Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Управление доверием

[15:32 25 января 2007 года ] [ Контракты, №3-4, 22 января 2007 ]

После IPO жизнь компании намного прозаичнее и сложнее, чем до него. Стоимость бизнеса после размещения напрямую зависит от оценок аудиторов, мнений аналитиков, настроений инвесторов и торговцев акциями.

Один неосторожный шаг — и все усилия по выводу бизнеса на IPO окажутся напрасными.

Термин “ликвидность” — возможность легко продать и купить акции без серьезных колебаний их стоимости — для любой публичной компании сродни заклинанию. Котировки и объемы торгов акциями отражают события в бизнесе (его рост, кадровые перестановки, M & A, корпоративное управление, денежные потоки и пр.), а также отношения с миноритариями и мнение о компании всех игроков фондового рынка.

Если до размещения задача № 1 для руководства компании — подороже продать акции, то после IPO приоритеты меняются. Теперь первоочередные задачи менеджмента — наладить хорошие отношения с акционерами, которые отныне неустанно наблюдают за бизнесом. “Меняется психология управления — собственники становятся более открытыми и в то же время осторожными: им приходится оглядываться на инвесторов, считаться с их мнением”, — говорит Ярослав Кинах, член правления компании “XXI век”, вышедшей на иностранную биржу в декабре 2005 года.

Инвесторы немедленно продадут свои пакеты акций, если паре-тройке инвестфондов, купившим (в лучшем случае) по 1% акций компании через фондовую биржу, покажется, что покупка нового оборудования или падение прибыли негативно повлияют на стоимость бизнеса в будущем. Итогом станет снижение биржевых котировок и падение интереса к компании со стороны других потенциальных инвесторов. В таком случае не видать компании всех прелестей публичности, вроде дешевых кредитов банков или выгодной продажи бизнеса в будущем.

Дай информацию!

Поддержка котировок компании начинается с раскрытия финансовой, корпоративной и операционной информации. Согласно требованиям большинства европейских фондовых бирж (на других площадках украинские предприятия свои акции пока размещать не планируют), компания, вошедшая в листинг, обязана публиковать периодическую и текущую отчетность. “К периодической относятся квартальные, полугодовой и годовой отчеты. В них содержится информация о деятельности компании — ее финансовых результатах и управленческих решениях менеджмента. Полугодовой и годовой отчет подлежат проверке независимой аудиторской компанией”, — рассказывает Сергей Трифонов, начальник управления по связям с инвесторами компании “Астарта” (вышедшей на Варшавскую фондовую биржу. — Прим. Контрактов).

Текущие отчеты, по словам Трифонова, служат источником информации для акционеров и инвесторов об изменениях, происходящих в компании. “Законодательство Польши установило перечень информации, подлежащей раскрытию, например, данные об отчуждении или передаче в залог крупных активов, заключении важных соглашений, сделок M & A, реорганизации компании и пр. Кроме того, биржа требует публиковать любую, даже не входящую в этот перечень информацию, которая может существенно повлиять на стоимость акций.

Компания должна известить биржу не позднее 24 часов после возникновения событий или получения информации о них”, — объясняет Сергей Контирук, начальник отдела международного корпоративного, финансового и налогового права компании “Астарта”. Таким образом, заинтересованные лица — чиновники, инвесторы, аналитики, брокеры — получают равный доступ к информации о компании. Публикация отчетности также помогает биржам в борьбе с инсайдерами.

Почти PR

Одной лишь регулярной публикации отчетности для роста инвестпривлекательности компании мало. Ожиданиями инвесторов — а, следовательно, и котировками — компания может управлять самостоятельно. Для подобных манипуляций существует специальный термин — Investor Relations. “Investor Relations сводится к постоянному информированию всех заинтересованных сторон о текущем состоянии компании и перспективах развития бизнеса”, — объясняет Сергей Трифонов.

Инвесторов в первую очередь интересует развитие компании, насколько она придерживается разработанной стратегии; проблемы и как на них реагирует менеджмент; как и почему директора принимают те или иные решения и многое другое. “Специалисты IR-технологий отвечают на все эти вопросы и объясняют инвесторам как акционерам, какую дополнительную стоимость создает то или иное действие менеджеров”, — поясняет Трифонов.

Обязанности “айарщиков” во многом схожи с требованиями, предъявляемыми к сотрудникам пресс-служб. Правда, общаться приходится не с журналистами, а с инвесторами — как с существующими, так и потенциальными, — а также с аналитиками и брокерами инвестбанков. Каждую неделю IR-специалисты рассылают инвесторам письма о последних новостях в компании; как правило, ежемесячно составляют отчет о проделанной компанией работе и основных событиях в бизнесе, отрасли и стране; едва ли не каждый день общаются с акционерами по телефону.

Для общения с инвесторами в компаниях создают целые отделы, занимающиеся IR, либо нанимают IR-агентство. Астарта и XXI век создали свои собственные отделы по связям с инвесторами. “IR-специалисты должны работать в компании и иметь возможность участвовать в формировании ее стратегии”, — считает Сергей Трифонов. Роберт Бенш, президент компании Cardinal Resourses, акции которой входят в листинг AIM (альтернативной площадки Лондонской фондовой биржи), придерживается иного мнения.

“Специализированные IR-компании лучше знают, как правильно составлять новостные отчеты, оценивают, какие новости могут позитивно повлиять на отношение инвесторов к компании, а какие события лучше оставить за кадром. К тому же IR-компания подчас знакома с большим числом зарубежных инвесторов, чем банк, который выводил компанию на IPO. Такие агентства могут помочь сделать акции ликвиднее, заинтересовав новых инвесторов в торговле бумагами”, — уверен топ-менеджер.

Содержание IR-отдела обходится гораздо дешевле, чем сотрудничество с IR-компаниями. “Услуги солидной западной IR-компании в среднем стоят $8-15 тыс. в месяц. Сумма зависит еще и от размеров бизнеса: компании масштаба Укрнефти ежемесячно расходуют на IR $12-15 тыс., мы же за такие услуги платим около $50 тыс. в год”, — признается Роберт Бенш.

Главное — харизма

Как бы профессионально ни работал IR-отдел компании, вышедшей на биржу, собственникам не удастся полностью переложить хлопоты по общению с инвесторами на плечи IR-щиков. “Инвесторы, особенно крупные фонды, предпочитают получать информацию из первых рук: регулярных встреч с миноритарными акционерами топ-менеджменту и собственникам не избежать. К тому же важную роль играют личностные качества топ-менеджеров, которым инвесторы доверили свои деньги”, — отмечает Кинах. К расходам на содержание IR-отдела или комиссионных агенству по связям с инвесторами придется добавить средства на организацию ежегодных road-show и периодических встреч “без галстуков”.

Для привлечения новых акционеров к торговле акциями Ярослав Кинах советует публичным компаниям принимать активное участие в международных конференциях, которые часто посещают представители крупнейших инвестиционных, пенсионных и страховых фондов.

Компании, желающей поддерживать ликвидность после IPO, необходимо также сотрудничать с аналитиками и брокерами инвестбанков. Первые дают рекомендации инвесторам, стоит ли вкладывать деньги в конкретную компанию, вторые торгуют ее акциями в интересах своих клиентов. В XXI веке, например, работают со специалистами из ING Bank и Morgan Stanley, а также с несколькими украинскими и российскими инвестбанками, в частности, Foyil Securities и Alfa Capital.

Клиенты этих инвестбанков в большинстве своем — институциональные инвесторы (паевые, пенсионные и хедж-фонды), заинтересованные вкладывать в Восточную Европу и СНГ. “Чем больше аналитиков знает о компании, тем популярнее будут ее бумаги на фондовой бирже. Поэтому нужно устанавливать дружеские отношения со всеми отраслевыми аналитиками — и внутри Украины, и за рубежом”, — советует Кинах. Такие связи, кстати, помогают не только компании (расширить круг инвесторов), но и аналитикам в оценке перспектив бизнеса фирмы.

Экономист Борис Фельдман, партнер американской консалтинговой компании Wislon, Sonsini & Rosatti, в своей статье “Публичность: жизнь после IPO” настоятельно рекомендует топ-менеджерам контролировать ожидания рынка — переубеждать аналитиков, оценки которых относительно роста компании и ее финпоказателей являются завышенными (правда, украинским компаниям к таким мерам прибегать рановато).

Астарта работает с ING bank, выводившим компанию на IPO, и несколькими польскими инвестбанками. Относительно высокую, по сравнению с XXI веком и Cardinal Resources, ликвидность бумаг Астарте в настоящее время обеспечивают польские частные инвесторы. Во время размещения около 17% бумаг купили польские физлица, которые, в отличие от крупных инвестфондов, не склонны долго держать купленные акции.

Впрочем, инвестбанки советуют компаниям, выходящим на IPO, продавать небольшую часть акций мелким инвесторам и больше половины бумаг — крупным фондам. Первые обеспечивают постоянные торги бумагами, вторые — стабильность котировок: институциональные инвесторы, вроде страховых компаний и пенсионных фондов, в отличие от мелких спекулятивных игроков, как правило, вкладываются в акции надолго.

Чего хотят инвесторы. Какую информацию должны обнародовать IR-специалисты

Елена ШКАРПОВА

Динамика развития бизнеса

  • Как компания зарабатывает деньги?
  • Насколько хороша бизнес-модель и стратегия компании?
  • Какие факторы влияют на бизнес компании?

Менеджмент и стратегия

  • Насколько хорош менеджмент компании?
  • Насколько он способен реализовывать стратегию развития компании?
  • Насколько развита система корпоративного управления и присутствуют ли схемы стимулирования менеджмента?

Финансовые показатели

  • Отчет о прибыли и убытках (P & L)
  • Баланс
  • Отчет о движении денежных средств
  • Маржинальные показатели и коэффициенты

Производство

  • Технический анализ производства
  • Внедрение новых технологий

Возможность слияний-поглощений

  • Степень консолидации отрасли
  • Оценка планов конкурентов, возможности вхождения на рынок новых игроков, привлекательности рынка для финансовых инвесторов

Стоимость бизнеса

  • P-E (отношение рыночной стоимости акции к доходам компании)
  • EV (рыночная капитализация компании плюс дебиторская задолженность и привилегированные акции минус общая выручка)
  • DCF (метод дисконтированных потоков)

По данным компании “Астарта” и фонда Fidelity Investments

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.