Безусловно, наиболее серьезные потери понесла украинская сталелитейная отрасль, где уровень загрузки мощностей в середине октября составлял порядка половины от докризисных показателей. Однако большие проблемы возникли и у других компаний по всему миру.
По предварительным данным, производство чугуна и стали в Китае сократится в октябре на 11% по сравнению с сентябрьским показателем. Все ведущие металлургические корпорации страны сообщили об уменьшении выпуска стали на 20% по сравнению с плановыми показателями. Причём некоторые компании собираются придерживаться этих самоограничений до конца года. Как ожидается, это позволит убрать с рынка около 15 млн. тонн стальной продукции на протяжении четвертого квартала.
В Европе о 20%-ном сокращении загрузки объявила компания Corus, принадлежащая индийской группе Tata Steel. Кроме того, российская “Северсталь” на 25-30% урежет выпуск на своих заводах в России, Италии и США. Среди других российских компаний о 15%-ном снижении производства проката в октябре сообщил Магнитогорский меткомбинат.
Группа Arcelor Mittal, начав сокращения в Украине и Казахстане, расширила эту политику на Восточную Европу. Было объявлено, что польские предприятия корпорации выплавят в текущем году на 10-15% меньше стали, чем в 2007-м, а в Румынии завод Arcelor Mittal Galati из-за недостатка заказов уменьшает выпуск готовой продукции на 50%. Об аналогичных действиях на конкретных предприятиях Arcelor Mittal в Западной Европе и США пока не сообщалось.
Кризис начинает оказывать влияние и на реализацию проектов в металлургической отрасли. Индийская JSW Steel, третий по величине производитель стали в стране, заявила о временной приостановке подготовки к строительству интегрированного комбината мощностью 6 млн. тонн (а в перспективе — 10 млн. тонн) в штате Западная Бенгалия. Заявлено, это решение было принято из-за нехватки финансовых средств и трудностей в привлечении оных. Между тем из всех индийских “гринфилдов”, анонсированных в течение 2005-2008 годов, именно этот проект JSW имел один из самых высоких шансов на успех. JSW Steel удалось приобрести землю под постройку и получить почти все разрешения на строительство, что пока является непреодолимым препятствием для других компаний, решивших строить металлургические заводы в Индии.
Австрийская компания Voest Alpine тем временем также отложила принятие решения по своему проекту на Черном море. Австрийцы окончательно определятся с тем, где построить комбинат на 5 млн. тонн в год, только к декабрю 2009 года. Фаворитами пока считаются Болгария и Румыния.
Индонезийская компания Krakatau Steel также перенесла на 2009 год проведение IPO, от которого ожидалось привлечение 330 млн. долларов за счет продажи до 30% акций. Средства предполагалось вложить в расширение мощностей компании от нынешних 2,5 млн. до 5 млн. тонн стали в год к 2011 году. Теперь эти планы, очевидно, придется пересматривать.
И только китайская Metallurgical Construction Group Corp. (MCC) отважно анонсировала план вложения 1,5 млрд. долларов в строительство интегрированного металлургического комбината не определенной пока мощности на Филиппинах. Правда, ранее MCC вела свой бизнес исключительно в сфере цветной металлургии и лишь недавно занялась добычей железной руды. Так что не исключено, что эта декларация на намерениях, несмотря на положительную реакцию со стороны правительства Филиппин, так и останется декларацией.
Все ниже, и ниже, и ниже...
Из всех видов массовой стальной продукции, торгуемой на мировом рынке, относительно стабильными остаются только цены на японский и корейский высококачественный плоский прокат. Его производители, заранее сообщив покупателям о сокращении поставок в четвертом квартале, сумели сохранить стоимость своих горячекатаных рулонов в интервале 950-1050 долларов за тонну FOB. На остальных же рынках спад продолжается.
В Китае цены на широкий ассортимент стальной продукции просто обвалились после праздников в начале октября, всего за две недели потеряв порядка 70-140 долларов за тонну. Заготовки, арматура, катанка, горячий прокат подешевели в некоторых городах восточных провинций до 500 долларов за тонну ex-works или немногим более. В сентябре китайские компании достаточно успешно компенсировали слабость внутреннего рынка поставками за рубеж, экспортировав почти 6,9 млн. тонн стали (включая 210 тыс. тонн полуфабрикатов), но в октябре это делать сложнее. И хотя продукция высокого передела более успешно сопротивляется спаду, китайским компаниям таки снова пришлось понизить экспортные цены на арматуру до около 620-670 долларов за тонну FOB, а на горячий прокат — до 650-700 долларов за тонну FOB.
В Украине заготовки у некоторых продавцов подешевели до уровня не то что 2007-го, а 2006 года. На прошлой неделе отдельные предложения поступали по ценам ниже 400 долларов за тонну FOB. Арматура в странах Персидского залива котируется на уровне 650-720 долларов за тонну C&F, но за долю этого рынка, емкость которого в данный момент очень ограничена и, судя по всему, останется таковой до февраля-марта, претендуют слишком много поставщиков. Горячий прокат из СНГ приобретается ближневосточными компаниями по 720-780 долларов за тонну C&F, но потребители рассчитывают на понижение до 600-650 долларов за тонну C&F до конца текущего года.
В Европе импортные горячекатаные рулоны близки к уровню 600 евро за тонну CIF, заставляя местных производителей понемногу сбавлять свои котировки. Правда, спрос на плоский прокат в странах ЕС хотя и невысокий, но достаточно устойчивый, чего нельзя сказать о длинномерной продукции. Даже компаниям в северной части Европы, где цены на конструкционную сталь в последние месяцы стабильно выше, пришлось снизить стоимость арматуры до 500-510 евро за тонну ex-works. В то же время на юге котировки не превышают 420-450 евро за тонну ex-works.
Падение цен на металлолом до менее 200 долларов за тонну с доставкой для материала HMS №1 заставило американских металлургов резко сбавить цены. По сравнению с концом сентября и длинномерный, и плоский прокат подешевели более чем на 100 долларов за тонну. Арматура в США предлагается местными компаниями в среднем по 870-890 долларов за метрическую тонну ex-works, но уже на подходе импорт, стоимость которого не достигает и 800 долларов за тонну CIF. По горячекатаным рулонам такой разрыв меньше. Средний уровень цен американских производителей составляет 930-940 долларов за метрическую тонну ex-works, тогда как импортный прокат котируется по 920-930 долларов за тонну CIF. Холодный прокат предлагается иностранными поставщиками в среднем по 1025 долларов за тонну CIF, что опять-таки мало отличается от средних американских цен ex-works.
Как заявляет руководство корейской компании Posco, четвертый квартал 2008 года будет очень тяжелым для мировых металлургических компаний, да и прогнозы на 2009 год отнюдь не выглядят радостными. В связи с этим, как заявляет Posco, в будущем году необходимо понижение цен на минеральное сырье.
Кто кого перетянет
Японские металлургические компании приняли требование бразильской Vale о “незапланированном” 11%-ном повышении цен на железную руду с 1 октября, но китайские компании отказываются пойти на аналогичные уступки. К переговорам между хозяйствующими субъектами уже присоединились китайские и бразильские власти, однако стороны пока далеки от достижения компромисса.
Китайский импорт ЖРС в сентябре оказался неожиданно большим. Объем закупок составил 39,2 млн. тонн, что на 1,8% превышает августовский показатель. В январе-сентябре китайские компании приобрели за рубежом 346,1 млн. тонн руды, на 22% больше, чем за тот же период годичной давности. Австралийские эксперты предполагают, что по итогам года общий объем составит 450-460 млн. тонн против прошлогодних 383 млн. тонн.
Тем не менее в последние недели обстановка на мировом рынке железной руды складывается отнюдь не в пользу поставщиков. Согласно многочисленным сообщениям, Китай в октябре резко сократил импорт железной руды. Некоторые компании отказываются от плановых поставок по долгосрочным контрактам, жалуясь на отсутствие финансовых средств. Производство стали в стране должно сократиться в октябре, по предварительным данным, на 11%, что приведет к экономии более 8,5 млн. тонн руды. Ряд китайских компаний приобретают уже доставленное в порты сырьё. Объем портовых запасов сокращается на 1-1,5 млн. тонн в неделю, но их общий объем составляет около 70 млн. тонн, так что этих резервов хватит надолго.
Сокращение поставок руды в Китай обернулось рекордным за последние 5 лет падением ставок на фрахт - почти в 7 раз менее чем за полгода. Стоимость доставки 1 тонн (мокрой) руды из Бразилии в Китай составляет сейчас 14,8-15,0 долларов, а из Австралии — 7-8 долларов. На китайском спотовом рынке 63,5%-ный индийский концентрат котируется всего по 80-85 долларов за тонну CIF, что значительно уступает уровню контрактных цен. В частности, стоимость австралийской руды по годовому контракту составляет немногим более 90 долларов за тонну FOB.
Ряд специалистов считают, что в 2009 году ведущим экспортерам руды придется впервые за семь лет снизить цены или, в лучшем для них случае, согласиться на сохранение прежних условий. Этой точки зрения придерживаются и китайские металлургические компании, которые обратились к Vale с просьбой понизить цены на руду с 1 октября. Бразильцы отреагировали на это “издевательство” приостановкой поставок как минимум одному китайскому клиенту, однако никакой паники в Китае это не вызвало.
Скопируйте нижеприведенный код в ваш блог.
Статья в вашем блоге будет выглядеть вот так:
Резкое снижение мирового спроса на стальную продукцию, сопровождаемое беспрецедентным по своей скорости падением цен, заставляет меткомпании поспешно уменьшать объемы производства, чтобы сократить избыток предложения на рынке.
Что скажете, Аноним?
[16:20 05 ноября]
[18:40 27 октября]
[18:45 27 сентября]
13:00 21 декабря
12:30 21 декабря
12:00 21 декабря
11:30 21 декабря
11:00 21 декабря
10:30 21 декабря
10:00 21 декабря
09:30 21 декабря
[21:42 21 декабря]
[13:43 21 декабря]
Абхазия столкнулась с самым суровым за последние 30 лет энергетическим кризисом.
[10:10 21 декабря]
(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины
При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены
Сделано в miavia estudia.