Осенью прошлого года на фоне кризиса в металлургии ситуация в энергетическом машиностроении Украины выглядела не такой уж и катастрофической. Но уже тогда многие отраслевые эксперты предпочитали воздержаться от оптимистичных прогнозов на 2009 год. За январь—февраль 2009-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение промпроизводства составило 32,8%. При этом в добывающей промышленности за 2 месяца 2009 года спад составил 18,6%, в обрабатывающей промышленности — 39,6%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — 17,1%.
Помощь властей
Было бы совсем странно, если бы украинские власти не принимали мер к тому, чтобы поддержать ключевые отрасли экономики страны. Естественно, протекционистские и антикризисные решения принимаются и в интересах предприятий машиностроения. Так, буквально на днях крупнейшими украинскими производителями нефтегазового оборудования, Минтопэнерго и “Укртрансгазом” был подписан меморандум, свидетельствующий о том, что украинские машиностроители имеют наибольшие шансы заключить контракты на модернизацию газотранспортной системы стоимостью 1,43 млрд долл.
Меморандум подписан “Укртрансгазом”, “Укргазпроектом”, Сумским НПО им. Фрунзе, “Заря-Машпроектом” и Украинским нефтегазовым институтом. Минтопэнерго в меморандуме признает, что украинские производители “способны в полном объеме удовлетворить потребности украинской ГТС”, а “Укртрансгаз”, с учетом позитивного опыта эксплуатации, называет их “наиболее вероятными поставщиками”. Впрочем, речь пока идет лишь о декларативных предпочтениях “Укртрансгаза” по покупке оборудования. В любом случае поставщики будут определены в ходе открытого тендера, в котором смогут принять участие также европейские и японские компании. Просто на этот раз отечественные производители получили некоторое “моральное” преимущество.
“Турбоатомные” страсти
У кризиса оказалось немало добровольных помощников. К примеру, одному из лидеров отрасли — государственному “Турбоатому” новые проблемы подкидывают буквально из-за забора. Причем противостоять непосредственно кризису предприятию пока удается. “Турбоатом”, специализирующийся на изготовлении паровых турбин для тепловых и атомных электростанций, гидравлических турбин и гидротехнического оборудования, благодаря длительному циклу производства еще до начала кризиса обеспечил себя заказами на 2009 год. О максимальной загрузке мощностей речь, конечно, не идет, но определенная гарантия стабильности у предприятия есть.
В то же время ситуацию на предприятии в последние месяцы дестабилизировала возня вокруг его приватизации. В начале декабря Кабмин Украины включил “Турбоатом” в список приватизируемых в 2009 году объектов. Это решение наделало много шума и столкнуло лбами различные силы. Уже через две недели Президент Виктор Ющенко своим указом приостановил действие этого распоряжения Кабмина.
Однако борьба за контроль над предприятием обострилась уже в нынешнем году. Экс-глава ФГИУ Валентина Семенюк-Самсоненко сказала, что знает о готовящейся рейдерской атаке на ОАО “Турбоатом”.
Наконец, в конце марта нынешнего года уже и премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила, что Кабмин отказывается от идеи приватизировать это предприятие. А тут еще очень невовремя поступила рекламация на продукцию “Турбоатома” от индийской государственной энергетической компании NPCIL, осуществляющей строительство и эксплуатацию АЭС. У индийцев возникли претензии по украинскому оборудованию на нескольких индийских АЭС. Претензии были к оборудованию харьковского завода “Электротяжмаш”, субподрядчика по проекту. Однако “Турбоатому” как генподрядчику эта история тоже вряд ли пошла на пользу.
Частные проблемы
У “частников” иные проблемы. В середине осени Ивано-Франковский арматурный завод — одно из крупнейших энергомашиностроительных предприятий Западной Украины, которое контролируется структурами днепропетровского СП “Интэко” (президент — Владимир Филиппов), остался практически без заказов, поэтому было принято решение о сокращении 500 из 725 работников предприятия. Использование посреднических сбытовых схем собственниками предприятия привело к отсутствию поставок в адрес НАЭК “Энергоатом”. Одновременно с этим произошло резкое снижение заказов со стороны российских атомщиков.
Как результат, по оценкам экспертов, месячного оборота завода (порядка 2 млн. грн.) не хватает даже на текущее обслуживание кредитов, которые оцениваются теми же экспертами в 20 млн долл.
Стакан наполовину полон?
Кризис стал своего рода проверкой на прочность для всех предприятий энергетического машиностроения. На всех машиностроительных предприятиях Украины картина приблизительно одинакова: в условиях кризиса объемы производства снижаются. Сложившаяся в отрасли ситуация стала настоящим экзаменом и для менеджерских команд, и для собственников предприятий, включая государство.
И надо сказать, что отрасль в целом доказывает свою жизнеспособность. Многие предприятия сумели перестроиться и подтверждают свою эффективность и в условиях кризиса.
Но, судя по всему, наибольшую угрозу для предприятий отрасли представляет не столько сам кризис, сколько неумелый менеджмент, безответственность собственников, попытки передела. Те предприятия, хозяева которых поняли это и сумели сделать правильные выводы, переживут тяжелые времена. Остальные, очевидно, сойдут с дистанции.
Виктор ПЕТРОВ
![]() ![]() ![]() ![]() |
Что скажете, Аноним?
[16:47 03 июня]
11:00 04 июня
10:30 04 июня
10:20 04 июня
10:10 04 июня
09:30 04 июня
09:20 04 июня
09:10 04 июня
[13:20 01 июня]
[13:45 05 апреля]
[07:15 31 марта]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.