В начале августа руководство предприятия объявило о подписании контракта на изготовление десяти ракетоносителей “Зенит”. С учетом возможности запусков конверсионных ракет “Днепр” с полигонов Байконур и Ясный российских космических войск, а также РН “Циклон” с космодрома Плесецк и строящегося украинско-бразильского космодрома Alcantara возобновление производства наиболее востребованных отечественных носителей гарантирует Украине высокое место в рейтинге космических держав как минимум на два ближайших года. Стоимость контракта, подписанного “Южмашем”, не оглашается. Впрочем, специалисты оценивают нынешний пакет заказов “Южмаша” в 1,3 млрд. долларов. Гендиректор предприятия Виктор Щеголь рассказал “УкрРудПрому”, что изготовленные “Южмашем” ракеты должны стартовать в 2012-2013 годах как с тихоокеанской платформы Odyssey, так и с наземного пускового комплекса на Байконуре. Финансироваться производство ракет будет частично за счет консорциума Sea Launch, частично за средства Федеральной космической программы РФ.
В нынешнем году украинские ракеты уже дважды стартовали с космодрома “Байконур”, выполнив российские госзаказы. В январе “Зенит-3SLБФ” с разгонным блоком “Фрегат-СБ” производства НПО им. Лавочкина вывел на геостационарную орбиту метеоспутник “Электро-Л”, который после тестирования начал поставлять данные с орбиты о гидрометеорологической и гелиогеофизической обстановке в околоземном пространстве и попутно ретранслировать сигналы радиобуев системы поиска аварийных судов КОСПАС. В июле той же ракетой была запущена орбитальная обсерватория “Спектр-Р” с радиотелескопом “Радиоастрон”, предназначенная для исследования гравитационного поля Земли, галактик и квазаров, районов, прилегающих к гигантским черным дырам и других космических объектов. Еще два пуска “Зенитов” с Байконура запланированы на октябрь и ноябрь. Первым из них “Зенит-3SLБФ” в рамках контракта Sea Launch и Intelsat должен вывести на орбиту телекоммуникационный спутник Intelsat-18, а во втором случае полезной нагрузкой украинской ракеты будет станция “Фобос-Грунт”, изготовленная в интересах Федеральной космической программы РФ. Готовится к возобновлению деятельности и океанская стартовая платформа. По данным Sea Launch, в середине июля ракетоноситель “Зенит-3SL” прибыл в порт базирования сборочно-командного судна и стартовой платформы Odyssey — Лонг Бич (Калифорния) для сентябрьского запуска спутника связи Atlantic Bird 7, принадлежащего Eutelsat Communications.
Этим планы украинских ракетчиков не ограничиваются. В августе будут возобновлены старты по программе “Днепр”, предусматривающей выведение коммерческих спутников конверсионными межконтинентальными баллистическими ракетами SS-18 Satan, изготовленными в Днепропетровске и в настоящее время находящимися на вооружении российских космических войск. В конце лета РН “Днепр” запланировано выведение на орбиту группы спутников Nigeriasat-2, NX, Rasat, Edusat, AprizeSat 5/6, PQ-Gemini 1-4, BPA-2, а также украиснкого “Сич-2”. В октябре “Днепр” должен будет вывести на орбиту спутники KOMPSat-5 и Hausat-2, а под занавес года — Sudansat-1 и “Чибис M”.
Если эти планы осуществятся, то украинские ракетчики повторят результат 2008 года, когда было осуществлено 8 космических пусков. В прошлом году их было всего лишь три. Ракетоносители “Южмаша” внесут весомый вклад в программу “Роскосмоса”, поставившего перед собой задачу к 50-летию полета в космос Юрия Гагарина вывести на орбиту 50 космических аппаратов. После того, как в декабре прошлого года основной российский носитель “Протон” не смог вывести на заданную орбиту разгонный блок и потерял сразу три спутника, эксплуатация “Протонов” была временно приостановлена. А само ЧП не только вызвало шумиху в мировых СМИ, но и затруднило новые запуски.
В редакции российского журнала “Новости космонавтики” подсчитали, что за первое полугодие 2011 г. российские ракеты стартовали 11 раз, тогда как за аналогичный период прошлого года было выполнено 17 пусков. Правда, и это количество обеспечивает России бессменное лидерство на рынке пусковых космических услуг. В первом полугодии нынешнего года в мире было выполнено 30 пусков ракетоносителей (на 5 меньше, чем за этот же период прошлого года). За Россией (с ее 11 пусками) следуют США — 8, Франция — 3, КНР — 2, по одному у Японии, Индии и Израиля. При этом “Зениты”, изготовленные в Украине, по давней российской традиции в рейтинге “Новостей космонавтики” отнесены на счет России.
В КБ “Южное”, которое является конструктором этих ракет, к такой ситуации относятся спокойно. На предприятии рассказали, что существуют различные подходы к космической статистике. По международной практике, автором запуска считается страна, заявившая его в своем пусковом манифесте (Launch Manifest). И если верить этому российскому документу на 2011 год, все украинские ракеты, кроме той, что была изготовлена для старта с океанской платформы в Тихом океане, будут записаны на счет России. Хотя в КБ “Южное” считает все спроектированные в Днепропетровске ракеты своими, а на “Южмаше” утверждают, что хороший послужной список предприятию необходим, чтобы выйти на уровень положительной рентабельности. На заводе, в лучшие годы изготавливавшем до сотни ракет в год, подсчитали, что могут вести безубыточную деятельность лишь при объеме производства не менее 10 ракет в год. Однако этой планки можно достичь, участвуя одновременно сразу во многих космических проектах.
К таковым, помимо уже упомянутых программ “Морской старт”, “Наземный старт”, “Днепр” сегодня относится создание космодрома Alcantara и ракетоносителя “Циклон-4” украинско-бразильским СП Alcantara Cyclone Space. Кроме того, днепропетровские ракетчики пытаются расширить перечень космических аппаратов, для которых поставляют комплектующие. “Южмаш” по договору с американской компанией Orbital Sciences изготавливает для последней основную конструкцию первой ступени грузовой ракеты Taurus II, которая станет основным извозчиком на МКС после выведения из эксплуатации шаттлов. А для легкого европейского носителя Vega будет изготавливать маршевые двигатели для четвертой ступени. Однако на предприятиях, в годы существования Союза заслуживших славу самого совершенного ракетно-космического производственного комплекса, считают, что список этих проектов может быть гораздо больше.
В мае этого года КБ “Южное” обнародовало сразу с десяток потенциальных разработок, которые предприятие готово реализовать в ближайшее десятилетие при условии внебюджетного финансирования и после масштабного переоборудования технологической базы. Среди них новое семейство ракет-носителей “Маяк”, авиакосмический комплекс “Воздушный старт”, транспортно-космическая беспилотная система “Черное море”, самолет на солнечных батареях, спутниковая группировка на основе платформы “Микросат” и др. Стоимость некоторых из этих изделий можно снизить за счет уже имеющихся наработок советского периода, например, опыта создания взлетно-посадочного “Блока-Е” для советской лунной программы.
На прошлой неделе один из таких проектов — двигатель РД860L для доставки научно-исследовательской аппаратуры на поверхность Луны и Марса — представили сотрудники КБ “Южное” Владимир Шульга, Николай Ковальчук и Андрей Кухта. По словам конструкторов, потенциальными покупателями этой продукции могут быть страны, имеющие планы освоения ближайших планет Солнечной системы, в том числе Россия, Китай и Индия. Внедрению в производство двигателя будут способствовать малый срок, необходимый для его запуска в серию — 4 года и низкая стоимость: 3,7 млн долларов на разработку и 700 тыс. долларов за каждый действующий образец. Проект уже оценили в США. В конце июля днепропетровские конструкторы завоевали один из призов на конкурсе перспективных космических разработок “Полет в будущее”, организованном Фондом Роберта и Вирджинии Хайнлайн, существующем за счет отчислений от продаж книг известного американского фантаста.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Отечественный производитель ракетно-космической техники — днепропетровский “Южмаш” возобновляет производство ракетоносителей, нарушенное банкротством международного консорциума Sea Launch.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 21 декабря
12:30 21 декабря
12:00 21 декабря
11:30 21 декабря
11:00 21 декабря
10:30 21 декабря
10:00 21 декабря
09:30 21 декабря
[21:42 21 декабря]
[13:43 21 декабря]
Абхазия столкнулась с самым суровым за последние 30 лет энергетическим кризисом.
[10:10 21 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.