Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Батареи просят... угля

[14:46 20 ноября 2007 года ] [ Голос Донбасса, 15 ноября 2007 ]

Коксохимиков и металлургов ждет непростая зима: запасы на зимний период не сформированы, и в случае низких температур поставки отечественного сырья на заводы будут минимальными.

В одном из октябрьских номеров “Голоса Донбасса” рассказывалось о том, что снабжение украинских коксохимических и металлургических предприятий сырьем продолжает ухудшаться из-за дефицита коксующегося угля внутри страны и сокращения импорта из России. Чтобы не допустить остановки коксовых батарей на подконтрольных предприятиях, почти все украинские метгруппы вышли на мировые рынки в новой для себя роли — покупателей угля. Сегодня мы подробней освещаем эту проблему.

По информации “Укркокса”, сейчас на складах коксохимзаводов накоплено около 300 тыс. тонн коксующихся углей при минимальном необходимом объеме 1 млн. тонн. Коксохимиков и металлургов ждет непростая зима: запасы на зимний период не сформированы, и в случае низких температур поставки отечественного сырья на заводы будут минимальными, поскольку уголь приоритетно будет отгружаться для энергетики. Надежды на рост импорта весьма сомнительны, поэтому КХЗ будут снижать загрузку, а металлургам придется “спасаться” импортным коксом.

“Арселор Миттал Кривой Рог” в течение года уже завозил угли из Казахстана, кроме того, закупил пробную партию австралийского угля. В частности, на предприятие было направлено более 40 тыс. тонн коксующихся углей из Австралии. “Индустриальный союз Донбасса” еще зимой 2006-2007 гг. импортировал 15 тыс. тонн угля из Канады и 40 тыс. тонн из Польши. В сентябре “ИСД” решил закупить партию американского угля в объеме 300-350 тыс. тонн. “Алчевсккокс” планирует ввезти около 1,5 млн. тонн коксующегося угля. Предприятие планирует работать с зарубежными поставщиками на долгосрочных условиях. Импорт из дальнего зарубежья может составить 25-30 процентов потребностей КХЗ.

По данным участников рынка, группа “Технология”, которая управляет работой “приднепровских коксохимов” (“Баглийкокс”, “Днепрококс” и Днепродзержинский КХЗ), также приступила к импорту коксующегося угля из США. Законтрактована первая партия сырья — 70-75 тыс. тонн. “Приватовские” коксохимзаводы испытывают наибольшие сложности со снабжением сырьем. В сентябре они работали с загрузкой 45-85 проц. от запланированных мощностей.

Коксовать нечего 

В Украине ситуация с добычей коксующегося угля складывается плачевная. В январе-сентябре добыто 21,17 млн. тонн, что на 8 проц. хуже результатов минувшего года. 13,87 млн. тонн добыли частные компании и 7,3 млн. тонн — предприятия Минуглепрома. По итогам года в стране будет добыто 28 млн. тонн, что на 7 проц. меньше прошлогоднего и намного ниже потребностей коксохимиков.

Производство концентрата составит, таким образом, около 18,5 млн. тонн — наихудший показатель за последние пять лет. Соответственно, примерно 7 млн. тонн концентрата, или 11-12 млн. тонн рядового угля, необходимо импортировать. Или же закупать кокс.

В январе-сентябре 2007 г. украинские КХЗ увеличили производство металлургического кокса 6-проц. влажности на 5%  по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. — до 14,845 млн. тонн, при этом в сентябре произведено 1,651 млн. тонн этой продукции. Рынок кокса в стране остается очень напряженным. Производство выросло, однако не в той степени, чтобы удовлетворить растущие запросы металлургов, особенно с учетом дефицита угля.

По оценкам ассоциации “Укркокс”, сейчас украинские угольные ресурсы позволяют произвести только 13 млн. тонн кокса, которые лишь на две трети обеспечивают потребности отрасли. Согласно балансовому распределению на ноябрь, на метпредприятия будет поставлено 1,476 млн. тонн доменного кокса украинского производства. Однако для того, чтобы потребности металлургов в этом виде сырья в следующем месяце были удовлетворены, кроме ожидаемых ресурсов коксующихся углей Украины в объеме 1,490 млн. тонн необходимо завезти по импорту еще 880 тыс. тонн коксоуглей.

Металлургам приходится наращивать закупку кокса за рубежом. В январе-августе 2007 г. импорт кокса увеличился на 157,5% по сравнению с январем-августом 2006 г, до 1,5 млн. тонн (283,8 млн. долларов). В частности, за 9 месяцев текущего года один только “Арселор Миттал Кривой Рог” завез почти 800 тыс. тонн кокса, причем не только из Польши и России, откуда завозится 90% импорта, но также 25 тыс. тонн из Китая, 15 тыс. тонн из Казахстана и даже 10 тыс. тонн из Франции.

Импорт кокса в Украину в июне составил 176,4 тыс. тонн, в июле — 216,3 тыс. тонн, в августе — 207,5 тыс. тонн, в сентябре — 162 тыс. тонн. Цена привозного сырья, естественно, растет. Если в июле средняя стоимость тонны зарубежного кокса была 187 долларов, то в августе — уже 202 долларов, а в сентябре — 210 долларов. Причем это цены отгрузок по контрактам, котировки же свободного рынка выросли почти до 300 долларов за тонну. После нового года эксперты прогнозируют подорожание кокса до 320 долларов за тонну и более.

Российский фактор

В минувшие годы любой дефицит угля на внутреннем рынке можно было компенсировать за счет импорта из России. Для многих кузбасских шахт украинские потребители в течение последних пяти лет были единственным гарантированным покупателем. Транспортировка сырья из РФ в Украину бесперебойно осуществлялась до 2006 г., когда появились первые проблемы с подвижным составом. В текущем году нехватка вагонов усугубилась как в России, так и на Украине, но максимально дефицит сырья обострился а начале лета, после аварий на двух шахтах “Южкузбассугля”.

Большинство крупных российских производителей угля входят в состав вертикально-интегрированных металлургических групп, и поставки сырья на входящие в них метпредприятия осуществляются в приоритетном порядке. Свободных объемов угля на рынке практически не осталось, из-за чего был сорван ряд экспортных контрактов не только на поставку в Украину, но и для ряда азиатских покупателей.

Можно с уверенностью предположить, что проблемы с поставками российского угля в Украину сохранятся и в следующем году. Во-первых, растет потребление сырья местными коксохимами, которые динамично наращивают выпуск кокса. Во-вторых, для российских экспортеров все более привлекательным становится азиатский рынок. Здесь, на фоне снижения китайского экспорта, у россиян появляется шанс закрепиться в качестве важного поставщика угля для Японии, Кореи, Тайваня.

Производство коксующегося угля в мире в текущем году вырастет не более чем на 3 проц., в то время как потребность в нем — на 5-7 проц. Годовой прогноз концентрата углей коксующихся марок — 640 млн. тонн, в том числе около 220 млн. тонн углей твердых (тяжелых) марок. Добыча сырья в Австралии, Китае, Канаде в 2007 г. вырастет, тогда как в России и Украине снизится, а в США останется на прошлогоднем уровне. Однако китайский прирост добычи будет потреблен местными металлургами, а поставки из Австралии и Канады не смогут ликвидировать дефицит сырья на рынке.

В России в нынешнем году из-за серии аварий на шахтах добыча коксующегося угля будет меньше ожидаемого — примерно на уровне 70 млн. тонн. В частности, один из крупнейших продуцентов — “Южкузбассуголь” снизит добычу почти на 25%, до 8 млн. тонн, меньше угля выдадут также “Северсталь-Ресурс” и “Мечел”. Поставки коксующегося угля на внутренний рынок составят около 44 млн. тонн.

Производство и мировой экспорт коксующегося угля (свыше 200 млн. тонн) будут ниже потребностей рынка, что дает дополнительные козыри крупным угольным компаниям в предстоящих переговорах по ценам на следующий год.

Спрос

До последнего времени глобальный рынок коксующегося угля находился в довольно устойчивом положении, поскольку большинство стран, где сконцентрированы наибольшие объемы выплавки чугуна — Китай, Россия, США, Украина, Индия, Бразилия — самообеспечивали собственные потребности в угле и коксе. Из крупнейших мировых производителей чугуна от импортного сырья зависят Япония, Южная Корея и Германия. В 2007 г. этот баланс нарушился: Китай стал нетто-импортером угля, выросли индийские потребности и закупки, Россия из-за весенних аварий снизила экспорт, в результате чего пострадала Украина, которой в поисках сырья пришлось выйти на мировые рынки. К этому добавился дополнительный спрос на уголь со стороны Японии, Кореи, Турции и ряда европейских стран, где рост метпроизводства повлек и рост потребления кокса.

Китай является крупнейшим производителем угля в мире, добывая около 37%мирового объема. Правда, столь высокий показатель относится, прежде всего, к углю энергетическому, добыча которого в 2006 г. составила 2,1 млрд. тонн из 2,38 млрд. тонн всего добытого сырья. Добыча коксующегося в минувшем году составила 280 млн. тонн, в 2007 г. будет добыто 300 млн. тонн.

Спрос на сырье в стране высок, учитывая прирост в метпроизводстве. В течение первых 9 месяцев текущего года, по данным China Coal Transportation&Sale Society (CCTSS), спрос на уголь вырос на 8%. Проводимая правительством реструктуризация угольной отрасли с закрытием наиболее “грязных” и неэффективных шахт приводит к росту импорта, который за январь-сентябрь вырос почти на 48%, до 38,61 млн. тонн, тогда как экспорт снизился на 21% — до 38,01 млн. тонн.

Япония остается крупнейшим в мире импортером угля, на ее долю приходится 30%  суммарных экспортных поставок. По данным министерства финансов страны, в январе- августе 2007 г. Япония импортировала 53,25 млн. тонн коксующегося угля, это примерно на уровне предыдущего года. За год будет ввезено не меньше 80 млн. тонн сырья.

Страна восходящего солнца закупает уголь в Австралии, Индонезии, Канаде, России, поставки из Китая и США за последний год упали до минимума. Закупка угля в КНР и России для японских компаний наиболее предпочтительна в связи с более низкими транспортными затратами. Поскольку, как говорилось выше, китайские поставки увеличить не получится, альтернативой становится импорт из России.

Индия становится все более важным импортером угля. Страна традиционно импортирует около 3 млн. тонн кокса и более 16 млн. тонн коксующегося угля, в основном из Китая и Австралии. Индия располагает собственными ресурсами угля, однако запасы угля для коксования ограничены. По прогнозу правительства, стране к 2011-2012 гг. придется импортировать 36 млн. тонн угля, чтобы удовлетворить растущий спрос со стороны металлургии. Сейчас импорт этого сырья составляет около 24 млн. тонн.

Также отмечается увеличение спроса со стороны других азиатских стран (Южная Корея, Тайвань), которые после снижения китайского экспорта вынуждены искать поставщиков из других стран, а также некоторых европейских стран, в частности, Германии, которая реализует программу по снижению добычи угля и ее остановке к 2018 г. Этим странам приходится надеяться на рост поставок из Южной Африки и Северной Америки, в то время как российский экспорт пока не может существенно вырасти из-за неготовности транспортной инфраструктуры.

Прогнозы

Эксперты рынка уверены, что дефицит коксующихся углей продлится еще несколько лет. Рост цен неизбежен не только в 2008-м, но и в 2009 году. Уже сейчас тонна австралийского угля в портах Индии обходится потребителям в 130-150 долларов, что на 50 долларов выше прошлогодних контрактов. По прогнозу компании McCloskey, в 2008 г. экспортеры коксующегося угля из Австралии, такие как Rio Tinto Group и Xstrata Ріс., будут настаивать на ценах не ниже 130 долларов за тонну. В условиях снижения китайского экспорта дефицит сырья могут восполнить поставки из США и Канады. Однако американские поставщики также будут поднимать цены на фоне высокого спроса.

Национальный банк Австралии прогнозирует, что цены на тяжелые сорта коксующегося угля вырастут на 17,5%, на полумягкие сорта — на 20%. Аналитики из UBS и Desjardins Securities также считают, что цены на коксующийся уголь в 2008 г. увеличатся на 20 процентов.

В Украине в октябре текущего года на внутреннем рынке качественный уголь для коксования (марки К) стоит уже 130 долларов, импортный (из России) уголь достиг 150 долларов за тонну, но и по этим ценам законтрактовать крупную партию нет возможности. Сырье на фоне острого дефицита будет дорожать до конца года, примерно на 20-25 долларов за тонну. Региональные цены на уголь на следующий год будут зависеть от мировых, базовый уровень которых будет установлен к концу I квартала 2008 г.

Георгий КАРПЕНКО

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.