Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

Ильичевск против Констанцы

[11:12 06 сентября 2005 года ] [ Эксперт-Украина, №33 (36) ]

Реконструкция черноморских портов позволит Украине потеснить Румынию и Россию на сверхприбыльном рынке морских контейнерных перевозок.

Крупнейший российский оператор контейнерных перевозок “Национальная контейнерная компания” (НКК) инвестирует до 500 млн долларов в Ильичевский морской порт. Первые 2 млн долларов частное предприятие “Укртрансконтейнер”, созданное НКК в марте 2005 года специально для осуществления этого инвестиционного проекта, перечислило на счета морпорта на прошлой неделе.

В ближайшие два года в проект будет вложено 50 млн долларов, что позволит увеличить пропускную способность терминала Ильичевского порта с нынешних 250 до 650 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера). Заключительный транш (300 млн.) запланирован на 2009-2010 годы, мощности порта к этому времени должны возрасти до 4 млн. TEU. За пять лет будут реконструированы причалы, построены площадки для хранения контейнеров, расширен и обновлен парк перегрузочного оборудования, запущен сервисный центр и автоматизированы процессы обработки грузов.

Программа развития Ильичевского морского торгового порта — “4М” — была принята еще в прошлом году. Тогда же руководство предприятия начало поиски инвестора. Ситуация усложнялась тем, что законом Украины передача в аренду предприятия с государственной формой собственности запрещена, а потому список инвестиционных предложений значительно сократился. Соглашение между Ильичевским портом и НКК как раз предусматривает сохранение за государством прав собственности.

Отстаем

Объемы контейнерных перевозок в мире с конца 90-х стабильно растут. Эксперты прогнозируют мировую динамику роста на уровне 8-9% в год. При этом в Европе объемы контейнерных перевозок будут расти на 5-7% в год, а в Азии и Латинской Америке — на 12-16% в год. До 2007 года общемировой объем транспортировки грузов в контейнерах составит почти 150 млн ТЕU.

В силу выгодного географического положения контейнерные перевозки для Украины являются важнейшим сегментом внешнеэкономической деятельности. А удобные и обеспеченные инфраструктурой выходы к двум морям дают стране все основания претендовать на роль регионального морского транзитного центра. Но сейчас доля контейнерных грузов в ее суммарном грузообороте не превышает 9,6%, тогда как средние мировые показатели — не ниже 55%. Малая доля перевозок грузов в контейнерах является серьезным препятствием развития транспортных услуг в целом, а отставание в развитии инфраструктуры портов привело к тому, что Украина утратила часть заказов (прежде всего — на комбинированные перевозки типа ж/д — море), что изменило всю структуру грузопотоков. Сейчас бесспорным лидером перевозок на Черном море является румынский порт Констанца, часть российских транзитных сообщений переместились в Новороссийский порт. В сегменте морских контейнерных перевозок иностранные судоходные компании почти полностью вытеснили украинские. Ситуацию усугубило значительное сокращение доли украинского экспорта и, напротив, увеличение импорта, обернувшееся перевозкой большого количества пустых контейнеров, умножающей издержки предприятий.

После вступления в ВТО для Украины откроются новые возможности в сфере торгово-транспортных сообщений, однако если инфраструктура портов останется на том же уровне, и эти возможности будут упущены.

Соседям придется потесниться

В Украине возможность обрабатывать контейнерные грузы имеют четыре морских порта. Совокупная пропускная способность украинских терминалов — 536 тыс. TEU в год. По расчетам экспертов, мощности Мариупольского и Измаильского могли бы составлять 250 тыс. TEU в год, а возможности Одесского и Ильичевского портов оценены в 1 млн TEU (!) Потенциально принимать грузы в контейнерах мог бы и Бердянский морпорт, но пока он не оснащен необходимым перегрузочным оборудованием. Суммарная обработка грузов в контейнерах может быть увеличена на 400% (при этом за последние два года прирост составил всего 28%).

Наращивание пропускной способности морских портов Украины требует значительных инвестиций. Прежде всего средства необходимо вкладывать в переоборудование и расширение причалов, приспособленных для размещения большого количества контейнеров, модернизацию и приобретение перегрузочной техники, обновление систем управления терминалами.

“Мы сейчас приступили к реализации морской реформы, — заявил “Эксперту” министр транспорта и связи Евгений Червоненко, — и ставим перед собой задачу консолидировать денежные потоки. Тогда и инвестиции в модернизацию морских торговых портов пойдут быстрее. Будет создан единый порт “Украина” с цехами в Одессе, Мариуполе и Южном. По нашим подсчетам, на первичную реконструкцию портов уже в ближайший год понадобится 5 млрд долларов”.

Эксперты утверждают, что к 2010 году Украина вполне может отвоевать лидирующие позиции у румын и россиян в Черном море по объему контейнерных перевозок, если инвестирует в морские порты несколько десятков миллиардов долларов.

Светлана ПЛАКСИНА

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.