Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

На волю, в пампасы!

[17:16 21 октября 2005 года ] [ Контракты, №42 ]

Украинский бизнес готов к экспансии за рубеж — не как поставщик сырья, а в качестве покупателя иностранных активов.

Как бы не критиковали украинскую экономику зарубежные эксперты, называя ее нелиберальной и нерыночной, правдой такие утверждения назвать сложно. Основанием для подобного вывода служат события лета нынешнего года, когда две крупнейших ФПГ страны — ИСД и SCM — активно участвовали в приватизации металлургических активов в Польше, Чехии и Турции.

И главное — совсем не то , что победа ИСД стала возможной лишь благодаря личному вмешательству президента Виктора Ющенко и проукраинским оранжевым настроениям поляков, a SCM вовсе не преуспела н и в одном из тендеров. Ведь только в этом году аналитики — и украинские, и российские, и западные — не стали заранее выносить отечественным ФПГ вердикт “проигравшие”, а принялись дотошно просчитывать вероятности победы SCM и ИСД. Глобальные конкуренты, например, Mittal Steel, Corus и завсегдатаи европриватизации Северсталь и Новолипецкий МК, ранее не воспринимавшие украинцев как серьезных противников, начинают выражать беспокойство, прослышав, что их соперниками станут украинские компании.

Олигархи созрели

Количество покупок иностранных предприятий украинцами перевалил о за третий десяток (подробнее см. Самые известные покупки). А ведь мы видим лишь вершину айсберга — информация о подавляющем большинстве приобретений отечественного бизнеса за рубежом продолжает оставаться непубличной. Например, Приват, по слухам, контролирует ряд мелких металлургических активов Румынии и Болгарии, проявляя интерес к неработающим заводам в России, Северной и Центральной Америке. “Смарт-Групп” Вадима Новинского также интересуется Болгарией, по неофициальной информации, прикупив там небольшой метизный заводик.

Кроме того, на нынешних приобретениях отечественные олигархи останавливаться не собираются. Та же SCМ сейчас ведет переговоры о покупке четырех металлургических заводов в разных странах мира, ИСД продолжает укреплять свои позиции в Польше и Венгрии. И это не все: крепнущий средний бизнес также имеет масштабные виды на Россию и ближнее зарубежье.

Такие факты не могут не радовать. Хотя бы потому, что в Украине действительно есть группы и компании, конкурентоспособные не только на отечественных просторах. И их наличие — лучший ответ зарубежным критикам: появление подобных компаний, способных самостоятельно диктовать волю иностранцам, невозможно без рыночной, капиталистической и либеральной отечественной экономической системы.

Все на фронт

Условия для украинской экспансии, по большому счету, появились только в нынешнем году. Во-первых, завершилось формирование крупных ФПГ, разделивших между собой доходные и высокорентабельные секторы экономики. Во-вторых, украинские крупные частные активы (металлургия, энергетика) существенно переоценены рынком: купить предприятие в Восточной Европе, Азии и даже Западной Европе иногда дешевле, чем в Украине. В-третьих, государство, еще пару лет назад охотно распродававшее свою собственность, в нынешнем году не демонстрирует былой активности, усердствуя в реприватизации и налоговых проверках предприятий ФПГ, В этих условиях приобретение активов за рубежом — чуть ли не единственная осмысленная стратегия и для олигархов и для середняков.

Впрочем, выход украинских компаний на западные рынки вполне мог начаться не в 2004 г., а например, в 2001 году. Вопрос, почему этого не произошло, следует адресовать олигархам, долгое время то ли боявшимся загадочную Европу, то ли считавшим корпоративные конфликты единственным способом повышения капитализации контролируемой группы. Немного обидно, что стагнирующая западноевропейская металлургия и перспективное восточноевропейское и азиатское сырье так и не были на корню скуплены набирающим обороты украинским бизнесом.

Куда идем

Сейчас украинская экспансия проходит преимущественно в двух направлениях — западном и российском. С одной стороны, в странах Западной Европы и США существует немало частных активов, родом из 60-70-х, которые пришли в упадок в середине 90-х. Нынешние их собственники — второе поколение бизнесменов — не всегда желают развивать отцовский бизнес, имея собственные планы на жизнь и наследство. Этот сегмент — наиболее привлекательный для выходцев с постсоветского пространства: активы в нем обычно можно скупить по дешевке (пример — покупка SCM итальянского метзавода Ferrera).

Второе направление — Россия, порой Закавказье, иногда — Прибалтика. Привлекательность тамошних активов заключается в том, что многие из них в советское время были едиными звеньями технологических цепочек: скажем, рынок сбыта определенной украинской продукции находился в Латвии, а сырье поставлялось из России. Соответственно, покупая прежнего сырьевика/потребителя, украинцы получают контроль над всей цепочкой — с той лишь разницей, что сгенерированная таким образом прибыль остается в Украине. Кстати, такую стратегию, в том числе у нас в стране, с успехом применяли и применяют россияне, список отечественных активов которых в десятки раз больше, чем всех украинских приобретений за рубежом.

Безусловно, список украинских покупок за границей будет все больше расширяться. Поэтому не стоит забывать, что процесс поглощений зарубежных активов, со своей стороны, также будет определенным образом сказываться на украинских компаниях. Со временем наиболее успешные из них превратятся из сугубо семейных в публичные (пример — российский Мечел), либо хотя бы станут интернационализироваться, привлекая на работу менеджеров, имеющих опыт работы в глобальной экономике (как это сделали российский СУАл и индийская Mittal Steel). И такая неизбежная эволюция отечественного бизнеса является, пожалуй, главным позитивным итогом проникновения за рубеж.

Зачем нам нужна заграница

Главные преимущества

1. Позиционирование украинских компании и отечественной экономики в качестве полноценных игроков глобального рынка.

2. Возможность работать сорганизованным внутренним спросом других стран.

3. Рост возможностей по привлечению заемных финансовых ресурсов.

4. Снижение зависимости от протекционистской политики других стран.

5. Доступ к рынкам сбыта продукции, невостребованной в Украине.

Основные недостатки

1 Снижение стимулов развивать производство продукции высоких переделов внутри Украины.

2 Покупка зарубежных активов в платежном балансе считается оттоком капитала.

Евгений ДУБОГРЫЗ

Самые известные покупки зарубежных активов украинскими корпорациями

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.