После захватывающего аукциона по продаже государственного пакета акций ОАО “Криворожсталь” взгляды игроков, экспертов и простых обывателей обратились к еще одной жемчужине украинской металлургии — Никопольскому заводу ферросплавов, одному из крупнейших в мире производителей ферросплавов, занимающему монопольное положение в Украине по производству ферромарганца углеродного и силикомарганца.
Проведенная в 2003 году приватизация НЗФ проходила под лозунгом “зачем платить больше”. Напомним, тогда начальная цена 25% пакета акций НЗФ была определена в 53 млн. гривен. А еще были особые условия конкурса, в результате которых к участию в нем был допущен только один покупатель. Продажа 25% пакета акций за 205 млн. гривен, и последующая продажа еще одного 25% пакета за такую же сумму одному игроку рынка вызывали просто черную зависть у другого игрока.
Впоследствии, ситуация стала развиваться согласно народной примете — если человеку сильно завидуют, ему следует ожидать неприятностей. Кроме “темных” сил против Виктора Пинчука сыграл еще один очень важный фактор — вокруг предприятия переплелось слишком много интересов, один из которых представляла группа ПриватБанка. Но проблема Игоря Коломойского и компании родилась не сегодня, а в том самом 2003 году, когда эта бизнес наряду с Виктором Пинчуком претендовала на приватизацию завода. НЗФ необходим был “Привату” как главный камешек в драгоценной диадеме ферросплавов — все остальные ферросплавные объекты в Украине уже были под их контролем. Но в те славные времена, когда гарантом Конституции был Папа, шансы ПриватаБанка овладеть заводом были ничтожными.
В итоге у Пинчука оказалось 73% акций, у Коломойского — 26% и старый реестр акционеров завода, который хранила компания “Славутич-Регистратор” и согласно которому у Пинчука было 23% акций, у Коломойского — 26%, а контрольный пакет (50%+1 акция) принадлежал государству. В смутные времена реестр тихонько лежал в каком-то сейфе до тех пор, пока не понадобился власти (в лице тогда премьер-министра Юлии Тимошенко) для борьбы с Пинчуком.
И началось захватывающая игра — найди реестр и исполни решение суда, в которой приняли участие едва ли не большая часть представителей украинской власти, начиная с главы Фонда госимущества Украины и заканчивая Генеральной прокуратурой.
Не вдаваясь в детали этого увлекательного романа, попытаемся подвести промежуточный итог и спрогнозировать, что из этого может получиться.
Вначале, маленькое отступление. По недавним сообщениям Генпрокуратуры, в результате проверок были выявлены факты нарушения законодательства должностными лицами Фонда государственного имущества Украины в ходе приватизации открытых акционерных обществ “Никопольский завод ферросплавов” (в 2003 году) и “Криворожский горно-металлургический комбинат “Криворожсталь” (в 2004 году). По данным фактам прокуратура возбудила уголовное дело.
Кстати, в сообщении Генпрокуратуры есть интересная фраза — “продолжая свои “незаконные действия, должностные лица Фонда государственного имущества Украины, злоупотребляя служебным положением и действуя в интересах третьих лиц, предоставили незаконные преимущества промышленно-финансовому консорциуму “Инвестиционно-металлургический “Союз” (Донецк) в приобретении в 2004 году государственного пакета акций ОАО “Криворожский горно-металлургический комбинат “Криворожсталь” за 4 млрд. 260 млн.грн”. Если перевести ее на общедоступный язык, это значит, что был сговор должностных лиц Фонда с представителями покупателя. Согласно статье 232 Гражданского кодекса Украины, доверитель (в данном случае — государство) имеет право требовать от своего представителя и другой стороны (то есть покупателя) солидарного возмещения убытков, причиненных ему в связи с совершением договора вследствие злонамеренной договоренности между ними. То есть, при умелой работе юристов, это повод не только не возвращать Пинчуку деньги за НЗФ, а еще и потребовать соответствующей компенсации от ИМС.
Но пока прокуратура “копала”, премьер-министр Украины Юрий Ехануров поручил ФГИ и профильным министерствам подготовить конкурсные условия по повторной продаже 50%+1 акция ОАО “Никопольский завод ферросплавов”. Соответствующее распоряжение было отдано 27 января 2006 года. А уже 6 февраля, народный депутат Украины от фракции социалистов Николай Садовый зарегистрировал в Верховной Раде два законопроекта, призванных не допустить приватизацию завода. Один из них — закон о внесении изменений в Закон Украины “О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации”, которым предлагалось включить в данный перечень ОАО “Никопольский завод ферросплавов”.
Второй документ — проект Постановления Верховной Рады о неотложных мероприятиях по урегулированию ситуации вокруг ОАО “Никопольский завод ферросплавов”. Постановлением предполагалось ввести мораторий на приватизацию пакета акций, принадлежащих государству в уставном фонде ОАО “НЗФ”, на время до принятия соответствующего решения Верховной Радой Украины.
Постановлением также давалось поручение Кабмину и ФГИ на время действия моратория принять неотложные меры относительно сохранения в государственной собственности 50%+1 акция в уставном фонде ОАО “НЗФ” и обеспечить надлежащее управление этим пакетом.
Если бывший преподаватель физики вносит законопроекты, от которых пахнет большими деньгами — значит, это кому-то нужно, и долго такой законопроект на полке не залежится. Так и случилось. Через три дня (невиданная скорость рассмотрения) Верховная Рада принимает оба законопроекта, причем каждый из них набрал больше 280 голосов. “За” голосовали все фракции, кроме пропрезидентских “Руха”, Партии промышленников и предпринимателей, “Нашей Украины” (частично), а также фракции БЮТ и ее саттелита — “Единой Украины” Богдана Губского. Итоги голосования достаточно красноречивы, хотя интересы у каждого свои. К примеру, народный депутат Виктор Пинчук также голосовал “за”. Видимо он все еще надеется, что сможет отсудить у государства отобранные у него акции. Отметим, что если Генпрокуратура доведет дела до логического завершения, то шансов у Виктора Михайловича практически никаких. Остальные парламентские “тяжеловесы” также заинтересованы в том, чтобы акции НЗФ оставались в руках государства. С ним и судиться легче, да и кто сказал, что внесение в список не подлежащих приватизации со временем не обернется “вынесением”. А может и “выносить” не придется, ведь главное — поуправлять акциями, принадлежащими государству.
Нет сомнений в том, что Президент Украины Виктор Ющенко наложит вето на закон, которым госпакет акций НЗФ включен в перечень предприятий, не подлежащих приватизации. Вряд ли депутатам удастся преодолеть вето на этот закон — 280 голосов, это когда без партийной дисциплины, от этой цифры следует отнять голоса некоторых “нашеукраинцев”, которые также голосовали “За” закон, но не будут голосовать за преодоление вето.
Более важным представляется вопрос, что правительство намерено делать с Постановлением о введении моратория на приватизацию НЗФ на период до принятия специального решения Рады. Аналогия с “Криворожсталью”, когда правительство просто проигнорировало Постановление Верховной Рады “О сохранении в собственности государства пакета акций ОАО “КГМК “Криворожсталь” от 18 октября 2005 года №2980-IV, вряд ли уместна. Времена уже не те, страна живет с обновленной Конституцией, а изменениями в статью 113 Конституции Украины, которые вступили в силу с 1 января 2006 года, предусмотрено, что Кабинет министров Украины в своей деятельности теперь должен руководствоваться также постановлениями Верховной Рады Украины. Что означает эта норма на практике, может разъяснить только Конституционный суд, который, как известно, на сегодняшний день время не дееспособен.
Кабинет министров может, конечно, заручиться выводом Министерства юстиции, которое найдет какую-то зацепку, к примеру, что указанное постановление Рады принято с превышением ее полномочий, поскольку данный вопрос может регулироваться только законом. Нечто подобное происходит с постановлением об отставке Правительства — в то время как председатель Верховной Рады Владимир Литвин и большинство депутатов считают членов правительства “и. о.”, они сами и Президент так не считают, свидетельство чему — последние постановления Кабмина и указы Президента, в которых приставка и. о. по отношению к членам правительства отсутствует.
В действительности же, пока Конституционный суд не отменит постановление Рады, оно будет обязательно к исполнению. То есть, в случае проведения аукциона по продаже НЗФ — после решения в Конституционном суде вопроса о статусе постановлений Верховной Рады, его результаты можно будет отменить. Отмена результатов приватизации возможна также в случае, если Конституционный суд признает соответствующим Конституции Украины постановление Верховной Рады об отставке правительства Юрия Еханурова. В этом случае получим ситуацию, когда правовые акты, регламентирующие проведение конкурса, были подписаны ненадлежащим лицом.
Кстати, есть еще один нюанс. Если даже правительство решится проводить конкурс по продаже НЗФ, это у него может не получиться из-за особой позиции главы ФГИ Валентины Семенюк, у которой никак не получается зачислить на счет Фонда акции завода. А если и впредь не получится? А повлиять на Валентину Петровну будет нелегко — олигархов она не боиться, а чтобы снять ее с должности, необходимо согласие Верховной Рады.
В общем, потенциальным покупателям акций НЗФ есть над чем призадуматься. Предстоящий аукцион окутан слишком густым туманом правовых неопределенностей, которые могут аукнуться в будущем самым непредсказуемым образом. Хотя, может это и неспроста — украинские олигархи знают, что самая крупная рыба ловится в мутной воде.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
27 января 2006 года премьер-министр Украины Юрий Ехануров поручил Фонду госимущества и профильным министерствам подготовить конкурсные условия повторной приватизации 50%+1 акция ОАО “Никопольский завод ферросплавов”. Удастся ли НЗФ повторить судьбу “Криворожстали” — уйти с молотка за баснословную сумму? Состоится ли аукцион вообще? И не слишком ли высокими будут риски потенциального инвестора?
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
12:30 22 декабря
12:00 22 декабря
11:30 22 декабря
11:00 22 декабря
10:30 22 декабря
10:00 22 декабря
09:00 22 декабря
08:30 22 декабря
[14:10 22 декабря]
[07:30 22 декабря]
Украина переживает последствия мощной атаки на госреестры Минюста.
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.