Доля угля среди всех запасов органического топлива в Украине составляет около 95%. Его хватит еще на 300-400 лет интенсивной добычи, поэтому для нашей страны уголь является практически единственной гарантией ее энергетической независимости. Этим объясняется достаточно робкая реструктуризация угольной отрасли всеми украинскими правительствами, хотя необходимость в этом давно назрела.
Сейчас в Украине работает 166 шахт и 3 разреза, ведущих добычу открытым способом. За последние 10 лет выбыли производственные мощности по добыче 81,6 млн. тонн угля, что привело к снижению к снижению объемов добычи угля с 135, 6 млн. тонн в 1991 году до 80,14 млн. тонн в 2004 году. Износ промышленно-производственных фондов угледобывающих предприятий составляет в среднем 65%. В парке действующего отбойного оборудования удельный вес очистных механизированных комплексов и проходческих комбайнов нового поколения составляет лишь около 2%.
Высокая изношенность основных фондов требует значительного финансирования не только на развитие, но и на поддержание текущего уровня производства. Отличительная черта угольной отрасли — потребность в значительном количестве основных фондов (строительство и оснащение зданий и сооружений, машины и механизмы, обеспечивающие технологический процесс добычи и переработки угля, проведение подготовительных горных работ). Средняя же длительность инвестиционного цикла в отрасли составляет 7 лет и обойтись собственными средствами предприятия не могут.
До последнего времени украинский углепром напрямую зависел от государственного дотирования. Так, государственная программа “Украинский уголь”, утвержденная в 2001 году, предусматривает ежегодные государственные дотации в отрасль в 2002-2010 годах на уровне 2,2-2,4 млрд. гривен.
С началом же приватизационной кампании в техническом состоянии отрасли наметились сдвиги к лучшему. Например, за 4 года первая приватизированная украинская шахта “Комсомолец Донбасса” получила от собственника (ОАО “Авдеевский коксохимический завод”) более 200 млн. гривен и сумела увеличить добычу примерно на 27% или 0,5 млн. тонн. Приватизированная холдинговая компания “Павлоградуголь” за 9 месяцев работы “в частных руках” может похвастаться пока гораздо более скромными поступлениями — в июле-декабре 2004 года они составили более 50 млн. гривен, а в целом до 2008 года инвестор (ОАО “Авдеевский коксохимический завод“) планирует вложить в инфраструктуру компании более 600 млн. гривен.
Сейчас в Украине работают 5 приватизированных или арендованных угольных предприятий (ОАО "Павлоградуголь", ОАО "Угольная компания "Шахта "Красноармейская-Западная №1", ОАО "Краснодонуголь", "Шахта им. Засядько" и ОАО "Шахта "Комсомолец Донбасса"), которые в сумме добывают свыше 35% угля. Несмотря на явные успехи частных собственников в управлении предприятиями (увеличение добычи и повышение продуктивности) и их значительные капвложения, государство так до сих пор не определило свою позицию по поводу приватизации отрасли и отношений с приватизированными предприятиями. А оппоненты широкомасштабной приватизации оправдывают успехи частных угольщиков тем, что они купили изначально прибыльные объекты.
По большому счету приватизация углепрома может решить главную проблему отрасли — финансирование, значительно сократив госдотации и повысив при этом инвестиционную привлекательность отрасли. Теперешние собственники-угольщики предлагают государству участвовать только в крупных инвестпроектах, а текущие проблемы решать самостоятельно. “Я исхожу из постулата: угольная отрасль — дотационная, — говорит исполнительный директор Ассоциации “Донбасская топливно-энергетическая компания”, председатель наблюдательного совета ОАО “Павлоградуголь” Александр Чмиренко. — По моему мнению, финансовое оздоровление отрасли возможно за счет разгосударствления части отрасли. При этом государственная поддержка отрасли необходима для поддержания текущей работоспособности государственных предприятий, развития производства предприятий всех форм собственности, если это касается стратегической энергобезопасности страны“.
В частности, государство могло бы вести совместное с инвестором финансирование строительства новых шахт (например, стоимость проекта строительства “Павлоградуглем” новой шахты составляет около 3 млрд. гривен). И пока вопрос — что именно и кого субсидировать для государства остается без ответа, оно оставляет частные шахты практически без внимания, узаконив только ответственность за взятые инвестобязательства. А ведь ответственность-то должна быть обоюдная, потому что собственник тоже работает на укрепление энергетического потенциала государства, при этом обеспечивая поступления в бюджет и социальную защиту своих работников.
Сторонники реформирования отрасли считают, что можно найти инвестора и на бесперспективные, закрываемые шахты. Кстати, с 1995 по 2004 год специалисты готовили документы на закрытие 119 шахт и 6 разрезов из-за нерентабельности их работы, однако до сих пор ни одна из шахт так официально не закрыта. В закрываемых убыточных предприятиях инвестор сможет выбрать остатки угля и за собственные средства законсервировать шахту, государство же получит дополнительные объемы продукции и налоги.
А потратить полученные средства будет на что… Ведь кроме нехватки финансирования, в отрасли существует масса других проблем: несоответствие цены на уголь затратам на его добычу, несвоевременные и неполные расчеты за отгруженную продукцию, задолженность по зарплате и низкий ее уровень, нехватка средств на содержание социальной сферы, социально-экономические, экологические и технические проблемы, связанные с ликвидацией шахт, недостаточный уровень техники безопасности и охраны труда.
Мировой опыт реформирования угольной отрасли показывает, что решить проблемы угольщиков можно. Например, Великобритании удалось стать единственной страной с полностью приватизированной угольной отраслью, которая при этом успешно функционирует. А опыт Польши и России свидетельствует, что успешность приватизации зависит от своевременной реструктуризации предприятий отрасли, внедрения программ трудоустройства рабочих, защиты окружающей среды.
Функции же государства в реформированной угольной отрасли должны состоять в создании прозрачных механизмов ценообразования, сохранении разумного объема госсобственности в отрасли, которая будет гарантией обеспечения энергетической безопасности, развитии региональных программ развития шахтерских районов, контроле безопасности труда и контроле за экологией.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Ухудшение материально-технического состояния отечественной угольной отрасли и нехватка бюджетных средств на ее развитие вызвали дискуссию о необходимости широкой приватизационной кампании. Сторонники масштабной приватизации оперируют позитивными примерами эффективной работы частных шахт. Их оппоненты утверждают, что энергетическая безопасность страны должна гарантироваться госсобственностью.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 21 декабря
12:30 21 декабря
12:00 21 декабря
11:30 21 декабря
11:00 21 декабря
10:30 21 декабря
10:00 21 декабря
09:30 21 декабря
[21:42 21 декабря]
[13:43 21 декабря]
Абхазия столкнулась с самым суровым за последние 30 лет энергетическим кризисом.
[10:10 21 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.