Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Бюджет особого режима Тимошенко

[09:06 11 ноября 2009 года ] [ Главред, 10 ноября 2009 ]

Правительство Украины решило больше не мучиться с законом о государственном бюджете Украины на 2010 год.

Как известно, проект такого закона был подан в Верховную Раду в последний день, отведенный для этого Бюджетным кодексом — 15 сентября — но, увы, до сих пор лежит без движения. Несмотря даже на яркое шоу в Украинском доме, официально названное “презентацией проекта госбюджета”.

Все дело в том, что тот же Бюджетный кодекс требует принятия “финансовой конституции” до декабря, но это требование практически никогда еще не выполнялось. В прошедшие года бюджет принимали когда под самый Новый год, когда в январе, а когда и в июне. “Камни преткновения” находились всегда.

Нынче же “камней преткновения” обнаружилось чуть более 11 тысяч. Еще летом премьер-министр Юлия Тимошенко обещала изменить взаимоотношения центрального и местных бюджетов, введя для этого около 12 тыс. местных бюджетов (пока их существует порядка семисот). Для этого Блок Тимошенко при поддержке регионалов внес изменения в Бюджетный кодекс — но Президент Ющенко эти изменения ветировал.

В ответ правительство внесло все те же нормы (не предусмотренные Кодексом) прямо в “тело” закона о бюджете-2010. Это не стало единственной причиной того, что проект бюджета застопорился еще на стадии парламентских комитетов. Утверждать так было бы несправедливо — всякий закон о бюджете всегда сталкивается с неимоверным воздействием и противодействием разномастных лоббистов. Но то, что подобный подход сильно подсобил оппонентам Кабмина — факт.

Например, экс-премьер и последовательный противник экономической политики Тимошенко Юрий Ехануров в интервью “Главреду” выразился о проекте бюджета-2010 так: “У тех бумаг, которые правительственные чиновники передали в Верховную Раду, нет даже признаков законопроекта. Поскольку они не опираются на действующую нормативную базу. Поэтому, с точки зрения даже формальной юридической практики, эту кипу бумаг нужно вернуть назад в правительство, чтобы они подали настоящий законопроект”.

А глава комитета ВР по нацбезопасности и обороне Анатолий Гриценко в интервью “Главреду” (которое будет опубликовано в ближайшие дни) заявил, что проект бюджета от Тимошенко вполне можно считать угрозой национальной безопасности.

В комментарии господина Еханурова был и следующий любопытный пассаж: “Думаю, никто и не собирался подавать проект бюджета как серьезный документ”. Это заявление можно было бы списать на политические разногласия, но 10 ноября стало известно, что Кабмин действительно решил обойтись без бюджетного закона.

И, поскольку Рада проект Кабмина не поддерживает, решить все с помощью… постановления правительства.

Характерно, что такой вариант прорабатывался в Кабмине относительно давно. Еще в сентябре и. о. министра финансов Игорь Уманский говорил в интервью “Главреду”, что в случае непринятия закона о бюджете правительство “разрулит” этот вопрос своим постановлением. На удивленный вопрос — как, мол, это корреспондируется с Бюджетным кодексом и Конституцией Украины? — Игорь Уманский ответил следующее: “Почему все восприняли так, что это предложение утвердить бюджет на 2010 год именно постановлением правительства? Это невозможно. Это невозможно ни по Конституции, ни по бюджетному законодательству, и не будет правительство постановлением утверждать бюджет. Речь шла о том, каким образом до принятия закона, если он не будет принят в этом году, по меньшей мере на первый квартал обеспечить расходы государственного бюджета и их проведение таким образом, чтобы это не нарушало конституционных прав и свобод наших граждан и субъектов, имеющих отношение к бюджету”.
Как утверждал г-н Уманский в сентябре, подобное постановление правительства должно представлять “скорее всего, некий план действий, мероприятий, алгоритм действий казначейства, распорядителей средств, возможно, алгоритм использования средств, изменения определенных приоритетов”.

Юридическое содержание термина “алгоритм” осталось неясным. Между тем, к нынешнему постановлению проекта есть много претензий.

С одной стороны, это — претензии политические. 10 ноября появлением постановления Кабмина озаботились оппозиционные регионалы. Весьма показательно, что лидеры “оппозиционного правительства” узнали о появлении новой инициативы Кабмина из прессы. Постановление было принято еще 29 октября, но, как выяснилось, Тимошенко удалось почти две недели скрывать его не только от СМИ, но и от народных депутатов. Последние зашевелились только после первых публикаций в СМИ утром 10 ноября.

К слову, полдня “Главред” опрашивал на эту тему экспертов и политиков без малейшего результата — как выяснилось, о появлении скандального постановления через несколько часов после его публикации не знал даже бывший министр финансов…

Что же касается оппозиции, то ближе к вечеру ПР разродилась заявлением экс-министра соцполитики и труда Михаила Папиева. Если очистить заявление господина Папиева от политической шелухи (вроде того, что постановление правительства является “мероприятиями по обострению кризиса”), то можно узнать, что Кабмин в проекте расходов на 2010 г. сохраняет тарифную сетку на уровне еще октября 2008 года. И, что гораздо хуже — что постановление правительства незаконно.
По последнему поводу ПР — если верить Михаилу Папиеву — обратится в Конституционный суд.
“Главред” получил комментарий на этот счет Института бюджета и социально-экономических исследований — организации, не зависящей от органов власти в Украине.
 — Показательно, что правительство в своем постановлении уменьшило доходы и расходы госбюджета по сравнению с проектом закона о бюджете, который находится в Верховной раде, — сказала “Главреду” генеральный директор ИБСЭД Ирина Щербина.
Действительно: проект, находящийся в Раде, предусматривает 359,4 млрд. грн. доходов по сведенному бюджету, и почти 399 млрд. грн. расходов. В то время как постановление от 29 октября гласит: 329 и 361 млрд. соответственно.

Эксперт также обращает внимание на то, что отчисления чистой прибыли государственных предприятий в госбюджет на 2010 год повышены до 30 % (кроме компании “Украэрорух” и детских центров “Артек” и “Молодая гвардия”). А также на то, что в постановлении не предусмотрена реализация свежепринятого скандального закона о повышении соцстандартов. На что, собственно, обращает внимание и оппозиция.

— Впрочем, в постановлении сказано, что расчеты соцвыплат надо проводить по показателям декабря, — уточняет г-жа Щербина. — То есть, возможно, предполагается, что на декабрь данный закон будет либо отменен, либо принят, и соцвыплаты будут рассчитываться на его основании.
Что смущает эксперта, так это некоторые “глобальные” моменты.

— Согласно Бюджетному кодексу, если закон о бюджете не принят до конца года, то расходы казны на следующий год составляют ровно ту же сумму, что и в предыдущем году. Причем в каждом месяце можно тратить не более одной двенадцатой части годового бюджета. Но этого в постановлении правительства нет, — указывает г-жа Щербина.

Кроме того, по ее словам, данным постановлением Кабмин впервые указывает, что распорядители бюджетных средств в новом “безбюджетном” году могут смениться — хотя и мировая, и отечественная практика предусматривают, что такие вещи определяются исключительно законом.

Но самое главное, по мнению эксперта, в другом: предлагая госорганам основываться на показателях бюджета-2009, Кабмин в то же время требует в ряде моментов исходить из проекта бюджета-2010. Который, напомним, вообще не является государственным документом: проект есть проект…

— Показатели трансфертов между центральным и местными бюджетами предлагается рассчитывать на уровне закона о бюджете-2009, и в то же время некоторые расходы местных бюджетов требуют считать согласно проекту-2010, — сказала “Главреду” Ирина Щербина. — И как в этих условиях действовать местным бюджетам? Что делать на местах?

…Ответа на этот последний вопрос “Главреду” пока найти так и не удалось. Впрочем, согласно разобранному здесь постановлению, Министерство финансов Украины должно “разъяснять” порядок его применения в реальной жизни. Может, разъяснит?

Александр МИХЕЛЬСОН

 

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.