Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Банк России — родственник Папуа Новой Гвинеи

[13:54 18 ноября 2010 года ] [ Slon.ru, 18 ноября 2010 ]

Как в 2010 году ЦБ поработал над рыночной репутацией.

Год назад я написал пост “Секреты и публичность Банка России”, где речь шла о нормах транспарентности центральных банков и практике раскрытия информации отечественным регулятором. На текущей неделе совет по денежно-кредитной политике и финансовому регулированию “Ассоциации региональных банков” решил подвести информационные итоги 2010 года и выяснить, что удалось Банку России с тех пор сделать.

Мы написали письмо руководству Банка России с просьбой прокомментировать изменения в информационной политике и приложили сравнительную таблицу. За подписью первого зампреда Банка России Алексея Улюкаева, отвечающего в нашей стране за денежно-кредитную политику, нам пришел ответ. Поскольку комментарий Банка России не носит конфиденциальный характер, а напротив, предназначен для публичного разъяснения коммуникационной политики регулятора, я могу его полностью привести. Как и таблицу, отражающую изменения в информационной политике Банка России в 2010 году.

Первое впечатление, которое мне довелось получить от прочитанного из ответа ЦБ, — разочарование. Его ответ, по существу, сводится к двум тезисам. Во-первых, Банк России официально не проводит инфляционное таргетирование, а следовательно, транспарентность ему ни к чему. Во-вторых, в мире полно стран, которые закрыты так же, как и родной регулятор, и он здесь не одинок.

Хотя из “Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов” действительно исчезли фразы о подготовке к переходу на инфляционное таргетирование, надо иметь в виду, что центральному банку вовсе не обязательно быть “inflation targeter”, чтобы внятно и аргументировано говорить о своей политике.

МВФ, выступающий разработчиком международного “Кодекса транспарентности денежно-кредитной политики”, в своих последних работах однозначно дает понять: вне зависимости от режима денежно-кредитной политики центральный банк обязан раскрывать информацию таким образом, чтобы участники рынка могли понимать цели и действия регулятора, а также результаты его политики.

Конечно, не для всех стран имеет смысл раскрывать информацию о решениях, особенно, если они остаются неизменными. Например, Валютное управление Саудовской Аравии уже не первый десяток лет держит фиксированный курс к доллару США и ему не о чем больше говорить. В России же, где курс рубля почти плавает, ставка рефинансирования меняется и происходят другие дела, политика требует разъяснения.

Хотя Алексей Улюкаев уже не первый год говорит о движении Банка России к большей транспарентности, дальше заявлений дело не идет. Единственное, на что сподобился регулятор, — это публикация расширенных пресс-релизов, объясняющих принятые решения, а также причины сохранения ставки рефинансирования на прежнем уровне. В целом же коммуникационная политика Банка России остается по-прежнему далекой от признанной лучшей практики центральных банков.

Больше всего удручают оправдательные ссылки Банка России на опыт других стран, многие из которых не публикуют ни протоколы совещаний по денежно-кредитной политике, ни другие документы. Иными словами, раз Зимбабве так не делает, то и мы (Банк России) можем не делать. Психология аутсайдера возобладала: ведь для него худший международный опыт является обоснованием собственной несостоятельности. Выходит, что Папуа Новая Гвинея или Танзания ближе и роднее Банку России, чем передовые Банк Англии или Швеции.

Тем не менее, прямое обсуждение с представителями Банка России перспектив улучшения его транспарентности внушает некоторую надежду. Ближайшие изменения, на которые можно рассчитывать — публикация к пресс-релизам сопроводительных отчетов, дающих подробное объяснение и обоснование решений. В отсутствие протоколов и стенограмм совета директоров сопроводительные отчеты могут быть неплохой альтернативой.

Во-вторых, преобразование “Квартального обзора инфляции” Банка России в полноценный “Отчет по денежно-кредитной политике”. В нем могут быть представлены подробные объяснения текущей и будущей (прогнозной) политики для профессиональной аудитории. И в том и в другом случае центральный банк сталкивается с проблемами неверной трактовки его документов (что например, характерно для депутатского корпуса или бульварной прессы) и ответственности за свои письменные заявления.

Первое решается путем регулярного и кропотливого разъяснения своей политики всем, кто не может похвастаться экономической грамотностью — собственно, в этом и состоит искусство коммуникационной политики. Второе является следствием страха перед общественной ответственностью. Однако, не беря на себя обязательств по достижению целевых ориентиров и не выполняя их, нельзя заработать рыночную репутацию. Как можно управлять рыночными ожиданиями, — о чем мечтают все центральные банки, — если бояться открыто говорить о собственной политике?

Сергей МОИСЕЕВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.