Rambler's Top100
ДАЙДЖЕСТ

“Укртелеком” выздоравливает

[11:25 27 июля 2009 года ] [ Экономические известия, 27 июля 2009 ]

В финансовых результатах крупнейшего фиксированного оператора связи ОАО “Укртелеком” обозначились признаки оздоровления.

Впервые за более чем полтора года компания показала по результатам второго квартала чистую прибыль — в размере 57,464 млн. грн. мы проанализировали как это могло случиться и как изменится “Укртелеком” в будущем.

“Укртелеком” скатился в убытки по мере того, как менялся рынок, а госмонополист не всегда успевал подстраиваться. Так, оператор терял позиции на когда-то ключевых для него направлениях, а показатели прибыльности быстро падали. Первым звоночком стал зарегистрированный в последнем квартале 2007 г. небольшой чистый убыток в размере -3,748 млн. грн. Это стало началом тенденции, когда в следующем же первом квартале 2008 г. отрицательным стал и операционный доход компании. Причем этот показатель ежеквартально катился все ниже и ниже. Примечательным в середине прошлого года стал тот факт, что правительство все-таки утвердило финплан госкомпании с минимальной прибылью. В то время как общий чистый убыток предприятия к концу третьего квартала прошлого года уже перевалил за 300 млн. грн. Но менеджменту компании каким-то образом все-таки удалось в четвертом квартале прошлого года — фактически во время начала кризиса — поднять валовой доход оператора на рекордное за последнее время квартальное значение 2,1 млрд. грн. и в результате получить операционную прибыль в размере 95 млн. грн. Однако экономический спад сыграл свою роль. Курс гривни на конец прошлого года упал практически в два раза по отношению к американской валюте.

Такая ситуация чрезвычайно негативно отразилась на долговых обязательствах оператора в иностранной валюте. В результате финансовые расходы ОАО оказались почти на 1,5 млрд. грн. выше, чем обычно за квартал. Это естественно привело к колоссальному чистому убытку за последний квартал 2008 г. (более 1,2 млрд. грн.) Нужно отметить, что на телекоммуникационном рынке были аналогичные случаи. Примерно то же самое произошло с мобильным оператором “Украинские радиосистемы” (ТМ Beeline), когда при положительной выросшей за год операционной прибыли компания показала чистый убыток в размере 1,3 млрд. грн.

Интернет дал денег

Уже почти полгода национальная валюта остается на более или менее стабильном уровне. Это позволило операторам сбалансировать свои финансовые затраты. Но очевидно, что “Укртелекому” во втором квартале 2009 г. помог выкарабкаться в плюс не только этот факт. Оператор на уровне относительно стабильного общего дохода уже третий месяц подряд показывает рост валовой прибыли (то, что имеет компания за вычетом НДС и себестоимости продукции и услуг). Это свидетельствует: себестоимость начинает постепенно уменьшаться. Такая тенденция может сильно зависеть от изменения непосредственно вида и рода самих сервисов.

На первый взгляд, находятся сразу несколько факторов, которые обусловили рост валовой маржи. Наверно, самое главное, что менеджмент “Укртелекома” наконец дождался того времени, когда новое направление деятельности оператора — широкополосный доступ в интернет — начинает приносить видимые деньги, компенсируя отчасти некоторые потери по старым направлениям. Так, согласно данным ОАО, в первом квартале оно уже смогло заработать на интернете 245 млн. грн.

По словам директора филиала объединенных продаж “Укртелекома” Игоря Сиротенко, сейчас у компании около 700 тыс. абонентов ШПД (со стабильным ARPU 115 грн.). Он отмечает, что спрос остается на прежнем уровне. В месяц подключается около 30 тыс. человек. Не сложно подсчитать, что если ничего кардинально не изменится, то госоператор может за этот год заработать на интернете более 1 млрд. грн. (даже с учетом того, что участники рынка прогнозируют снижение роста рынка интернет-доступа до 10-15%). Уже в первом квартале на ШПД приходилось, по данным компании, около 12,5% общего дохода. Здесь нужно учитывать, что рентабельность предоставления услуг интернета должна быть, по опыту рынка, на порядок выше, чем у большинства других направлений деятельности госоператора. Одним из факторов увеличения потребления услуг передачи данных также очевидно станет запущенная ОАО в начале года услуга интерактивного ТВ IPTV. Президент “Воли” Сергей Бойко в своем последнем интервью газете “Дело” обмолвился, что этой услугой уже предположительно могли воспользоваться 20-25% интернетчиков “Укртелекома”.

Дополнительные эффекты

Еще одним фактором, который может отразиться на финрезультатах ОАО, является очередное повышение НКРС в мае предельных тарифов на местную связь в среднем на 10-20%. Причем в этот раз регулятор не просто увеличил тариф, а предложил операторам разбить местную связь на своеобразные пакеты, которые абонент может выбирать согласно потребностям.

Что касается международной связи, то тут “Укртелеком” с начала мая также ввел новшество. Оператор, пользуясь на многих маршрутах IP-телефонией, ввел специальное тарифное предложение для звонков за рубеж, ставшее дешевле старых расценок вплоть до 75%. Главная опасность таких тарифов — это возможное проявление эффекта каннибализма. То, что, по-видимому, случилось с частью абонентской базы МТС, когда мобильный оператор ввел свое предложение нуля внутри сети. Это создало соблазн для абонентов более дорогих тарифов МТС перейти и сэкономить, в то время как основной целью менеджмента, похоже, было переманить на ноль чужих абонентов.

Телефонная эволюция

В первом полугодии существуют и несбывшиеся инициативы, направленные на поднятие рентабельности “Укртелекома”. Например, инициированное правительством в начале года создание фонда универсальных услуг (главным образом, он должен был выделять средства на поддержку операторов, оказывающих нерентабельные услуги связи в селе). Но инициатива оказалась явно недоработанной, что вызвало волну возмущений, и не была поддержана ВР. Также менеджмент “Укртелекома” пытался добиться более выгодных для него условий интерконнекта (взаимосоединения сетей, в этом случае — с мобильщиками), что ему пока так и не удалось.

Кстати, если здраво смотреть на ситуацию с интерконнектом, то в данном случае для ОАО наиболее выгодным вариантом, скорее, является понижение ставок интерконнекта у мобильщиков, чем повышение ставки доступа на сеть самого “Укртелекома” до уровня мобильных сетей — т.е. до 50 коп. за 1 мин. В случае понижения ставки мобильщиков на свои сети, у менеджмента госоператора появится еще большая, чем сейчас, необходимость задуматься о смене тарифного атавизма — 1,2 грн. за 1 мин., которые платят фиксированные абоненты при звонках на мобильные. Данный тариф фактически создает преграду для абонентов ОАО общаться с десятками миллионов мобильных пользователей, которых в стране в четыре раза больше, чем всех абонентов госкомпании. Мобильная связь унифицировала когда-то раздельные тарифы и услуги. А в тарифной сетке “Укртелекома” до сих пор осталось разделение на звонок по городу, по области, по стране, на мобильные сети. Такие тарифы совершенно негибкие, в отличие от мобильных тарифов. Это, наверное, и стало основной причиной того, что объем денег в междугородней связи у госмонополиста резко сокращается. Так, если в первом квартале 2008 г. объем услуг ОАО по данному направлению составил 751 млн. грн., то в первом квартале с.г.— всего 467 млн. грн. Причина проста. Абоненты не стали говорить меньше. Просто мобильщики благодаря грамотному маркетингу смогли уговорить украинцев, что позвонить из области в область по мобильному гораздо дешевле и удобнее, чем по фиксированному телефону, а “Укртелеком” не смог убедить в обратном.

Мобильное дополнение

Говоря о мобильной связи, следует упомянуть и мобильное подразделение “Укртелекома” — Utel, которое с момента запуска (с конца 2007 г.) по сегодняшний день набрало почти 300 тыс. абонентов. Господин Сиротенко отмечает, что темпы подключения к этой услуге сейчас на уровне 12-15 тыс. чел. в месяц. Он оценивает, что в Украине в зоне покрытия сети Utel сосредоточено около 5 млн. терминалов, поддерживающих технологию UMTS, что и является для оператора потенциальным рынком. Нужно отметить, что, естественно, скорость набора абонентской базы у Utel совершенно нельзя сравнивать с аналогичными показателями у мобильных операторов, где оператор мог набрать несколько миллионов клиентов в год. Да и модель предоставления услуг другая. Ведь сеть третьего поколения связи в условиях отсутствия развитой сети второго поколения (GSM или CDMA) у оператора приобретает характеристики оператора скоростной передачи данных и доступа в интернет. В случае с PEOPLEnet, запущенным в начале 2007 г., это уже было понятно к концу его первого года существования. Кстати, это как раз тогда, когда запускался Utel. Но последний, к сожалению, повторил почти все ошибки PEOPLEnet, когда пытался привлечь первых абонентов никому не нужными видеозвонками, а также голосовыми сервисами. Здесь Utel просто потерял время и не использовал потенциал своей UMTS-сети с самого начала. Ведь первая половина 2008 г. еще была безоблачной для многих украинцев, и культура потребления была совсем иной.
Так или иначе, Utel является сейчас неотъемлемой частью “Укртелекома”, которая усиливает позиции оператора в сфере передачи данных. Отметим, что ОАО сейчас имеет те конкурентные преимущества в этой сфере, которых нет ни у одного игрока на рынке. Это контроль кабельной канализации (КК), которая позволяет оператору дотянуть интернет почти до каждого своего и чужого фиксированного абонента (и точно также не пустить частных игроков к потребителям, ограничив доступ к КК тарифами и условиями). Кроме того, это единственная в стране лицензия на UMTS, которая дополняет услугу фиксированного ШПД и в то же время не делает пока для оператора серьезного доходного бонуса (за первый квартал мобильные абоненты оператора сгенерировали всего 22 млн. грн.). В то же время отсутствие у мобильных операторов аналогичной лицензии не позволяет им пока начать в полной мере осваивать доступ в интернет. И даже если крупнейшие мобильщики хвастаются тем, что у них уже миллионы интернет-пользователей (услуга предоставляется по низкоскоростной GPRS- или EDGE-технологии), то это пока остается лишь сотрясанием воздуха, поскольку говорить о серьезных доходах от таких интернет-услуг и их росте никак нельзя.

Перспективы развития

В перспективе “Укртелеком”, как и в принципе любой другой телекоммуникационный оператор будущего, должен стать неким мультиплеером, предоставляющим как услуги телефонии и передачи данных, так и телевидения и массу других допуслуг. Фиксированная телефонная связь станет всего лишь одним из всех сервисов, которые предоставляет оператор, и уже не будет составлять большую часть дохода. Как это ни парадоксально, но, как приблизительно будут выглядеть в будущем доходы мультиплеера, можно представить на примере маленьких фиксированных операторов, которым из-за своих размеров гораздо проще адаптироваться к современным условиям. Так, крошечный по сравнению с “Укртелекомом” киевский фиксированный оператор — ООО “Телесистемы Украины” наряду с ШПД и телефонией предоставляет и услуги ТВ. Один из примеров его месячного счета абоненту выглядит следующим образом: общая сумма — около 170 грн., из которых примерно 50% — это интернет, 35% — телефония и 25% — ТВ. Если взглянуть на разделение доходов “Укртелекома” за первый квартал, то выйдет почти 84% дохода от местной, международной и междугородней телефонии и только 12,5% от интернета. Но все же трансформация доходов ОАО постепенно происходит, что и вылилось в чистую прибыль во втором квартале.
Игорь Сиротенко надеется, что недавняя передача “Укртелекома” из управления ФГИ в профильное министерство поможет выйти из подвешенного состояния приватизации и снять некоторые ограничения, связанные с ним. Например, по политике несокращения персонала, сторонником которой всегда являлся государственный фонд. По данным “i”, сейчас в компании работает 89 тыс. человек. В перспективе дальнейшее уменьшение штата. Это может существенно уменьшить огромную финансовую нагрузку компании, связанную с содержанием сотрудников.

Станислав ЮРАСОВ

Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Linkedin

Что скажете, Аноним?

Если Вы зарегистрированный пользователь и хотите участвовать в дискуссии — введите
свой логин (email) , пароль  и нажмите .

Если Вы еще не зарегистрировались, зайдите на страницу регистрации.

Код состоит из цифр и латинских букв, изображенных на картинке. Для перезагрузки кода кликните на картинке.

ДАЙДЖЕСТ
НОВОСТИ
АНАЛИТИКА
ПАРТНЁРЫ
pекламные ссылки

miavia estudia

(c) Укррудпром — новости металлургии: цветная металлургия, черная металлургия, металлургия Украины

При цитировании и использовании материалов ссылка на www.ukrrudprom.ua обязательна. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентства "Iнтерфакс-Україна", "Українськi Новини" в каком-либо виде строго запрещены

Сделано в miavia estudia.