Одна из ключевых реформ — вновь под угрозой.
Провластные силы и их сателлиты бесстыдно сконцентрировали всю мощь на отвоевывание долей коррупционного плацдарма, утраченных за последние два года.
Дело в том, что новый орган досудебного расследования — Национальное антикоррупционное бюро Украины — за последний год кому только не наступил на нетрудовые мозоли. Это достало всех как на Банковой, так и в здании под куполом.
Как ни удивительно, но под следствием детективов НАБУ оказывались представители едва ли не всех ведущих политических сил — окружение президента Порошенко в связи с закупками Минобороны топлива, главный финансист “Народного фронта” и влиятельный нардеп Николай Мартыненко, “янтарный” дуэт парламентариев Розенблат—Поляков. Кроме этого, в прицел попадали другие топ-чиновники, а именно — народный депутат Александр Онищенко и председатель Центральной избирательной комиссии Михаил Охендовский. Вспомним и о продолжительной эпопее с привлечением к ответственности действующего главы Государственной фискальной службы Романа Насирова. Все эти резонансные расследования вели детективы НАБУ.
Как утверждал классик, статистика — вещь упрямая. По состоянию на конец октября, бюро направило в суд 97 дел, 293 лицам сообщили о подозрении, 149 получили статус обвиняемых, и 461 производство находится в работе. Главное, что реально тормозит появление финалов этих дел, — отсутствие антикоррупционного суда.
Чтобы не сосредоточиваться на сухих статистических данных, вспомним первый громкий антикоррупционный аккорд НАБУ. Это произошло в начале марта сего года, когда сообщение о подозрении получил действующий глава ГФС Роман Насиров. Его обвиняли в незаконной отсрочке платежей для компаний Александра Онищенко, у которых были соглашения о совместной с “Укргаздобычей” добыче газа. На сегодняшний день многотомное дело Насирова направлено в суд.
После этого граждане узнали еще о ряде расследований, уже длительное время проводившихся детективами бюро. Коррупционная грязь еще никогда до сих пор не прорывала “крепких труб” отечественной потокоуправляющей верхушки.
Всегда силовики и правоохранители оберегали покой разноцветной власти, тыча штыком в политических конкурентов или в их бизнес. Мажоритарных акционеров ЧАО “Украина” особенно бесит то, что они, находясь в статусе министра, главы правительства и даже президента, не могут повлиять непосредственно как на выбор дел и их фигурантов, так и на ход расследований команды Артема Сытника. Единственная возможность хоть как-то сдерживать сотрудников НАБУ — тормозить расследование через Специализированную антикоррупционную прокуратуру. Такой процессуальный трюк действительно возможен, поскольку именно САП процессуально направляет работу детективов. Глава САП Назар Холодницкий, находясь в теплых отношениях с администрацией президента, не раз пользовался этим исключительным правом.
Что еще очень не нравилось власти, так это отсутствие селективного подхода во время проведения следственных действий. Детективы не только “топтали лужайку” друзьям Петра Порошенко, но и перманентно доводили до нервных срывов представителей других политических сил. Именно такой подход пришелся по душе многим разочарованным украинцам, искренне считавшим принцип круговой поруки вечным. Международные партнеры, в авангарде которых находились представители ФБР и американского посольства, всячески содействовали работе НАБУ, поскольку видели его независимость, аполитичность и ориентированность на результат. Фактически эти ключевые факторы и спасали бюро от нападок со стороны политической элиты страны.
Коррупционный разворот на 180 градусов
Первые сигналы о возникновении проблем во взаимодействии НАБУ с другими правоохранительными органами касались нежелания прокуроров САП содействовать ускорению расследований. Наши источники в САП свидетельствовали, что Назар Иванович контролирует каждый процессуальный шаг в сверхважных делах. Иными словами, Холодницкий держал под личным контролем решения прокуроров, хотя, согласно нормам Закона “О прокуратуре”, последние являются независимыми процессуальными единицами. Постсоветский синдром никак не может покинуть кабинеты сотрудников Генпрокуратуры, даже при условии создания новых подразделений с избранием руководства через открытые конкурсы.
Итак, промедление в деле Романа Насирова с подписанием сообщения ему о подозрении; непонятная ситуация относительно Одесского припортового завода; январское торможение дела “рюкзаков”. Все время наши источники сообщали о том, что Назар Иванович “оглядывается” на Банковую. Летом 2017 года температура трения между САП и НАБУ поднялась настолько, что руководители этих ведомств должны были даже убеждать всех в “нормальности” своих отношений.
Если не принимать во внимание неудачных попыток провластных фракций протолкнуть Найджела Брауна аудитором для НАБУ, то далее разговоров об уничтожении бюро дело не доходило. Но одно расследование все же смогло разжечь настоящую войну. Речь идет об уже упомянутом деле о закупке Министерством внутренних дел рюкзаков. Ровно три года назад лицо, похожее на сына министра МВД, зафиксировали на скрытую камеру во время договоренностей о поставках снаряжения. Разговор происходил в кабинете тогдашнего заместителя Авакова Сергея Чеботаря.
Нет нужды пересказывать весь ход расследования. Заметим только, что, по нашей информации, сообщение о подозрении Александру Авакову было готово уже в январе 2017-го, но Холодницкий отказался его подписывать, вспомнив о других фигурантах дела — Чеботаре и бизнесмене, у которого закупали рюкзаки. Складывается впечатление, что глава САП просто оттянул момент, когда будет удобно сделать неприятный “подарок” Арсению Авакову. Своеобразный “дамоклов меч” повис над сыном министра, и процессуальные руководители дали ему опуститься, едва лишь поступило “пожелание” с Банковой. Именно о таком развитии событий говорят сразу несколько не связанных между собой источников. Кроме этого, они уточняют, что Аваков уверен: катализатором процесса стала попытка Банковой сбалансировать партию на политической шахматной доске. Но Сытник, по мнению отца-министра, не должен был “вестись” на это, вручая Александру Авакову сообщение о подозрении. Если говорить с сугубо юридической точки зрения, то непонятно, как директор НАБУ мог повлиять на своих подчиненных, которые во время расследований независимы от Сытника? Впрочем, у остальных правоохранительных органов подобный вопрос и не возник бы. В чем и заключается отличие от них НАБУ.
Как следствие — НАБУ потеряло последнего союзника среди всех правоохранительных органов — МВД. Свежий конфликт с генпрокурором Юрием Луценко в связи со срывом спецоперации против служащих Государственной миграционной службы; отсутствие взаимопонимания с руководством СБУ, от которого Сытника не уберегли даже неплохие отношения с формальным главой Службы Василием Грицаком; тлеющий конфликт с руководителем САП Назаром Холодницким — все это дополнилось скандальным задержанием сына Арсения Авакова. С точки зрения примитивного политического устройства, которое все еще существует в посттоталитарной стране, трансформирующейся в демократию, Сытник “объявил войну” всем. Хотя в действительности, с позиции вестернизированного подхода к оценке ситуации, старая коррупционная система объединилась против того, кто пытается аполитично исполнять возложенные на него Законом обязанности. Да, не всегда профессионально, своевременно или системно, но пытается.
Битва за пастбище
Главным изменением, которое осенью охарактеризовало состояние дел в войне правоохранительных органов, стало полная потеря провластными силами страха перед западными партнерами. Если раньше они поглядывали в сторону Запада и реагировали на самые малые замечания с Вашингтона или Брюсселя, то теперь на Банковой услышали только синхронный залп месседжей, который по уровню звука превышал сигнал пожарного автомобиля.
Провластные элиты решили осуществить своеобразный all-in в коррупционном покере. Партнеры по неустойчивой парламентской коалиции объединились в едином порыве, нацелив его в двух направлениях. Во-первых, во что бы то ни стало назначить “своих” аудиторов для НАБУ, чтобы со временем, получив негативный вывод, законно освободить Сытника от должности директора бюро. Во-вторых, заменить руководителя парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Егора Соболева, длительное время “прикрывающего” Сытника от “неприятностей”, которые ему постоянно пытались создать депутаты фракций БПП и “Народного фронта” вместе с экс-регионалами.
В конце концов, полгода напрасно пытаясь протянуть очередного “лыжного инструктора” в состав комиссии по аудиту НАБУ, парламентское большинство пошло по другому пути. Лидеры фракций БПП и “Народного фронта” Артур Герасимов и Максим Бурбак на этой неделе зарегистрировали законопроект, согласно которому увольнять руководителей НАБУ, ГБР, САП, а также членов НАПК можно было бы по политическому решению, без каких бы то ни было доказанных оснований. Кроме этого, вводилась абсурдная по своей сути возможность убрать директора НАБУ еще и по факту привлечения его к административной ответственности за правонарушение, связанное с коррупцией. Напомню, буквально недавно подконтрольная Банковой глава НАПК Наталия Корчак попыталась привлечь Артема Сытника к ответственности по явно надуманному конфликту интересов.
Только колоссальными усилиями представителей общественности, международных партнеров (США, ЕС, МВФ и ряда других посольств), ряда прямых заявлений и грозных намеков в адрес коалиции и администрации президента, о том, чем может закончиться принятие такого законопроекта, удалось вынести этот документ за рамки повестки дня заседания парламента.
Впрочем, и это не совсем так. Предупреждения, публичные и непубличные сигналы от Запада, и прежде всего Вашингтона, поступали в течение всей недели, что не помешало председателям двух фракций коалиции внести в среду одиозный законопроект. Угрозы прекратить программу МВФ, финансирование военных программ и даже безвиз на Порошенко не влияли. Вопрос не в том, что он вдруг решил защищать суверенитет Украины от западного влияния. И даже не столько в том, что НАБУ может создавать проблемы для его многочисленных коммерческих рук. Дело в том, что Порошенко — первый украинский президент, который не смог взять под контроль ВСЕ правоохранительные органы. В остатках все еще действующей правящей системы это воспринимается как слабость. А тот, кто собрался на второй срок, должен продемонстрировать мышечную безальтернативность “на районе”. Безусловно, Аваков — это еще заноза, но пока она торчит в коалиции, время разобраться с Сытником. Поэтому Порошенко был готов идти до конца. Но в последнюю минуту в сторону отпрыгнул НФ.
В среду вечером лидеры “Народного фронта” Арсений Яценюк и Арсений Аваков встречались с послом США в Украине Мари Йованович, от которой получили большую порцию критики. Партнеры-”фронтовики” после этого сразу же подались на переговоры с Петром Порошенко, где договорились снять с повестки дня законопроект, направленный на нейтрализацию НАБУ без услуг подшефных аудиторов. Впрочем, от этой ситуации Арсений Яценюк получил тройное удовлетворение. Во-первых, именно к его политической силе обратились как к последнему средству американцы. Во-вторых, он оказал услугу американским республиканцам, относившихся к нему как к порождению американских демократов. И, в-третьих, он оставил в дураках Петра Алексеевича, подчеркнув этим шагом свою либеральность и его тягу к диктаторству.
Но, не нужно забывать и любопытные месседжи от экс-премьера Яценюка в ту же среду, но чуть раньше — еще до встречи с Йованович. Они были совершенно иными.
Прежде всего он попытался опередить президента в наборе политических баллов на теме создания антикоррупционных судов. Потом добавил, что их команда поддерживает назначение независимого профессионального аудитора для НАБУ, у которого будет международная поддержка и соответствующий опыт. Единственный, о ком вспомнил экс-премьер как о кандидате, был Роберт Сторч. Интересное совпадение: ведь именно Сторча уже нельзя назначить аудитором для бюро, поскольку он занял официальную должность в США. И финальный аккорд — упоминание о приведении в соответствие с Конституцией правового положения о статусе всех правоохранительных органов и установлении парламентского контроля над их деятельностью.
Совпадения — сто из ста. Законопроект Герасимова—Бурбака касался обеспечения именно “парламентского контроля”. Именно об этом документе сначала написал Яценюк, а потом в своем Twitter-аккаунте продублировал второй лидер-фронтовик Арсений Аваков.
Так, НФ быстро “переобулся” и законопроект снят рассмотрения. Но, означает ли это, что угроза для НАБУ миновала? Нет. В своей работе Бюро зависит от всех правоохранительных структур: ордеры, оперативные прослушки, экспертизы, базы данных… Режим функционального голодомора будет включен всеми “коллегами”.
Рано радоваться и обещанию породить Антикоррупционный суд. Как он будет формироваться, кем, когда? Дьявол в деталях…
Команда Порошенко вместе со своими союзниками должна понимать, что, ставя в коррупционном покере все фишки на кон, можно не только проиграть политическую карьеру, но и потерять государство. Их предшественники этого не постигли своим скудным умом, последствием чего и стала аннексия Крыма и военный конфликт в Донбассе. Своими действиями уже нынешняя политическая элита загнала себя в политический цугцванг, но не все дальнейшие шаги дают равнозначные потери в этой партии. И это самое главное, о чем должны задуматься на Банковой.
Александр ЛЕМЕНОВ, главный эксперт Антикоррупционной группы РПР
Что скажете, Аноним?
[13:16 17 ноября]
[17:01 16 ноября]
21:10 17 ноября
13:00 17 ноября
12:45 17 ноября
12:20 17 ноября
12:00 17 ноября
11:50 17 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.