“Изменения в Налоговый кодекс в той редакции, которая сейчас публично доступна, власти подтвердили, что ее политика и впредь будет фискальной, а не инновационной. Касаться это будет как украинского бизнеса, который структурирован с применением инструментов иностранных юрисдикций, так и иностранных инвесторов, которые делают бизнес в Украине для получения прибыли и направления ее в родные им юрисдикции”, — считает он.
При этом А.Стельмащук отметил, что практика правоприменения закона о трансфертном ценообразовании будет во многом зависеть от судов.
“Предложенные изменения в основной налоговый закон достаточно объемны и сложно сконструированы. Хорошие они или плохие — это вопрос времени и практики правоприменения, к формированию которой налогоплательщики как основные интересанты должны активно приобщиться”, — сказал он.
А.Стельмащук отметил, что на этапе обсуждения проекта закона он подвергся многочисленной критике, но были учтены только некоторые замечания представителей крупного бизнеса, который и затрагивают эти изменения.
“Чтобы не говорили, но основная цель закона четко прослеживается — помочь правительству латать дыры бюджета”, — сказал юрист.
Как сообщалось, Верховная Рада в четверг, 4 июля 321 голосом приняла правительственный законопроект “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о трансфертном ценообразовании” (№2515).
Миндоходов первоначально рассчитывало, что принятие этого закона принесет бюджету дополнительно 20 млрд грн в течение трех лет, и в ходе его доработки ко второму чтению смогло отстоять практически все принципиальные положения документа. В частности, в нем сохранилась норма о контроле внутренних операций, которую резко критиковал даже профильный комитет парламента. Депутатам удалось лишь сузить такой контроль до предприятий, которые являются убыточными или имеют налоговые льготы.
Помимо этого, закон предполагает контроль над ценообразованием операций с резидентами всех стран, где уровень налога на прибыль, минимум, на 5% ниже, чем в Украине, а не только с резидентами оффшоров, как предлагали многие депутаты.
Сохранен также нижний порог контролируемый операций в размере 50 млн грн и определение связанных лиц, которое многие депутаты критиковали за излишнюю широту и нечеткость.
Закон в случае подписания президентом вступит в силу с 1 сентября 2013 года.