Rambler's Top100
АНАЛИТИКА

“Плохой” закон не так уж плох

[09:00 05 декабря 2012 года ][Всеволод СТУПАКОВ]

Президент Виктор Янукович подписал закон “О внесении изменений в Закон Украины “Об электроэнергетике”, который существенно изменяет условия работы на рынке возобновляемой энергетики.

Еще на стадии подготовки и обсуждения документа вокруг ряда его положения разгорелись жаркие споры, а из посольств и штаб-квартир зарубежных торговых организаций понеслись депеши в адрес парламентариев и Кабинета министров.

Часть экспертов считает, что Закон Украины №5485-VI плох, поскольку является плодом лоббистских усилий отечественных олигархов, имеющих серьезные позиции в производстве электроэнергии из возобновляемых источников и не желающих пускать на рынок “чужаков”. Другие эксперты отмечают, что закон хорош тем, что стимулирует отечественное производство технологичного оборудования для солнечных и ветроэлектростанций.

Что в законе?

Закон, подписанный президентом, предусматривает “зеленый тариф” на электроэнергию, производимую из биогаза и составляющих твердых бытовых отходов (ТБО), подлежащих биологическому разложению. Право на такой тариф получат лишь компании, запускающие биогазовые электростанции с апреля 2013 года.

Кроме того, документ дифференцирует “зеленый тариф” для ГЭС, в зависимости от их мощности: станции мощностью до 200 кВт (“микро”) получат коэффициент “зеленого тарифа” 2, мощностью от 200 кВт до 1 МВт (“мини”) — коэффициент 1,6, мощностью от 1 до 10 МВт (“малая”) — коэффициент 1,2. Следует отметить, что все они получат этот коэффициент при вводе в эксплуатацию, начиная с апреля 2013 года. При запуске до этого срока коэффициент “зеленого тарифа” для уже эксплуатируемых буде составлять 1,2.

Закон также предусматривает существенное снижение “зеленого тарифа” для солнечных электростанций, вводимых в эксплуатацию с апреля 2013 года. В дальнейшем коэффициенты “зеленого тарифа” для всех типов электростанций на возобновляемых источниках будут уменьшаться относительно уровня 2013 года на 10%, 20% и 30% при вводе в эксплуатацию с 2015, 2020 и 2050 годов соответственно.

Компании — производители электроэнергии из возобновляемых источников смогут продавать свою электроэнергию на оптовом рынке по договорам с потребителями и энергоснабжающими компаниями. Вместе с тем оптовый рынок обязан выкупать всю “зеленую” электроэнергию (не проданную по прямым контрактам) и рассчитываться за нее в полном объеме.

О чем шум?

Дискуссия вокруг Закона №5485-VI вызвана прежде всего его нормой о так называемом правиле “местной составляющей”.

Напомним, что первоначально изменения с требованием “местной составляющей” в закон “Об электроэнергетике” были приняты еще в октябре 2008 года. В апреле 2009 года этот закон был усовершенствован — заработала система “зеленого тарифа”, а требования по “местной составляющей” предусматривали 15% до конца 2012 года, 30% — до 2014 года и 50% — с 2014 года.

Новый закон устанавливает размер “местной составляющей” для солнечных, ветряных электростанций и установок на биомассе, строительство которых стартовало после 2011 года и завершится до июля 2013 года, на уровне 30%, для тех, строительство которых завершится после июля 2014 года — 50%. Для биогазовых станций это правило начнет действовать при вводе в эксплуатацию с 2014 года — 30%, при запуске с 2015 года — 50%.

В документе отсутствует существовавшее ранее дополнительное требование об обеспечении 30-50% украинского сырья, работ и услуг в стоимости модулей для солнечных электростанций.

Электростанции, не выполнившие требование “местной составляющей”, получают тариф на уровне оптовой рыночной цены за предыдущий расчетный период без учета дотационных сертификатов.

Кроме того, закон вводит новые принципы расчета “местной составляющей” с июля 2013 года: документ присваивает каждой из частей станций на возобновляемых источниках свой “удельный вес”.

Наконец, требование “местной составляющей” не распространяется на гидроэлектростанции и на домохозяйства, эксплуатирующие солнечные установки на крышах.

Зарубежные лоббисты против

В процессе подготовки документа ряд участников рынка альтернативных видов топлива и энергетики неоднократно призывал пересмотреть параметры “местной составляющей”, прописанные в законе, поскольку украинские производители просто не в состоянии обеспечить его выполнение. Их мнение практически совпадает с теми претензиями к украинскому законодателю, которые содержатся в письмах ЕБРР, Европейской Бизнес Ассоциации, Европейско-Украинского Энергетического Агентства, Французской торгово-промышленной палаты, а также послов Евросоюза, Бельгии, Германии, Франции и Дании, адресованных парламенту и правительству Украины.

Понять иностранных представителей легко. В данном случае они выступают в качестве лоббистов интересов своих инвесторов и производителей. Известно, что европейские структуры практически всегда инвестируют в те проекты, в которых львиная доля средств идет на закупку товаров и услуг, производимых в странах Евросоюза. И не важно, производится ли аналогичный товар в Украине, какого качества и т. п. Иностранные производители, в свою очередь, стремятся поставлять в нашу страну готовое оборудование и не морочить себе голову размещением такого производства на территории Украины.

Но так же легко понять и логику наших парламентариев, которые в кои-то веки решили поддержать национального производителя. И в данном конкретном случае совсем не важно, кому из “олигархов” принадлежит то или иное предприятие. Правило “местной составляющей” присутствует в законе не столько для того, чтобы “потрафить” тому или иному крупному бизнесмену, а прежде всего для того, чтобы развивать отечественное машиностроение, привлекая в отрасль иностранного инвестора.

Обращает на себя внимание и то, что зарубежные лоббисты жалуются на долгие сроки окупаемости проектов в связи с требованием “местной составляющей”. Напрашивается вывод о том, что за ними стоят компании, которые намеревались по-быстрому “собрать сливки” на перспективном рынке, но которые отнюдь не настроены на “длинные” инвестиции в Украину.

Итак…

Потенциал производства электроэнергии из возобновляемых источников в Украине огромен. В то же время, за девять месяцев 2012 года такой электроэнергии произведено 449,3 млн. кВт-ч, а ее доля в общей генерации страны составила всего 0,31%.

Чтобы достигнуть показателя, предусмотренного Энергетической стратегией Украины (доля — 10% до 2030 года), необходимо постепенно совершенствовать законодательную базу, создавать условия для цивилизованного ведения бизнеса.

В этом контексте назвать принятую Верховной Радой и подписанную президентом новую редакцию Закона “Об электроэнергетике” однозначно хорошей или однозначно плохой нельзя. Она в любом случае является шагом вперед по сравнению с редакцией образца 2009 года.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
 

Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.

Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:


“Плохой” закон не так уж плох

Президент Виктор Янукович подписал закон “О внесении изменений в Закон Украины “Об электроэнергетике”, который существенно изменяет условия работы на рынке возобновляемой энергетики.

http://ukrrudprom.ua/analytics/Plohoy_zakon_ne_tak_ug_ploh.html

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.