Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Благотворители продвигают изменения в системе налогообложения

[09:38 05 июня 2009 года ] [ Дело, 5 июня 2009 ]

Благотворительные организации активно продвигают изменения в налогообложении в сфере их деятельности.

Минфин активно их тормозит.

Законодательные новшества уже прошли первую “волну” согласований с министерствами и ведомствами. Сейчас Министерство культуры и туризма, курирующее эту работу, готовит законопроект на правительственный комитет.

Справедливые льготы

Одним из самых приоритетных шагов в реформировании законодательства благотворители называют снятие налоговой нагрузки с получателей благотворительной помощи. Сейчас люди, получившие помощь от благотворительных организаций или частных доноров, должны заплатить 15% подоходного налога.

“Если наш фонд планирует перевести деньги на счет для сбора средств на лечение больного ребенка, он должен удержать налог с получателя, то есть с родителей ребенка. Так что, по сути, налог отчисляет сам благотворитель”, — рассказывает Алена Мацибох, глава Благотворительного фонда “Крона”, основанного группой компаний “НИКО”. Этот фонд много лет занимался финансированием заграничных операций детей, больных раком крови. Одна такая операция стоит от 50 тысяч долларов до 350 тысяч евро.

Руководитель проектов Фонда Рината Ахметова “Развитие Украины” Светлана Панюшкина приводит такой пример: “Когда мы оказывали помощь пострадавшим на Западной Украине, то купили, например, квартиру для семьи, где на руках у пенсионерки оказалось четверо внуков. Или квартиру для женщины, которая в 26 лет осталась одна с тремя детьми”. Часть помощи они должны были отдать в качестве налога. Этот налог заплатил фонд. А ведь на эту сумму могла бы быть оказана помощь еще нескольким семьям.

“Ни один благотворитель не говорит о снижении налоговой нагрузки лично для себя”, — уверяет Виктория Чернявская, финансово-административный директор Фонда Виктора Пинчука. Речь идет о том, чтобы сделать налоговую нагрузку меньше для конечных получателей благотворительной помощи (многодетных семей, пострадавших от техногенных и экологических катастроф, инвалидов, сирот, малоимущих слоев населения). Это своеобразная защита прав человека, оказавшегося в сложных, кризисных жизненных условиях, считают в Фонде.

В новом проекте предлагается отменить налоговую нагрузку для определенных категорий благополучателей (см. таблицу). По настоянию благотворителей, внесен еще один пункт — он касается уравнивания в правах социальной помощи от государства и от благотворительной организации. Ведь сейчас, если студент получает госстипендию, он не платит с нее налог. А если он является, например, стипендиатом программы “Завтра.UA”, то сумма стипендии облагается налогом.

Снятие барьеров

В условиях кризиса актуально изменение налогообложения корпоративных доноров. Сейчас на благотворительность компания может списать от 2 до 5% прибыли прошлого года. Предлагается снять нижний барьер в 2% и ввести альтернативный вариант: на выбор самой компании списывать на благотворительность либо до 5% прибыли прошлого года, либо, как в Германии и Франции, до 0,5% валового дохода текущего года. “Плюсом введения такой нормы станет то, что компании смогут увеличить пожертвования в случае отсутствия прибыли прошлого года, что будет встречаться все чаще в условиях кризисной ситуации в Украине”, — объясняет Виктория Чернявская.

А Минфин против

“Думаю, многие изменения будут приняты. Но вот налоговые улучшения не произойдут ни в 2009 году, ни позже”, — высказывает свои опасения Алена Мацибох. У ее пессимизма есть основания.

Новый проект закона о благотворительности и изменения в другие законодательные акты, разработанные Министерством культуры и туризма по инициативе Кабмина, также не получили при первом согласовании одобрения Министерства финансов. Большинство возражений касаются изменений правил налогообложения. “Будем убеждать”, — говорят на это представители благотворительных фондов.

“Государство должно быть заинтересовано в развитии благотворительности, — замечает эксперт департамента развития Фонда “Украина 3000” Алексей Камянчук. — Ведь именно благотворители и благотворительные организации берут на себя решение сложных социально-экономических проблем”.

Часто благотворители предлагают более эффективные механизмы распределения общественного капитала, чем государственные структуры. “В некоторые отрасли государство практически не инвестирует, и наша помощь закрывает зоны, которые остро требуют помощи”, — отмечает Анатолий Заболотный, директор Фонда “Развитие Украины”. Он приводит такие “говорящие” цифры: “В 2007 году на программы по онкологии в стране было выделено 260 миллионов гривен, в 2008-м — 280 миллионов, из них только 130 миллионов гривен было направлено на закупку оборудования для онкологических отделений. На 2009 год не заложены цифры на оборудование вообще, а общий госбюджет на онкологию в 2009-м — свыше 218 миллионов гривен. Мы вкладываем свыше 300 миллионов гривен в онкослужбу, в частности обеспечиваем новейшее оборудование, которое государство вряд ли когда-то купит”.

Под льготное налогообложение прежде всего должны попасть образование, медицина, права человека, культура. То есть те направления благотворительной помощи, которые обеспечивают людям жизненно важные потребности. “Фактически, по многим из этих направлений украинские благотворители являются одними из гарантов обеспечения конституционных прав граждан Украины наряду с государством, а иногда и замещая его”, — объясняет Виктория Чернявская. Снижение налогов приведет к увеличению числа получателей помощи. А значит, и к решению большего количества социальных проблем, за которые ответственно государство.

Комментарий: К чему приведут изменения в закон

Одним из самых важных изменений в проекте закона о благотворительности является расширение списка видов благотворительности. Их названо 12. Причем впервые к благотворительности относят защиту прав человека, развитие территориальных общин, правовую помощь, международное сотрудничество и социальные услуги.

Приближает нашу благотворительность к международным стандартам и появление такого распространенного за рубежом понятия, как “благотворительный сервитут” — право бесплатно пользоваться с благотворительной целью земельным участком или другой недвижимостью. Например, владелец здания может отдать его галерее или приюту. И если сейчас у него нет прямой финансовой заинтересованности в этом, то с введением налога на недвижимость она появится. Ведь в таком случае предлагается не взимать с владельца этот налог.

Важным моментом является изменение в использовании института эндаумента. Теперь эндаумент может включать любые виды имущества. А инвестиции и реинвестиции (до 50% дохода) может осуществлять как фонд, так и выбранная им финансовая компания.

Для того чтобы сделать эту сферу более прозрачной, по настоянию представителей крупнейших благотворительных фондов в проект закона внесена обязательная публичная отчетность получателей донорской помощи.

Для частных доноров

Сегодня можно списать на благотворительность от 2 до 5% годового дохода. Эту сумму возвращают наличными или засчитывают в будущие налоговые выплаты. При этом есть одно серьезное “но” — сумма не должна превышать размер зарплаты. Вот эту самую привязку к зарплате и убрали в новой редакции. Сделано это, для того чтобы заинтересовать тех, кто имеет другие виды доходов — самозанятость, дивиденды и т.д. Предлагается изменить и сам механизм льготы: освобождать от налога 30% пожертвованной суммы, как это принято во многих европейских странах (но не больше 15% дохода). “Эти изменения не уменьшают налоговые выплаты, — утверждают разработчики закона. — Сумма возмещения остается приблизительно такой же. Новые правила должны сделать более привлекательными легальные пожертвования, чтобы человек не думал, а не проще ли ему сделать взнос “под столом”.

Для меценатов

Есть в новой редакции закона и новые положения, которые должны подтолкнуть бизнес и частных благотворителей жертвовать деньги на культуру — сферу, которую государство уже давно “проваливает”. Предлагается разрешить передавать 10% прибыли на поддержку культурного наследия и еще 10% — на создание аудиовизуальных произведений, связанных с таким понятием, как “национальный культурный продукт”. При этом меценатство не попадает под действие закона о рекламе при условии публичного доступа к культурному наследию или новым произведениям.

Елена ГЛАДСКИХ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.