Rambler's Top100
АНАЛИТИКА

“Драконовские” тарифы портовых администраций

[09:00 16 марта 2020 года ][Ольга ДМИТРЕНКО]

Администрации украинских морских портов продолжают пагубную практику в ручном и одностороннем режиме устанавливать неадекватные тарифы на услуги для портовых операторов.

Уже третье десятилетие подряд каждая вновь приходящая к управлению страной команда руководителей первым делом декларирует полную готовность к привлечению инвестиций в украинскую экономику. Особое внимание и громкие декларации традиционно касаются инвестирования в порты и портовую инфраструктуру. В последний год множество громких заявлений о полной готовности и открытости к инвестициям звучит в заявлениях Министра инфраструктуры Владислава Криклия.

При этом, частные операторы и инвесторы в наших еще пока государственных портах уже есть, они эффективно работают и постоянно вкладывают огромные суммы в развитие отечественных портов, тем самым отвоевывая каждую лишнюю тонну груза в жесткой конкурентной борьбе с частными терминалами.

Но есть большая проблема — в громких хлебосольных заявлениях об открытости для инвестиций со стороны руководства страны, как правило, даже не упоминается о реальных проблемах, с которыми ежедневно приходится сталкиваться инвестору, работающему в любом из государственных портов. Как не говорится и о мерах, которые страна намеревается предпринять с целью решения таких проблем. 

А проблемы у инвесторов портов — те же, что и в других отраслях экономики Украины. Только ещё больше и, прямо говоря, самоликвидирующие инвестора как такового. Это не только привычное несовершенство законодательства, высокий уровень коррупции и бюрократических проволочек, невысокий уровень профессионализма чиновников и пр.

По непонятной причине, эффективной деятельности по перевалке грузов в государственных портах активно препятствуют рабочие организационные моменты с сильным креном в пресловутый “человеческий фактор”. Основная проблема — беспредельная кабальная практика начальников портов, навязывающих и устанавливающих тарифы на услуги, которые администрация того или иного порта предоставляет стивидорным компаниям. 

На практике это выглядит так. В различных портах администрация может оказывать частным стивидорам до 15 видов платных услуг -  начиная от оформления пропусков в порт и заканчивая услугами по использованию канализации, водоснабжению, электроснабжению, обеспечению доступа к ж/д путям и автомобильным дорогам общего пользования и т.д. — здесь уже зависит от местоположения и возможностей порта.

Даже если закрыть глаза на сомнительность некоторых видов обязательных услуг и их целесообразность, в любом случае, тарифы на такие услуги в большинстве своем государственному регулированию не подлежат. И здесь уже хозяин (администрация порта) — барин. Вот и получается, что для инвесторов портов все тарифы устанавливаются в одностороннем порядке внутренними приказами начальника порта и спускаются к исполнению портовым операторам в диктаторском и обязательном порядке. При этом администрации портов чаще всего не только не удосуживаются предоставить документальное и экономическое обоснование установленных тарифов, но и регулярно на собственное усмотрение их повышают без какого-либо контроля и согласования со стороны стивидорных компаний.

Но весь ужас ситуации даже не в этом, а в хаотическом процессе ценообразования вне экономической ситуации и здравого смысла. Сейчас практика ценообразования на услуги в портах потеряла какие-либо разумные границы, вследствие чего тарифы ежегодно повышаются на 30-70%, а в некоторых случаях — ещё больше. При этом какое-либо вразумительное обоснование причин такого повышения администрацией порта в большинстве случаев не предоставляется, а стивидоров просто ставят перед фактом о новом размере тарифа.

И при этом надо понимать, что каждое такое повышение тарифов ложится на себестоимость услуг по перевалке грузов в порту, которые стивидорные компании предоставляют грузовладельцам и экспедиторам. В итоге, в ответ на повышение тарифов на услуги порта, стивидорные компании вынуждены либо также повышать стоимость своих услуг, тем самым сильно проигрывая в и так непростой конкурентной борьбе за грузопоток, либо работать себе в убыток.

Такая картина сегодня наблюдается абсолютно во всех государственных портах, где представлен частный стивидорный бизнес — те самые инвесторы, которые уже есть в наших портах, но с ними мало кто считается. А придут ли новые им на смену — вопрос…

Да и какого инвестора (особенно, иностранного) не смутят условия, при которых финансовые правила игры могут в любой момент и без какого-либо контроля меняться в одностороннем порядке одним из партнеров? В результате чего расходы, связанные с ведением стивидорного бизнеса в порту, могут на ровном месте вырасти в несколько раз, не давая тем самым инвестору разработать прогнозируемо понятный и приемлемый бизнес-план.

Важно, что даже концессия этой проблемы не разрешит, потому что, в итоге, концессионер все равно останется один на один с администрацией порта, которая будет выжимать из него все возможное постоянным повышением тарифов на свои услуги. 

При этом в крупных портах — Одессы, Николаева, например, где работают известные портовые операторы с громкими именами, умеющие постоять за себя, ситуация хоть немного отличается. В этих портах администрация хотя бы делает вид, что прислушивается к стивидорами и приглашает их к обсуждению вводимых изменений на заседаниях совета порта. В более же мелких портах — например, в Измаиле, Херсоне, Рени и других, у местных стивидорных компаний нет даже и этой возможности влияния и диалога с руководством порта. 

В этой ситуации непонятно, почему при декларации четких намерений и формуле “лицом к инвестору” руководство отрасли допускает такой беспредел начальников администраций портов на местах? Ведь они своими решениями сводят на нет все положительные начинания по улучшению инвестиционного климата в портовой отрасли, включая формирование прозрачного наблюдательного совета АМПУ, проведение прозрачных концессионных конкурсов и других важных вопросов, от которых напрямую зависит эффективность и прибыльность работы всей портовой сферы Украины.

Сейчас работа стивидоров значительно усложнилась в связи с пандемией коронавируса, привлекаются дополнительные силы и средства, которые и так на исходе из-за падения грузопотоков и недальновидной политики начальников администраций портов. Ситуация усугубится еще больше, если после обращения стивидоров в Антимонопольный комитет Украины, в случае установления факта необоснованного формирования и повышения тарифов, к администрациям портов будут применены внушительные штрафные санкции за злоупотребление монопольным положением, что в итоге негативно отразится на поступлениях в государственный бюджет.

Возможно, наступило время руководству отрасли обратить более пристальное внимание на способы и методы управление в местных администрациях портов, чтобы не сводить на нет развитие стивидорного бизнеса, не распугивать инвесторов, а самое главное — устранить причину потери грузопотоков, к которой приводят подобные действия нынешних начальников портов...

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin
 

Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.

Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:


“Драконовские” тарифы портовых администраций

Администрации украинских морских портов продолжают пагубную практику в ручном и одностороннем режиме устанавливать неадекватные тарифы на услуги для портовых операторов.

http://ukrrudprom.ua/analytics/Drakonovskie_tarifi_portovih_administratsiy.html

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

АНАЛИТИКА
НОВОСТИ
ДАЙДЖЕСТ

SpaceX запустила частную миссию к Луне. Как развивается космическая гонка миллиардеров Маска и Безоса?

[07:00 16 января]

[BBC News Русская служба, 15 января 2025]

Основатель Amazon Джефф Безос и его компания Blue Origin вот-вот запустят ракету New Glenn. Запуск должен был состояться еще в понедельник, но был отложен по техническим причинам — и, скорее всего, произойдет в ближайшие дни. Все это происходит на фоне успехов SpaceX Илона Маска: компания в прошлом году совершила прорыв, посадив часть гигантского корабля Starship прямо на стартовую площадку. А сегодня ракета Falcon 9 компании SpaceX отправилась к Луне вместе с двумя посадочными модулями, созданными частными компаниями из США и Японии. Они будут исследовать лунный грунт и изучать магнитное поле земли. Компании обоих миллиардеров были основаны более 20 лет назад. SpaceX значительно опередила конкурента за последние годы, но успешный запуск New Glenn может сократить отставание.

ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.