Специалисты полагают, что победа OYAK может объясняться стремлением турецкого правительства сохранить в руках национальных инвесторов контроль над крупнейшим в стране производителем стали, а Фонд получил, как говорится, социальный заказ.
Впрочем, проигравшие не долго огорчались. Ряд неудачливых претендентов на Erdemir собираются принять участие в приватизации “Криворожстали”, которая станет последним крупным металлургическим комбинатом, выставляемым на продажу в Восточной Европе (в государственной собственности в регионе еще остаются несколько предприятий в Словении и Румынии, однако их мощность относительно невелика).
Кроме того, ведущие производители стали, не готовые переплачивать за турецкий завод согласны тратить не меньшие, а то и большие средства на другие проекты. Та же Mittal Steel 8 октября должна была подписать договор с администрацией штата Джаркханд о строительстве там металлургического комбината производительностью 12 млн. тонн в год и стоимостью 10 млрд. долларов. Другой участник конкурса по Erdemir — российская “Северсталь” — в партнерстве с General Electric Capital и другими инвесторами будет строить в США завод по выпуску 1,5 млн. тонн автолиста в год. Доля “Северстали” оценивается в 200 млн. долларов.
Магнитогорский металлургический комбинат выразил намерение приобрести компанию Pakistan Steel — благо этот завод в Карачи строили в 70-е годы советские специалисты. В то же время, индийская Tata Steel выразила аналогичный интерес в отношении таиландских производителей длинномерного проката и теперь выбирает между Tusco и Millennium Steel.
Автомобилестроителей просят раскошелиться
В начале октября активность на мировом рынке стали резко снизилась. В мусульманских странах начался Рамадан, в течение которого бизнес-операции в значительной мере сворачиваются, а в Китае и Японии прошла праздничная неделя. Вследствие этого цены остались относительно стабильными.
Настроения производителей стали остаются достаточно оптимистичными в западных странах, но азиатские компании считают, что будущее не несет им ничего хорошего. Корейская компания Posco предполагают, что цены на региональном рынке в ближайшие месяцы будут снижаться из-за локального избытка предложения, в первую очередь, со стороны китайских компаний. Кроме того, негативное воздействие на стоимость стальной продукции может оказать продолжающийся подъем цен на нефть, способный затормозить темпы роста мировой экономики.
В самом Китае продолжается спад. Особенно сильно пострадали горячекатаные рулоны, которые предлагаются некоторыми компаниями лишь немногим дороже 3050 юаней за тонну ex-works (около 355 долларов за тонну для импортного эквивалента) — практически, по цене заготовок. По последним оценкам местных специалистов, производство стали в стране в текущем году может достигнуть 350-358 млн. тонн, более чем на 70 млн. тонн превысив показатель предыдущего года.
Одно из немногих “светлых” мест на региональном рынке — автолист, спрос на который остается очень высоким, а производство — достаточно умеренным. Японская компания JFE Steel даже заявила, что в 2006-2007 финансовом году увеличит его стоимость, компенсировав долгие годы низких цен. Аналогичная ситуация складывается и в Европе. Как сообщила британско-нидерландская корпорация Corus, в ее планах значится повышение цен на сталь, поставляемую на заводы Renault и Ford в Европе. Правда, у автопроизводителей тоже есть возможность адекватного ответа на претензии поставщиков. Так, германская компания Audi , недовольная подъемом цен на стальную продукцию, заявила, что будет искать альтернативных партнеров среди российских и китайских компаний.
Сопротивление росту цен на сталь в Европе наблюдается не только в автомобилестроении. Так, у европейских металлургов не получается пока повысить цены на конструкционную сталь. Стоимость арматуры так и осталась в интервале 320-350 евро за тонну ex-works, незначительно подорожали только балки и профили. На рынке листовой стали подорожание в размере до 15 евро за тонну отмечается только в странах юга Европы. Импортные горячекатаные рулоны поступают в ЕС по ценам, близким к 360-380 евро за тонну ex-works.
Цены на стальную продукцию из СНГ также не претерпели в последнее время особых изменений. Заготовки предлагаются российскими и украинскими предприятиями по 340-355 долларов за тонну FOB — по той же цене, что и в конце сентября. Ситуация на рынке слябов остается неопределенной, спрос относительно невысокий, цены прыгают от 285-290 долларов за тонну FOB при поставках на Дальний Восток до 340 долларов за тонну FOB при продажах в Европу. Активность в секторе длинномерного проката снизилась из-за Рамадана, хотя на цены это существенно не повлияло: от 350 долларов за тонну FOB для арматуры и до 400 долларов за тонну FOB при экспорте катанки и сортового проката. Попытки российских производителей повысить цены на листовую сталь проходят с переменным успехом, цены на горячекатаные рулоны колеблются от менее 400 долларов до 430-435 долларов за тонну FOB, холоднокатаные никак не хотят отрываться от планки в 500 долларов за тонну FOB.
В ближайшие недели должно стать ясно, получится ли что-либо с повышением цен, затеянным западными компаниями, или оно провалится везде, кроме, возможно, США.
Металлурги еще поборются
Недавние заявления производителей железной руды и некоторых рыночных специалистов о неизбежности повышения цен на сырье в 2006 году вызвали возмущение со стороны металлургов, которым приходится преодолевать последствия спада.
Как заявил генеральный секретарь International Iron & Steel Institute Иан Кристмас, с 1999 года цены на руду поднялись на 256%, а на сталь — только на 156%. По словам других специалистов, до 2007 года в мире войдут в строй мощности по добыче 130 млн. тонн руды в год, из которых 78 млн. тонн будет приходиться на “большую тройку” в составе CVRD, BHP Billiton и Rio Tinto, так что никакого дефицита на рынке не должно возникнуть. О необходимости снизить цены заявило и руководство лидера китайской металлургии Baosteel. По словам президента этой компании Сю Лецзяня, поставщикам руды, упирающим на непрерывный рост китайского импорта, стоит задуматься не о краткосрочных прибылях, а о налаживании долгосрочных взаимовыгодных отношений с Китаем.
Производители железной руды пока не отреагировали на эти призывы. Впрочем, уже понятно, что переговоры по ценам на 2006 год будут иметь весьма ожесточенный характер. Тем временем, на спотовом рынке руды (представленном, в основном, поставками индийского сырья в Китай) произошло снижение цен до 62-65 долларов за тонну C&F (63,5%-ный концентрат), вызванное уменьшением стоимости стальной продукции на китайском рынке.
Существенно подешевел в начале октября и металлолом. В Европе падение достигло 30-40 евро за тонну, а экспортные цены на лом уменьшились не менее чем на 30 долларов за тонну. Некоторые трейдеры даже предлагали материал HMS №1 в Турцию по 200-210 долларов за тонну FOB. Российский и украинский лом подешевел в меньшей степени: сообщалось о продажах материала 3А по ценам порядка 210-215 долларов за тонну C&F — примерно на 10-20 долларов за тонну меньше, чем в октябре. В Азии спад был существенно меньшим, стоимость того же 3А в странах региона может достигать и даже превышать 240 долларов за тонну C&F, однако эта относительная стабильность вызвана преимущественно низким торговым оборотом.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Тендер по продаже 46,12% акций меткомпании Eregli Demir and Celik Fabrikalari TAS (Erdemir)завершился неожиданной победой турецкого пенсионного фонда OYAK, представляющего интересы отставных военных. Представители Mittal Steel и Arcelor считают, что цена продажи комбината — 2,77 млрд. долларов — была сильно завышена. Тем не менее приватизация завода была достаточно прозрачной, и OYAK завоевал Erdemir в честной борьбе.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 21 декабря
12:30 21 декабря
12:00 21 декабря
11:30 21 декабря
11:00 21 декабря
10:30 21 декабря
10:00 21 декабря
09:30 21 декабря
[13:43 21 декабря]
Абхазия столкнулась с самым суровым за последние 30 лет энергетическим кризисом.
[10:10 21 декабря]
[07:30 21 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.