти. Но эксплуатируют сети частные компании, поскольку являются поставщиками ресурсов (воды, тепла, света и газа), которым невыгодно вкладывать деньги в реконструкцию, пока можно списывать на потери колоссальные суммы, закладывая их в тарифы для киевлян. “На сегодня половина из 4,5 тыс. км теплотрасс “переработали” на 25 и больше лет, чем положено. Ремонты проводятся только косметические и то во время подготовок к отопительному сезону. Если в начале двухтысячных годов в Киеве было 80 точек порыва теплотрасс, то сегодня уже более 1200”, — подсчитал Александр Сергиенко. Всего же, по оценкам критиков мэра, только на канализационных системах в 2008 году произошло около 15 тыс. аварий.

“В тариф на воду и тепло закладывают 15% потерь. То есть киевляне платят не только за ту воду, которая дошла до них, но и за ту, которая потерялась по пути. А поскольку в Киеве каждый седьмой кубометр теплоносителя питает землю, то деньги это немалые. Однако на самом деле никто не даст гарантию, что город теряет именно 15% воды. Возможно, эта цифра меньше, а энергетические монополисты перестраховываются себе в прибыль. Поэтому и экономия, и энергосберегающие технологии для них не имеют смысла. Например, в домах до сих пор не установили тепловые счетчики, которые уже давно закуплены за бюджетные средства”, — дополнил его руководитель Шевченковского района столицы Виктор Пилипишин.

Земля ушла за бесценок

Потери городского бюджета и столичной общины от непрозрачного отчуждения земельных участков, которые были отданы “бесплатно” или проданы за символические суммы, эксперты оценивают в 20 млрд. грн. По данным Главного контрольно-ревизионного управления, обнародованным в начале сентября 2009 года, город продал на аукционе только 233 га из 2,5 тыс. га, отчужденных за время правления Леонида Черновецкого. При этом только из-за договорной продажи (когда заведомо известен победитель конкурса) этих 135 участков киевский бюджет потерял более 2,1 млрд. грн. “Для сравнения: сметная стоимость трех станций метрополитена от “Лыбедской” на Теремки составляет чуть больше 2 млрд. грн. То есть за эти деньги, которые мы недополучили, можно было построить три станции метро”, — считает депутат Киевсовета от Блока Кличко Дмитрий Андриевский.

Схемы, по которым отчуждается земля в столице, — достаточно примитивны и вписываются в лазейки, предусмотренные земельным законодательством. Одна из них — заключение договоров о совместной деятельности частной компании с коммунальным предприятием или городской общиной. “Как пример можно привести реализацию участка в Протасовом Яру. Сначала создается ЗАО “Горнолыжная спортивная база Протасов Яр”, город в качестве акционера передает право пользования землей — 5,4 га. Затем чуть больше чем за 2,5 млн. грн. пакет акций города продается, и таким образом земля уходит частному предприятию, которое становится полноправным собственником этого ЗАО. При этом реальная рыночная стоимость данной земли — около 100 млн. грн. По похожей схеме была отчуждена земля киевского ипподрома. На 526 га город потерял как минимум 100 млн. долларов”, — объяснил Дмитрий Андриевский.

Александр Сергиенко считает, что даже если город решается на продажу земли на аукционе, подход этот в корне неправильный. “Классический пример — 113 га, которые продавались на Оболони. Никто же не продает такой огромный участок одним куском. Экономически выгоднее было бы поделить его на делянки по 20—50 соток. Во-первых, тогда бы нашлось гораздо больше покупателей и сложнее было бы организовать договорный конкурс. Во-вторых, цена была бы в разы выше. А так было всего три шага — от стартовой цены 860 млн. грн. до конечной — 1 млрд. грн. При стоимости земли в столице денег можно было бы выручить минимум вдвое больше”, — отмечает эксперт.

Деньги, закатанные в асфальт

По подсчетам, проведенным недавно параллельно японскими и российскими учеными, от стояния транспорта в пробках страна теряет до 2—4% ВВП. Вполне вероятно, что аналогично дела обстоят и у нас. Виной всему — состояние дорог, которые уже давно не в состоянии пропускать увеличивающийся поток машин. Особенно остро эта проблема стоит перед столицей. Строительство развязок и другие предлагаемые властью варианты решения транспортных проблем Киева заведомо ведут к коллапсу. Уже сами проекты двух главных развязок, которые сегодня создаются на перекрестке Днепровской набережной и проспекта Воссоединения, а также на Московской площади, являются минами замедленного действия: в одних случаях не предусмотрены нужные повороты, в других — явно неудобные съезды, что потенциально повлечет за собой образование многокилометровых пробок. Более эффективное использование средств на строительство и проектирование транспортных решений могло бы уже давно разгрузить столицу. Однако проекты готовят приближенные к власти компании, и, как допускают эксперты, в них специально заложена “двойная работа”, чтобы изъять из бюджета как можно больше средств.

Человеческий фактор

Подсчитывать, сколько специалистов ушло из школ, больниц, жэков и прочих бюджетных и коммунальных учреждений за то время работы администрации Леонида Черновецкого, эксперты не берутся. Главный фактор — постоянные задержки зарплаты, которые в последнее время участились. В результате в медицинской сфере сейчас не хватает 3 тыс. врачей и 6 тыс. медсестер. В школах — половины учителей иностранных языков и информатики. “Массовые увольнения прошли на предприятиях “Зеленстроя”. После того как “лишние” люди были убраны, команда мэра договорилась с неизвестными подрядными организациями о выполнении работ, которые раньше производились районными предприятиями по содержанию зеленых насаждений. Схема заключается в том, что по результатам тендера исполнителем работ становится чья-то “карманная” организация, а субподрядчиком — одно из предприятий системы “Киевзеленстроя”. Первая получает 80% средств, вторая — 20%. И эти 80% средств исчезают в неизвестном направлении”, — рассказал Виктор Пилипишин.

Юрий ЩЕРБИНА


 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.