Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Американизация захлебнулась

[13:46 12 августа 2010 года ] [ Slon.ru, 11 августа 2010 ]

Музыка из США отступает под напором интернета и законов о защите национальной культуры.

Как быстро американизируется мировая культура и, вообще, имеет ли место этот процесс на самом деле? Исследовать это на примере популярной музыки решили экономисты из Пенсильванского университета Фернандо Ферейра и Джоэл Уолдфогель.

Они взяли 22 страны с 1960 по 2007 год и посмотрели, какие исполнители были в чартах этих стран и какую долю национальная музыка составляли в продажах. К сожалению, Россия по понятным причинам в список не попала, хотя можно предположить, что после снятия “железного занавеса” ситуация стабилизировалась, и музыкальные тенденции в России стали примерно теми же, что и в остальном мире. Тем не менее в тридцатку самых популярных исполнителей в чартах топ-100 в 2001—2007 годах в этих странах одна российская группа все же попала (см. график) — в 2003 году “Тату” покорила 21 чарт из 22.

Что же говорит статистика? На первый взгляд она ужасает: американские песни занимают в среднем треть всех мест в чартах и половину в мировом объеме продаж музыки. Доля местных исполнителей в продажах внутри страны тоже, как правило, невелика (а иностранные исполнители представлены в основном той же Америкой). Национальные музыканты доминируют в продажах (75—90%) в США, Японии и Финляндии. Около 60% прибыли от продаж музыки получают местные исполнители в Швеции и Бразилии. В остальных обследованных 17 странах эта доля менее половины. В самом конце списка (меньше 10%) — Австрия и Швейцария.

Но если посмотреть на процесс во времени, то видно, что доли местных исполнителей не растут и не падают, а колеблются около некоего среднего значения (у каждой страны своего). Действительно, доля продаж поп-певцов из США всегда была высока, но и доля США в мировой экономике тоже высока. Музыка колеблется вместе с экономикой, и какой-то американизации сверх той, что мы наблюдаем в продажах компьютеров, фильмов, чипсов и пр., не наблюдается. Другими словами, опасения, что в один прекрасный момент в мире кроме США останутся еще несколько десятков развитых стран, но при этом внутри них не будет национальной музыки, а только американская — беспочвенны.

Более того, последнее время музыкальная американизация даже отступила. Например, в 1963 году в чартах обследованных стран 30% артистов были одними и теми же, но в 1985 году глобализация стала настолько сильной, что чарты стали одинаковыми на 2/3. После этого пика чарты опять разнообразились, и к 2007 году (последняя обработанная статистика) пересечения между ними снизились до 45%. Та же самая тенденция в продажах. В начале 60-х доля местных исполнителей в среднем в мире составляла 80%, в середине 80-х упала до половины, но к 2007 году возросла до 70%.

Почему так произошло? С Францией все ясно: после введения в 1993 году 40-процентной квоты на эфир национальных исполнителей доля продаж французской музыки на местном рынке выросла за 14 лет с 10% до 60% (см. график). Ферейра и Уолдфогель обнаружили парадокс, который не смогли объяснить: эти меры помогли французским певцам увеличить продажи не только на родине, но и в соседних Швейцарии и Бельгии. Аналогичные меры по защите рынка сработали в Новой Зеландии и Канаде, но почему-то не дали эффекта в Австралии. Кстати, в Белоруссии квота еще круче — 75%. К счастью для радиостанций, понятие “национальный исполнитель” там трактуется довольно широко.

По расчетам американских экономистов изменения в законах объясняют увеличение доли местных производителей только с 10% до 35%. А чем вызван оставшийся рост с 35% до 60%? Оказывается, у него две причины — интернет и MTV. Благодаря Всемирной Сети местные певцы могут набирать популярность в обход интернациональных гигантов звукозаписывающей индустрии, а местным отделениям MTV приходится, чтобы заполнить эфир интересным контентом, раскручивать национальных исполнителей. Еще один парадокс — по предварительным оценкам национальному кино не помогают ни законы, ни интернет, ни MTV.

Примечательно, что если учитывать не гражданство исполнителей, а их национальную принадлежность (ведь рокеры со всего мира стремятся сделать карьеру в Америке), то это мало влияет на статистику. Кстати, доля Америки в общем музыкальном экспорте примерно равна ее доле в мировой экономике. Зато Великобритания и Швеция оказались очень музыкальными — их доля в мировых продажах музыки почти в 7 раз превышает их же долю в мировом ВВП. Ну и последний из интересных выводов Ферейры и Уолдфогеля — рок-н-ролл не столько умер, сколько впал в летаргический сон. Если говорить о его финансовых результатах, конечно. Доля рока в мировых продажах музыки стартовала со скромных 10% в 1960 году и достигла почти 60% в середине 80-х, но затем на фоне взлета R'n'B резко упала до примерно 20% и до сих пор колеблется около этого уровня. Правда, за то время сам рок так сильно изменился, что трудно наверняка определить дату его смерти.

Николай ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.