Rambler's Top100
АНАЛИТИКА

Договор дороже денег

[09:35 07 июля 2008 года ][Виталий ШИМКОВИЧ]

В конце июня — начале июля стоимость стальной продукции в Индии подскочила на 20-25%, что вызвало жесткую реакцию со стороны правительства, в мае этого года договорившегося было с металлургами о замораживании внутренних цен на прокат.

Руководители крупнейших производителей стали были вызваны в Министерство металлургической промышленности, где им напомнили о взятых на себя обязательствах. Кроме того, представители Министерства заявили, что власти выполнили свои обещания, данные металлургам, в частности, отменили экспортную пошлину на сталь и увеличили таковую на железную руду.

Сталелитейные компании, со своей стороны, поспешили откреститься от этих обвинений. Крупнейшая государственная компания SAIL даже заявила, что не будет пересматривать свои отпускные цены в августе, когда действие трехмесячного моратория закончится. По общему мнению, виновными в несанкционированном повышении цен являются металлотрейдеры. В качестве мер по усилению ценового контроля предложено заключать с посредниками договора, в которых будет фиксироваться розничная цена, публиковать прайс-листы металлургических компаний в местных СМИ, а также создать специальную торговую систему в Интернете, где могли бы размещать свои заказы розничные потребители.

О том, какие меры реально будут приняты, пока не сообщается, однако стоимость, например, горячекатаных рулонов на индийском спотовом рынке в начале июля находилась в интервале примерно 1000-1180 долларов за тонну ex-works, а сообщений об обратном понижении цен пока не поступало. Тем не менее правительство, судя по всему, твердо намерено вернуть цены на прежний уровень — около 900-950 долларов за тонну.

Вслед за Вьетнамом и Индонезией, приглашающими иностранные металлургические компании к участию в расширении мощностей национальной сталелитейной промышленности, к аналогичному решению пришел и Таиланд. При этом правительство страны не стало проводить конкурса между проектами, а просто выдало разрешение Nippon Steel, JFE, Arcelor Mittal и Baosteel на строительство предприятий. Ранее эти четыре корпорации подавали таиландским властям предложения о создании на территории страны крупных интегрированных металлургических комплексов по производству высококачественной стальной продукции, используемой, в частности, в автомобилестроении. Однако, хотя Таиланд отличается высокими темпами роста потребления стали, сразу четыре новых меткомбината ему точно не нужны.

А в Китае официально завершилось слияние, анонсированное несколько недель тому назад. Компании Tangshan Iron & Steel Group и Handan Iron and Steel Group создали объединение Hebei Iron and Steel Group Co., которое по объемам производства стали (более 31 млн. тонн в 2007 году) опередило бессменного лидера отрасли на протяжении многих лет Baosteel. Впрочем, учитывая, что производственные мощности новоиспеченной компании разнесены на достаточно большое расстояние двух от друга, неизвестно, насколько тесной будет их интеграция.

Разрывы

По данным британской консалтинговой компании MEPS, цены на мировом рынке стали в июне этого года возросли в среднем на 7%, однако это значение скрывает весьма значительные региональные расхождения. Цены на металлопродукцию в различных частях мира растут с разной скоростью и в связи с этим уже довольно значительно отличаются друг от друга. Это способствует активизации экспортных операций, объем которых сократился в конце прошлого года из-за резкого увеличения расходов на доставку и относительно равных цен в странах-экспортерах и импортерах. Теперь же более 100 долларов за тонну при поставке, например, из Восточной Азии в Европу или на Ближний Восток больше не являются препятствием. Более того, больше не препятствуют росту продаж за рубеж и экспортные пошлины в Китае, где внутренние цены на наиболее ходовые категории проката — арматуру и горячекатаные рулоны — застыли в интервале 780-820 долларов за тонну ex-works.

Особенно велик разрыв в ценах на рынке длинномерного проката. Турецкие компании в начале июля подняли цены на заготовки до 1330-1350 доларов за тонну FOB, а продукция из СНГ подорожала до около 1300 долларов за тонну C&F при поставках в Турцию. В то же время в Восточной Азии стоимость длинномерных полуфабрикатов не превышает 1200 долларов за тонну C&F, а китайские экспортеры удовлетворяются и менее 1150 долларов за тонну FOB.

Дефицит заготовок привел к тому, что эта продукция в некоторые случаях может стоить дороже арматуры. В Восточной Азии китайская арматура предлагается по 1080-1100 долларов за тонну FOB, однако для покупателей в государствах Персидского залива китайские компании взвинчивают цены до 1250-1300 долларов за тонну FOB, а при поставках в ОАЭ — до 1350 долларов за тонну FOB. Впрочем, турецкая арматура, предназначенная для того же Персидского залива, предлагается уже дороже 1450 долларов за тонну FOB. При этом в Западной Европе максимальные цены местных производителей  не превышают 1350 долларов за тонну ex-works, однако и спрос на длинномерный прокат в большинстве стран ЕС в последние месяцы резко сократился. В США стоимость арматуры между тем едва достигает 1080 долларов за метрическую тонну ex-works, так что в ближайшее время можно ждать появления данной продукции на рынках Латинской Америки или Северной Африки.

В секторе плоского проката контрасты менее резкие. Тем не менее, слябы, поставляемые в страны Восточной Азии из Латинской Америки и СНГ, достигают 1150 долларов за тонну C&F, что превышает региональный уровень для горячего проката. Японские компании предлагают горячекатаные рулоны для стран Юго-Восточной Азии только по 1050-1070 долларов за тонну FOB, а стоимость китайской продукции стабилизировалась в интервале 1030-1070 долларов за тонну FOB, и только крупнейшие компании выставляют цены до 1100 долларов за тонну FOB.

Азиатская продукция в достаточно значительных количествах поступает в страны Персидского залива, где горячекатаные рулоны из СНГ котируются на уровне 1200-1250 долларов за тонну C&F, а также в Европу. В июле европейские металлурги подняли цены на горячий прокат до 750-770 евро за тонну (около 1185-1220 долларов) ex-works, однако и аналогичная импортная продукция стоит не дешевле 750-780 евро за тонну CIF.

И вновь пропускает ход Америка. По предварительным данным, местные компании испытывают трудности с подъемом цен на горячий прокат до более 1100 долларов за короткую тонну (1213 долларов за метрическую тонну). Впрочем, в данном случае американцы просто идут вровень с мировым рынком.

Предложение, от которого нужно отказаться

Австралийская компания Rio Tinto, второй по величине экспортер железной руды в мире, к началу июля заключила все контракты на текущий финансовый год с азиатскими потребителями сырья. Цены при этом были такими же, как и в соглашениях с китайскими металлургическими компаниями, и предусматривали рост по сравнению с предыдущим финансовым годом на 80-97%. Как заявило руководство Rio Tinto, теперь уж компания, обладая твердыми гарантиями сбыта, приступит к реализации своего мегапроекта по расширению добычи руды на месторождениях региона Pilbarra в Западной Австралии до 320 млн. тонн в год к 2012 году и 420 млн. тонн — в более долгосрочной перспективе.

Однако другая австралийская компания-экспортер ЖРС BHP Billiton до сих пор не достигла договоренности с потребителями руды. При этом BHP Billiton заявляет, что вообще не собирается заключать новые годовые контракты, а хочет полностью сломать всю систему ценообразования на мировом рынке железорудного сырья, отказавшись от ежегодного определения базовых цен путем переговоров. Вместо этого австралийцы предлагают, по их мнению, более гибкий и прозрачный механизм, предполагающий привязку цен на руду к определенным индексам. Судя по всему, в качестве базы для этих индексов предлагается взять цены на стальную продукцию и, возможно, различные виды металлургического сырья, а также, не исключено, энергоносители.

Китайские металлургические компании отвергли это предложение. Переговоры между их представителями и BHP Billiton были приостановлены. Как заявляет китайская металлургическая ассоциация CISA, принятие системы, за которую выступают австралийцы, де-факто приведет к диктату со стороны “большой тройки” экспортеров руды, контролирующей более 70% трансокеанских поставок. Кроме того, по мнению китайцев, такая система будет “игнорировать принципы спроса и предложения”.

Так или иначе, BHP Billiton вроде бы не стала настаивать. По данным информагентств, 4 июля австралийская компания подписала с Baosteel соглашение на поставки железной руды в 2008-2009 финансовом году на тех же условиях, что и Rio Tinto. До этого BHP Billiton опровергала наличие подобных контрактов.

Между тем, на спотовом рынке железной руды ситуация достаточно спокойная, что вызвано в частности относительно низкими объемами китайского импорта. Индийский 63,5%-ный концентрат котируется на уровне 183-185 долларов за тонну CIF Китай. При этом в качестве одного из основных факторов, приведших к некоторому понижению цен несмотря на повышение в Индии экспортных пошлин на руду специалисты называют падение ставок на фрахт. В частности, стоимость доставки тонны руды из Австралии в Китай уменьшилась от более 45 долларов в мае до около 33 долларов в начале июля. Правда, как только китайцы, израсходовав свои запасы, складированные в портах, снова приступят к широкомасштабным закупкам руды, тарифы, очевидно, снова возрастут.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
 

Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.

Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:


Договор дороже денег

В конце июня — начале июля стоимость стальной продукции в Индии подскочила на 20-25%, что вызвало жесткую реакцию со стороны правительства, в мае этого года договорившегося было с металлургами о замораживании внутренних цен на прокат.

http://ukrrudprom.ua/analytics/hggffgf0112457878.html

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.