Rambler's Top100
НОВОСТЬ

Счетная палата обнаружила проблемы в управлении госдолгом Украины

[08:20 13 ноября 2025 года ]

Счетная палата выявила неурегулированность процесса управления государственным долгом Украины. Так, отсутствие среднесрочных стратегий управления ограничило возможности планирования долговых показателей и расходов на обслуживание долга. Об этом говорится в сообщении Счетной палаты.

Счетная палата отмечает, что приняла отчет о результатах аудита соответствия на тему “Управление государственным долгом”. Он охватил 2023—2024 годы и I полугодие 2025 года. Функции по управлению государственным долгом сосредоточены в Министерстве финансов Украины

Аудиторы обращают внимание, что среднесрочные стратегии управления долгом на 2023—2025 и 2025—2027 годы не были утверждены. Также не было разработано проектов бюджетных деклараций на 2023—2025 и 2024—2026 годы (действие соответствующих требований Бюджетного кодекса Украины было приостановлено).

“Это ограничило возможности среднесрочного планирования долговых показателей и расходов на обслуживание долга”, — говорится в сообщении.

“Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 февраля 2020 года №127 было создано Долговое агентство, которое должно было взять на себя функции по управлению государственным долгом. Однако за пять лет Правительство так и не приняло решение о начале его деятельности”, — сообщает Счетная палата.

Действующие нормативно-правовые акты не устанавливают индикаторов долговых рисков, которые могли бы улучшить управление государственным долгом, утверждают аудиторы.

По информации Минфина, риски учитываются при планировании долговых показателей, однако предоставленные Счетной палате материалы не содержат подтверждения проведения их оценки.

Кроме того, аудитом установлены недостатки в осуществлении внешних заимствований. В частности, не определены организационно-методологические принципы привлечения кредитов в иностранных коммерческих банках и других финансовых учреждениях, а также не утвержден порядок обмена данными между Минфином и Казначейством.

Существенными являются и проблемы автоматизации процессов управления долгом, говорят аудиторы.

“Минфин не утвердил порядок функционирования информационно-аналитической системы “управление государственным долгом”. В результате данные вводились вручную, без механизма проверки их достоверности, а сама система использовалась без надлежащей защиты информации”, — говорится в сообщении.

Минфином не внедрена автоматизированная система управления ликвидностью, а также не утверждена методика прогнозирования движения средств единого казначейского счета (ЕКС) и валютных счетов Казначейства. Процедура расчета ежедневного оптимального объема остатка средств на ЕКС (”денежного буфера”) — не введена.

“При наличии значительных объемов остатков средств на ЕКС и валютных счетах Казначейства в отдельных периодах с марта 2022 года до июля 2025 года, свободные средства на депозитных счетах не размещались”, — сообщает Счетная палата.

В течение 2022—2024 годов и I полугодия 2025 года в целом объемы доходов и заимствований в общий фонд государственного бюджета были недостаточными для финансирования расходов, что обусловило необходимость покрытия дефицита за счет средств ЕКС, в частности, сверх объемов, установленных росписями бюджета на соответствующий период.

Для такого покрытия привлечены средства ЕКС в объеме 647,3 млрд гривен.

При этом аудиторы зафиксировали 17 случаев превышения фактических объемов такого финансирования над показателями росписи, в 15 случаях — их осуществления без надлежащего согласования с Минфином, говорится в сообщении.

“Над частью недостатков, которые мы обнаружили в рамках аудита, Министерство финансов уже работает. Ожидаем выполнения рекомендаций Счетной палаты и изменений подходов в управлении государственным долгом”, — отметила председатель Счетной палаты Ольга Пищанская.

Для устранения выявленных аудитом недостатков Счетная палата предоставила Минфину ряд рекомендаций. В частности, обеспечить осуществление контроля за управлением государственным долгом, определив организационно-методологические основы такого управления;

Аудиторы рекомендовали разработать внутренний годовой план государственных заимствований после утверждения закона о госбюджете Украины и отчетности о состоянии его реализации, внедрить информационную систему прогнозирования движения средств на ЕКС и валютных счетах Казначейства для обеспечения управления ликвидностью.

Кроме того, Счетная палата подчеркивает необходимость утверждения механизма функционирования ИАС “УГБ” и обмена данными между Минфином и Казначейством с использованием ИАС “УГБ” для осуществления оперативного учета госдолга, согласованности действий пользователей, обеспечения безопасности, контроля и прозрачности.

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ДАЙДЖЕСТ
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.