Малый бизнес в Украине всегда оправдывал свое название. Чаяния, что показатели украинского предпринимательства дойдут до европейского уровня сначала 2005-го, потом 2010-го, а теперь 2015 года, потихоньку тают. Глядя на статистику, можно говорить, что период бурного роста малых предприятий остался в прошлом.
С 1996 по 2003 год их количество ежегодно росло на 114—117%, но уже в 2004-м рост затормозился до 4—7% в год, в последнее же время динамика вообще стала отрицательной. Впрочем, за этот период Украина по количественным показателям успела догнать и перегнать многие европейские страны. Так, по данным Госкомстата, у нас на 10 тысяч населения приходится 72 малых предприятия, тогда как в Швеции — 30, Франции — 42, Германии — 43, Испании — 66, Италии — те же 72
А вот с качественными показателями не сложилось. В европейских странах 45—65% ВВП приходится на малый бизнес, у нас же этот показатель никто точно назвать не может в принципе. По разным версиям, он составляет от 3% до 11% валового продукта, но конкретные данные не приводятся ни в одном исследовании, посвященном этому вопросу. Как объясняют власти, информация отсутствует ввиду невозможности посчитать ВВП для пользователей упрощенной системы налогообложения, которые ведут отчетность только по доходам (если вообще ведут). Зато уровень развития в Украине малого бизнеса можно оценить по объемам реализации.
До недавнего времени он был катастрофически мал — 4,4%. Тогда чиновники решили прибегнуть к излюбленному методу улучшения статистики, изменив методологию подсчета. До сентября 2008 года согласно Хозяйственному кодексу в Украине действовал следующий критерий малого бизнеса: это предприятие, где работает не более 50 человек, а объем валового дохода эквивалентен 500 тыс. евро. Однако чуть более года назад Верховная Рада изменила формулировку, как указывалось, “с целью адаптации национальных условий европейским и международным нормам”. Поэтому теперь малыми предприятиями считаются те, где работают 50 человек, но объемы валового дохода могут достигать 70 млн. грн. Соответственно, если ранее малые предприятия в структуре экономики занимали 85%, то теперь — 92,7%.
По итогам названных методологических изменений оказалось, что теперь через предпринимателей реализуется 16,3% (или 701,6 млрд. грн.) всех товаров и услуг. Это означает, что 31 тыс. середнячков, которые по новой методе перекочевали в малый бизнес, обеспечили почти 12% объема реализации, тогда как остальные более чем 2,5 млн. предпринимателей почти ничего не значат для экономики страны. Иначе говоря, их важность объясняется социальными, а не экономическими факторами. В малом бизнесе, по данным Госкомстата, занято 25% работающего населения, из которых в производственной сфере — чуть более 11%. А больше половины работников трудятся на малых предприятиях в сфере торговли и предоставления услуг бизнесу. Таким образом, для государства малый бизнес интересен прежде всего как способ трудоустроить человеческие ресурсы. По этой же причине оно готово закрывать глаза на минимизаторскую роль упрощенной системы налогообложения.
Основная же проблема малого бизнеса заключается в том, что официально он работает, но не зарабатывает. И в данном случае речь идет как о личном доходе, так и вкладе в экономику. Зарабатывают наемные работники малых предприятий, если верить Госкомстату, не так уж и много — в среднем 1048 грн., тогда как по экономике в целом средняя заработная плата за тот же период составляет 1800 грн. в месяц. Хуже всего приходится работникам ресторанов и гостиниц, которым якобы платят 689 грн., притом что средняя зарплата в этой сфере составляет 1221 грн. Такие данные по малому бизнесу и экономике в целом говорят только об одном — честных зарплат у предпринимателей еще меньше, чем на крупных предприятиях.
На огромные масштабы тени указывает и финансовый результат малого бизнеса — за год все вместе взятые “малыши” получили убыток в абсолютных цифрах — 37,5 млрд. грн. Хотя промышленность за этот же период заработала 20 млрд. прибыли. Причем 62,7% малых предприятий работали прибыльно, но оставшиеся 37,3% ухитрились получить убытки в два раза больше, чем их товарищи прибыли — 69,5 млрд. грн. В итоге рентабельность сектора стала —5,1% против +5,1% в 2007 году.
Мало того, наш малый бизнес ухитряется получать убытки, не производя добавленной стоимости. 60,2% расходов предпринимателей — это товары, купленные для перепродажи или реализованные без дополнительной обработки. Торговля и сфера услуг — вот ниша украинского малого бизнеса. Именно в торговле реализовано больше всего продукции — на 305,3 млрд. грн., или 62% всей выручки малого бизнеса. Впрочем, эта тенденция характерна и для других государств. Вот только услуги наши “малыши” предоставляют не совсем обычные. Наибольший удельный вес малые предприятия имеют в сфере предоставления услуг другим предпринимателям — 96,2% от общего числа предприятий. Можно предположить, что этот b2b как раз и говорит о том, что огромное количество украинцев используют упрощенную систему налогообложения и как способ укрытия доходов, и как механизм минимизации платежей в фонды социального страхования. Особенно если учесть, что в денежном выражении малые предприятия обеспечили лишь 32% рынка услуг b2b. А вот существование остальных лидеров по удельному весу малого бизнеса закономерно — розничная торговля (95,1%), оптовая торговля и посредничество (95,3%), гостинично-ресторанный бизнес (95,2%).
Меньше всего малого бизнеса в сельском хозяйстве: 78,8% сельхозпредприятий попали в категорию МСБ. Правда, думается, это произошло не благодаря огромным оборотам аграриев, а исключительно из-за показателя численности рабочих рук. Напомним, согласно украинским критериям их не должно быть более 50 человек, тогда как украинские фермерские хозяйства, созданные на базе колхозов, в среднем насчитывают 75—80 человек.
Во многом неэффективность малого бизнеса связана с его географической структурой. В Европе малые предприятия — прерогатива городков, в крупных центрах бизнес давно дорос хотя бы до среднего уровня. У нас же больше всего малых предприятий на душу населения в Киеве. Столица не только является лидером по количеству предпринимателей (243 чел. на 10 тыс.), она почти в три раза обогнала ближайшего конкурента — Севастополь (87 чел.). Кстати, четвертым по количеству малых предприятий идет сам Крым (81 чел.), обогнать который сумела только Одесская область (82 чел.). Однако при этом объемы реализованной продукции и услуг малых предприятий в общем объеме реализованной продукции по Киеву минимальны — 14,9%. Зато среди лидеров регионы, в которых крупное производство давно и стабильно умирает, — Херсонская (35,3%) и Кировоградская (33,1%) области. Другими словами, в столице наибольшее количество предпринимателей, которые, по сути, не ведут собственный бизнес, а лишь минимизируют налоги и сборы для своих работодателей. Тогда как в регионах малый бизнес действительно является движущей силой экономики.
Различные политические силы ставят себе довольно амбициозные задачи — довести долю малого бизнеса в экономике до 25—30%. Однако пока никто не смог предложить конкретный план действий, потому что наш малый бизнес и европейский — принципиально разные вещи. У нас это торговцы и минимизаторы, у них — вся сфера услуг и четверть производства. В период кризиса относительно крупный бизнес кинулся отнимать сферу услуг у “малышей” — сетей фитнес-центров, салонов красоты, магазинов, кинотеатров и развлекательных центров и т.д. Крупный бизнес, пытаясь занять привлекательные ниши, часто прибегает к нерыночным механизмам — в борьбу с мелюзгой вступают чиновники. А малый бизнес не имеет ни финансовых ресурсов, ни законодательной базы, чтобы противостоять такому натиску. Малое производство в Европе изначально базировалось на семейных сбережениях, потом на кредитах под “семейные” активы. У нас исторически не сложилось первое, а сейчас кризис забрал и второе. Поэтому без изменения отношения властей к понятию малый бизнес, он у нас так и останется мелким.
Любопытно, что почти все эксперты единодушны в одном — в нынешнем состоянии малый бизнес существовать долго не может. Вернее, количество предпринимателей будет расти и дальше, но это будет в большинстве своем прирост минимизаторов. А вот действительные бизнесмены без государственной поддержки (не обязательно деньгами, лучше даже условиями игры) уйдут в тень. Работа в тени — это отсутствие кредитов и инвестиций, взятки чиновникам и “крыше”, ограниченное количество клиентов и, соответственно, никакой возможности для роста. И никаких 30% ВВП.
Что скажете, Аноним?
[12:15 25 ноября]
08:00 26 ноября
07:50 26 ноября
07:40 26 ноября
07:30 26 ноября
21:00 25 ноября
16:00 25 ноября
14:30 25 ноября
14:00 25 ноября
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.